В прошедшем 2020 году и начале 2021 года на постсоветском пространстве прошло большое количество президентских и парламентских выборов, которые, в том числе, следует признать важными и для интеграционных проектов с участием России. Диалог между российскими политическими партиями и партиями из других стран является одним из инструментов публичной дипломатии, позволяющим дать возможность более компетентно знакомить своих партнеров с национальными интересами своих стран. Причем, чаще всего, это непосредственное общение с представителями политической элиты, в ряде случаев прямо влияющей на принятие политических решений и делающей их публичную презентацию. Важность этого диалога, по мнению Директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова, является еще тем более актуальной в силу итого, что ни один из участников наиболее знаковых интеграционных проектов , таких как ОДКБ и ЕАЭС, публично не поддержал и не признал независимость Южной Осетии и Абхазии, а также вхождение Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации:
-Выборный сезон в прошлом году открыли президентские выборы в Белоруссии, состоявшиеся в конце августа. Ни для кого не является секретом, что несмотря на обилие интеграционных проектов, связывающих Россию и Белоруссию, вплоть до союзного государства, действующий президент этой страны Александр Лукашенко всегда являлся и является достаточно проблемным «политическим активом» для России. Произвольная трактовка союзнических обязательств и экономические претензии стали фирменным стилем белорусского лидера, при этом исправно получающего российские многомиллиардные дотации. Первоначальные обвинения России со стороны Александра Лукашенко в закулисной игре во время президентских выборов звучали вообще на грани фола. Однако последовавшие за его победой на выборах массовые акции протеста быстро вернули белорусского лидера к публичному апеллированию к российскому политическому руководству для содействия в нормализации ситуации в своей стране. Надо сказать и о том, что постоянная публичная риторика белорусского лидера о неэффективности ЕАЭС наносит ущерб и настораживает потенциальных участников этого объединения, в частности Узбекистан. Однако, именно в Белоруссии значимость партий для политического процесса является если и не нулевой, но практически незаметной. Российским политическим партиям практически не с кем вести диалог и сотрудничество. Выборы в Национальное Собрание Белоруссии идут только по мажоритарной системе при сборе подписей для выдвижения, как и регистрация кандидатов в президенты. Возможно, что конституционная реформа , которую обещает провести (и может даже проведет) Александр Лукашенко расширит полномочия и возможности партий, и у России появится еще какой-нибудь другой собеседник, помимо действующего президента Белоруссии. На сегодняшний день для политических сил Российской Федерации межпартийный диалог в этой стране практически невозможен и даже не интересен.
Прошедшие 4 октября выборы в парламент Киргизии показали доминирующую среди всех политических партий этой страны поддержку участия Киргизии в ЕАЭС и ОДКБ. Исключением, с некоторыми оговорками, можно считать состоящую из членов НКО и невлиятельную партию «Реформа». Однако уже через день итоги выборов из-за массовых протестов были отменены. Учитывая, что входящая ранее наравне со «Справедливой Россией» в Социалистический интернационал Социал-демократическая партия Кыргызстана бывшего президента Алмазбека Атамбаева, ныне находящегося в местах лишения свободы, «приказала долго жить», в числе членов Социнтерна в качестве наблюдателя появилась партия «Ата-Мекен». На прошедших выборах она набрала четыре процента. В начале 2021 года уже прошли внеочередные выборы Президента Кыргызстана, с поста которого после парламентских выборов неожиданно ушел Сооронбай Жеенбеков, и в течении этого года должны состояться новые парламентские выборы. Учитывая, что сейчас «основную скрипку » играет партия победившего президента Садыра Жапарова «Мекенчил», есть вероятность, что она может стать новой «партией власти». Однако турбулентность киргизской политики делает сложными прогнозы для выстраивания долгосрочных связей между российскими и киргизскими политическими партиями. Хотя необходимость такого диалога не вызывает сомнений.
Выборы Президента Таджикистана, прошедшие 11 октября, не содержали особой интриги. Давно желающая заключить соглашение о сотрудничестве с «Единой Россией» Народно-демократическая партия Таджикистана выдвинула своим кандидатом Эмомали Рахмона и, естественно, победила. Особенность прошедших выборов показала то, что ни один из кандидатов в Президенты не выступал за участие Таджикистана в интеграционных проектах на постсоветском пространстве, ограничиваясь внутренними вопросами. Разве что победитель Эмомали Рахмон в своей программе поддержал развитие связей со странами Центральной Азии и СНГ. Поле для взаимодействия остается.
