Во-первых, информация о массовых мероприятиях, прошедших в регионах в последние дни (праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, скандальный концерт в Набережных Челнах и так далее. — РК), в соцсетях, а именно там обычно проявляется то или иное недовольство, может носить заказной характер. Во-вторых, соцсети, как правило, против всего и сразу. Запретят мероприятия – будут в соцсетях ругаться, почему запретили. Разрешат мероприятия – будут ругаться, почему разрешили. Скажут всем ходить в масках – будут ругаться, почему ужесточают масочный режим – «концлагерь кругом». Не будут ужесточать масочный режим – будут ругаться, что не ужесточают, игнорируют статистику заболеваемости и так далее. Поэтому обращать внимание на реакцию в соцсетях стоит осторожно. Федеральный центр примерно так к этому и относится. Реакция федерального центра последует не из-за того, что где-то кто-то написал бессмысленно и беспощадно. Речь, скорее, будет идти о мерах, которые принимают региональные власти, и о том, как это сочетается с реальной ситуацией по распространению вируса (количество заболевших, больничных коек и так далее) и мнением федералов относительно необходимых мер.
Если мы говорим о действиях властей, то, наверное, начинать нужно с самих федеральных властей, которые то объявляют запрет на полеты, то их разрешают. Как получилось, что, когда индийский штамм вируса процветал, сообщение с Индией приостановлено не было? Как получилось, что, когда в Великобритании порог заражения не спал ниже 1%, а авиасообщение с Великобританией восстановили? Кто на этом зарабатывал? Для кого это было сделано? Для жителей нашей страны или для жителей Садового кольца, у которых недвижимость в Великобритании и очень хотелось ее посмотреть? Откуда у нас новый штамм вируса? Он же не в Петербурге родился, не в Перми, не в Набережных Челнах, а его сюда завезли. Давайте с этого начинать. Если говорить об ответственности, можно начинать с ответственности. Если наконец федеральный центр проявит принципиальность и найдет ответственных за то, что вирус в страну завезли, будет прекрасно.
Может, произойдет и другое: будут ловить стрелочников и перекладывать ответственность на региональные власти. Это тоже возможно, но это никак не будет связано с тем, что пишут социальные сети. Это во-первых. А во-вторых, в преддверии выборов в Госдуму федеральный центр находится в сложной ситуации. Все прекрасно понимают: если запретить все мероприятия, посадить обратно всех под замок в квартиры, это значит, в сентябре будет вполне понятный результат. Говорить об обещанных «45 на 45» (45% — явка, 45% — показатель «Единой России») не придется, такого не будет. Если сейчас запрещать все мероприятия, партия власти вообще рискует лишиться большинства в Госдуме. Для ЕР это тонкий лед, по которому нужно пройти и выбирать между Сциллой и Харибдой нынешней ситуации. С одной стороны, распространение вируса, с другой – закручивание гаек, а это удары по малому бизнесу. Люди, полтора года находящиеся в условиях локдауна, могут и не выдержать. При этом федеральные власти уже несколько раз победно рапортовали, что коронавирус побежден. Кто врал или ошибался? Давайте найдем виновных, при чем тут региональные власти? Поэтому мне кажется, что никаких серьезных последствий для региональных властей сейчас не будет.
Если в данной ситуации начать конфликт между федеральным центром и регионами, ситуация перед сентябрьскими выборами может еще больше осложниться. На это вряд ли пойдут. Рекомендовать сократить мероприятия могут, но как их сократить? Сейчас же выборы. Мне кажется все будет очень аккуратно, не будут сейчас будоражить общественное мнение.