Проверка Счетной палаты показала, что в России всего 44,2% муниципальных и региональных автодорог соответствуют нормативным требованиям. В СП отмечают, что средства на содержание дорог распределяются неравномерно, так, в 2019г. на содержание каждого километра федеральной трассы выделялось 2,2 млн руб., а региональной – всего 288 тыс. В итоге за последние два года доля региональных дорог, соответствующих нормативам, выросла всего на 1,1%.
В России всего 44,2% муниципальных и региональных автодорог соответствуют нормативным требованиям, говорится в отчете Счетной палаты РФ. При этом доля таких дорог, соответствующих нормативным требованиям, за последние два года выросла всего на 1,1%. Для сравнения: доля соответствующих требованиям федеральных дорог за этот период выросла на 7%, всего она составляет 84,8%.
Такая разница может быть обусловлена структурой расходов на содержание автодорог. Проверка СП показала, что в 2019г. на содержание 1 км дорожной сети федерального значения в 2019г. приходилось 2,2 млн руб., а на содержание региональных дорог – всего 288 тыс. руб. на 1 км. В целом же на трассы регионального или межмуниципального значения в среднем направлялось 29,6% от нормативной потребности. «Указанная ситуация негативно сказывается на транспортно-эксплуатационном состоянии региональной дорожной сети», – уверен аудитор Валерий Богомолов.
Богомолов также отметил, что в законодательстве не закреплены критерии отнесения автодорог к определенному уровню их содержания и механизм распределения бюджетных средств на их содержание, за которое отвечает Росавтодор. В результате в разных регионах объем ассигнований разнится. Так, в 2019г. наименьший объем бюджетных ассигнований по сравнению с нормативной потребностью из проверенных учреждений доведен до ФКУ Упрдор «Забайкалье» – 51%, а наибольший – до ФКУ Упрдор «Прикамье» – 91%. «Проверка показала, что Росавтодор при расчете бюджетных ассигнований учитывал протяженность участков дорог, которые или фактически отсутствовали, или не эксплуатировались, или их категории не соответствовали требованиям правил классификации автодорог», – говорится на сайте надзорного ведомства.
По итогам проверки Счетная палата предложила федеральному кабмину пересмотреть нормативы финансовых затрат на содержание автомобильных дорог федерального значения, а Минтрансу и Росавтодору – нормативно закрепить критерии отнесения дорог к соответствующему уровню содержания и методики распределения бюджетных средств на их содержание.