В рамках прошедшего в Москве в конце марта X Международного форума «Экология» одной из наиболее острых тем стало обсуждение проблем и перспектив развития водно-коммунального хозяйства России. Сегодня ситуация в этой отрасли крайне далека от благополучной. Проблема загрязнения питьевой воды сейчас решается в рамках ФЦП «Чистая вода» Нацпроекта «Экология». Но, по мнению экспертов отрасли, при ее подготовке и реализации не были учтены важнейшие аспекты, влияющие на достижение намеченных в Паспорте проекта целевых показателей.
Помимо строительства и реконструкции очистных сооружений необходима широкомасштабная и комплексная программа по обновлению фонда трубопроводов водоснабжения и водоотведения. Но в принятой программе эта задача практически не прописана, так что механизма решения проблемы все более усугубляющегося износа сетей (бухгалтерский износ в некоторых регионах РФ достигает 85%) на государственном уровне пока нет.
Ввиду износа коммуникаций неуклонно увеличивается количество аварий, резко растут потери питьевой воды, а также утечки опасных промышленных и бытовых стоков. Это наносит колоссальный экологический урон окружающей среде и здоровью населения.
Задача реновации коммунального фонда сегодня стоит в числе основных для обеспечения экологического благополучия страны. В условиях недостаточного финансирования и с учетом масштаба нуждающихся в замене сетей она должна находиться на особом государственном контроле. Но зачастую в сфере строительства и реконструкции сетей водоснабжения и канализации количество нарушений и неэффективного расходования бюджетных средств настолько велико, что ставит под угрозу завершение работ по обновлению фонда коммунальных сетей.
Среди экспертов и производителей трубной отрасли сейчас ведется активная работа с целью предотвратить угрозу коллапса в сфере водно-коммунального хозяйства страны. И это как раз тот случай, когда социально-значимые инициативы ученых и бизнеса по сохранению здоровья нации путем обеспечения населения чистой питьевой водой и предотвращения экологических и техногенных угроз из-за аварий и утечек при транспортировке промышленно-бытовых стоков, должны быть услышаны и поддержаны государством.
Большую работу в данном направлении осуществляет Ассоциация производителей трубопроводных систем (АПТС). Это некоммерческое объединение производственных предприятий, научно-исследовательских и учебных учреждений, экспертных организаций и общественных объединений трубопроводной области. АПТС ведет работу по системному решению проблемы фальсификата и контрафакта в области наружных и внутридомовых трубопроводных систем, которая включает в себя такие направления как:
— предотвращение возможности применения некачественной трубной продукции на различных этапах реализации объекта: формирования технического задания, проектирования, строительства (в том числе отклонение поставок некачественной продукции),
— разработка и актуализация нормативных правовых и нормативных технических документов и стандартов, регулирующих производство, проектирование, монтаж и эксплуатацию трубопроводных систем,
— переход к обязательному технико-экономическому расчету, основанному на принципе стоимости затрат жизненного цикла, на этапах проектирования и заключении контракта.
Эти меры помогут кардинально улучшить процесс реновации коммунальных сетей, позволят строить только качественные трубопроводы, которые будут служить десятилетиями, обеспечивая население чистой водой и решая задачу транспортировки стоков без потерь и экологического урона человеку и окружающей среде.
В рамках прошедшего форума «Экология» выступил Михаил Попов – член Экспертного совета АПТС, ответственный за работу по борьбе с фальсификатом и контрафактом в области трубопроводных систем.
В своем докладе Михаил Попов отметил, что на сегодняшний день проблема экологического загрязнения ввиду аварийного состояния систем водоотведения приобретает угрожающие масштабы. Только по официальным данным РОССТАТа, около 45 % сетей канализации уже сейчас требуют замены. Но ситуация усугубляется, поскольку обновление сетей водоотведения составляет порядка 0,4 % в год при темпах нарастания износа 3% в год. Данные о сетях водоснабжения также дают пессимистичную картину: около 44 % водопроводов подлежат срочной замене, их реновация не превышает 1,1 % в год, когда нормативы предполагают 4% в год.
Эксперт отметил, что при таких удручающих статистических данных и ограниченном бюджетном финансировании реновация должна производиться с учетом требований строго целевого и максимально эффективного расходования средств.
На деле же, констатирует Михаил Попов, приходится фиксировать факты многочисленных нарушений. При этом несовершенство нормативно-технической базы, отсутствие общеобязательных документов, регулирующих производство, проектирование, монтаж и эксплуатацию трубопроводов, добровольная сертификация трубной продукции развязывают руки недобросовестным производителям. Производство и применение некачественной продукции зачастую остается безнаказанными.