Выборы Парламента Грузии, которые состоялись 31 октября вообще стоят, естественно, вдалеке от интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Оставляя в стороне правомерность итогов и чистоту голосования, лишь «Альянс патриотов Грузии» (набрали чуть более трех процентов) и «Единая Грузия – Демократическое движение» (прошли только в парламент Аджарии) во главе с лидером Нино Бурджанадзе выступают за диалог с Россией. Пока при явно атлантическом векторе развития Грузии, какие-либо межпартийные контакты маловероятны и вряд ли имеют хоть какой-то смысл.
Ну и нельзя не отметить и ту страну, где предлагаемые векторы развития стали линией политического разлома – выборы президента Молдовы. В середине ноября прошлого года, по итогам второго тура победу одержала гражданка Молдавии и Румынии Майя Санду, выдвиженец партии «Действие и солидарность» (PAS), выступающая за прозападный курс страны. Бывший президент Игорь Додон, лидер Партии социалистов Республики Молдавия (ПСРМ), добившийся для своей страны статуса наблюдателя при ЕАЭС и активно поддерживающий сотрудничество с Россией, получил второе место. Но проиграть сражение еще не значит проиграть войну. Не имеющий особых властных рычагов статус президента способствует началу новой схватки за парламент и, соответственно, состав будущего правительства. ПСРМ активно сотрудничает со «Справедливой Россией» и в этом случае диалог , судя по всему, имеет постоянный статус. Скорее всего, в следующем году пройдут досрочные выборы в молдавский парламент и сейчас уже не только личности и партии, а именно взгляды на будущее Молдавии станут основной темой выборов.
Предстоящий год готовит нам немало новых политических баталий на постсоветском пространстве. Накалившаяся внутриполитическая ситуация в Армении из-за событий в Нагорном Карабахе, по мнению многих политологов, приведет к досрочным выборам в Национальное Собрание Армении. Еще в декабре 2019 года «Единая Россия» подписала соглашение с «Процветающей Арменией» вместо пока ушедшей в тень бывшей правящей Республиканской партии Армении. При этом поддержка интеграционных с Россией проектов становится политическим мейнстримом вплоть до продвигаемой рядом политических партий («Национальное Единение», «Союз Конституционное право» и другими) идеей создания Союзного государства России и Армении или же вступление Армении в Союзное государство России и Белоруссии.
Прошедшие 10 января выборы Мажилиса Парламента Казахстана закономерно привели к победе партии «Нур Отан», тем самым идя в одном направлении со своим российским партнером – партией «Единая Россия».
Но к самым знаковым, скорее всего, стоит отнести предстоящие в декабре этого года выборы президента Узбекистана. Желание России вовлечь эту страну, претендующую на лидерство в Центральной Азии, в более тесную интеграцию вызывает необходимость активного сотрудничества российских коллег с пятью узбекскими партиями, которые остро нуждаются в консультативной помощи по вопросам партийного строительства и политических технологий. Итогом этого может стать полноценное вступление Узбекистана в Евразийский экономический союз (на данный момент – статус наблюдателя) и содействие углублению двусторонних отношений.
В самой России в Единый день голосования 19 сентября состоятся выборы в Государственную Думу и, естественно, в большинстве государств бывшего Советского Союза будут внимательно с следить за риторикой политических партий и тем, насколько идеи интеграции популярны у российского электората, а не только у самих политиков.
Диалог между российскими партиями и их коллегами в других странах постсоветского пространства находится лишь в зачаточном состоянии и имеет огромный потенциал для роста. При всей переплетениях современных реалий, межпартийное сотрудничество будет способствовать укреплению основных интеграционных объединений с участием России – ОДКБ и ЕАЭС, а также позволит зарубежным политикам лучше понимать Россию и принимаемые ее политическим руководством решения. И хоть можно сколько угодно говорить о том, что политические партии на постсоветском пространстве — не самые влиятельные и авторитетные участники политического процесса, как правило, именно, из их рядов формируется та самая политическая элита, от которой во многом зависит дальнейший курс развития их стран, в том числе и в отношении Российской Федерации.