Экспертно-аналитический центр «Юг» /Ставрополь/ Эксперты аналитического центра «Юг» – о перспективах строительства трассы Кисловодск – Адлер для развития внутреннего туризма на Юге России и успешном лоббировании проекта губернатором Ставрополья.
Премьер-министр Михаил Мишустин по результатам рабочей поездки в СКФО поручил Минтрансу, Минэкономразвития, Минприроды и Минфину РФ до 15 сентября проработать возможные маршруты дороги, которая позволит соединить туристические кластеры Северного Кавказа и Причерноморья.
Речь идет об амбициозном проекте строительства автодороги Кисловодск – Адлер, который продвигает губернатор Ставрополья Владимир Владимиров. Новая автотрасса будет способствовать росту турпотока и поможет создать уникальный всесезонный курорт, соединив морские, бальнеологические и горнолыжные курорты Ставрополья, Северного Кавказа и Кубани. «Мы считаем очень важным, что проект автодороги Кисловодск – Адлер находится в поле внимания правительства РФ, и связываем с этим большие ожидания», – подчеркнул Владимиров.
Строительство автотрассы даст новый импульс развитию сразу нескольких регионов Юга России, уверен заместитель гендиректора туроператора «TUI Россия-СНГ» Александр Сирченко. «Те субъекты, которые находятся выше Ставрополья, получат возможность напрямую получать доступ к черноморским курортам. Джубгинская трасса, которой сегодня пользуются туристы, всегда была перегружена, и сейчас, когда из-за пандемии еще больше туристов едут к морю на автомобилях, ситуация усложняется. Аэропорты Сочи и Кавминвод тоже перегружены. Любой подобный инфраструктурный объект, который будет построен (а они неоднократно обсуждались), пойдет на пользу и туризму, и экономике регионов, через которые пройдет трасса. Это шикарная возможность», – считает Сирченко.
По предварительным подсчетам, на строительство трассы потребуется около трех лет. Срок окупаемости составит 12 лет. Новая автодорога даст возможность добраться до популярных российских курортов быстрее и комфортнее. Так, по данным проектировщиков, новый маршрут между Кисловодском и Адлером станет вдвое короче существующего. Дорога длиной 334 км вместо 700 км позволит туристам сэкономить до пяти часов времени, а также до 1,5 тыс. руб. сократить расходы на поездку одного человека из Кавминвод к морю.
Идея прямого объединения черноморских и северокавказских туристических кластеров существует давно, и она достаточно логична, отмечает завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов. По словам эксперта, это масштабная, трудная и дорогостоящая трасса, но ее строительство оправданно.
«В западной части Большого Кавказа есть участки, требующие особого внимания, – особо охраняемые природные зоны. Однако необходимость в данном проекте, безусловно, есть, его значимость никем не оспаривается. Кстати, сегодня есть и проекты обхода Туапсе, и другие маршруты. И здесь поручение Мишустина – необходимая проработка вопроса, – говорит Климанов. – Прямая трасса поможет распределить нагрузку между этими территориями, даст дополнительные возможности туристам, которые смогут соединить в одном турпакете и море, и бальнеологию, и горнолыжный отдых. Кроме того, это разгрузит аэропорты, потенциал которых почти исчерпан. Перспективы регионов, которые будут иметь такую трассу, очевидны».
Эксперты сходятся во мнении, что отсутствие транспортной доступности сегодня приводит к потерям в экономике курортных городов Ставрополья и Кубани и сдерживает рост внутреннего туризма в России. И в этой ситуации активное продвижение губернатором Ставрополья проектов, направленных на развитие всего макрорегиона, находит закономерную поддержку федерального центра.
«Этот проект важен для Ставрополья, КЧР и Кубани, но не только. Он важен для всей страны. В какой-то момент там может быть задействована и Адыгея, а ездить по этой дороге будут люди и из других регионов нашей страны. Это понимают в правительстве РФ», – резюмирует Климанов.
Добавим, что Михаил Мишустин также поручил Минэкономразвития и Минфину РФ предусмотреть 530,3 млн руб. на завершение реконструкции проспекта Ленина в Кисловодске. Это решение также принято по итогам встречи Мишустина и Владимирова, которая 15 июня состоялась в Пятигорске.