Он утверждает: «Засилье фальсифицированной и контрафактной трубной продукции – это крайне серьезная угроза. Некачественные трубы имеют совершенно непрогнозируемую, но крайне высокую аварийность, что еще более усугубляет износ сетей. К тому же фальсифицированные трубы изготавливаются из сырья, не предназначенного для продукции питьевого водоснабжения и выделяют в транспортируемую по ним воду вредные соединения и канцерогены, инфильтрируют опасные для здоровья и жизни человека вещества из грунта. Сегодня единственный способ поставить заслон их массовому производству и применению – это разработка и законодательное утверждение Технического регламента к сетям водоснабжения и водоотведения в РФ, а также введение обязательной сертификации для всех видов труб и производств».
Относительно финансовых злоупотреблений, Михаил Попов привел в пример случай из практики одного из уральских городов. По его словам, Управление капитального строительства этого города (Заказчик по госконтракту) запросило технико-коммерческое предложение с перечнем технических характеристик на поставку трубопровода в адрес двух производителей труб. Предприятие №1 сообщило о готовности поставить партию труб с указанием стоимости в размере 13900 руб/м.п. Данная информация была получена Заказчиком и передана Исполнителю – проектной организации, а в дальнейшем нашла свое отражение в Обосновании материала проектируемого трубопровода. Предприятие №2 заявило о готовности поставить трубы по цене 15122 руб./м.п.
В технико-экономическом обосновании было приведено сравнение стоимости, согласно которому затраты на укладку 1 п.м. трубы завода №2 составляют 4787 руб., и за укладку 1 п.м. трубы завода №1 – 3453 руб. В итоге стоимость монтажа в расчете на 1 метр трубы от завода №2 составляет 19909,00 руб., от завода №1 – 17353 руб.
Однако, как подчеркнул эксперт, указанный подсчет в Обосновании отсутствовал и был заменен указанием стоимости жизненного цикла. Вместе с тем, сама методика определения стоимости жизненного цикла в самом обосновании отсутствовала.
В итоге при принятии Заказчиком решения о выборе поставщика труб не было учтено, что стоимость укладки 27600 метров трубы завода №2 составляет 549 488 400 руб. по цене прайс листа, а стоимость укладки 27600 метров трубы производства завода №1 составляет 478 942 800 руб.
«Разница составила более 70 млн. 500 тысяч! И проектировщик выбрал поставщика, цена монтажа труб которого выше на 70 млн. руб. К сожалению, такие примеры можно приводить долго», – резюмирует Михаил Попов.
Согласно статье 102 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления общественного контроля. Но на деле для этого работающих механизмов пока нет.
Михаил Попов отмечает: «Крайне тяжело сегодня решить вопрос получения информации о ходе конкурсных процедур, принятии тех или иных решений Заказчиками работ и исполнителями. На сайты электронных площадок не выкладывается вся необходимая информация. Закидывать обращениями Антимонопольную службу, правоохранительные органы порой не имеет никакого смысла, так как жалоба должна быть обоснованная, четко указывающая на допущенные нарушения закона. В противном случае любое обращение будет рассмотрено лишь в рамках доводов, указанных в обращении. Закупки, осуществляющиеся в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг» отдельными видами юридических лиц, общественному контролю не подлежат. В указанном нормативно-правовом акте предусмотрен лишь ведомственный контроль».
В связи с изложенным, полагает эксперт, целесообразно говорить о необходимости введения общественного контроля за закупками, осуществляющимися в рамках 223-ФЗ, о сокращении сроков представления информации по запросам лиц, осуществляющих общественный контроль, об усилении ответственности за неисполнение требований Закона о порядке рассмотрения обращений граждан при осуществлении общественного контроля.
Отсутствие в современной России законодательно закрепленных единых технических требований к сетям водоснабжения и водоотведения, распространение обязательной сертификации не на всю трубную продукцию, а также прямые нарушения при выдаче добровольных сертификатов на трубы органами, не аккредитованными на сертификацию конкретных видов продукции, недостаточно активная позиция профильных органов госвласти в данной сфере – все это способствует злоупотреблениям со стороны государственных заказчиков, неэффективному расходованию денежных средств и, как следствие, причинению серьезного ущерба экономике и экологическому благополучию в нашей стране. Обсуждение всех этих проблем на X Международном форуме «Экология» позволило еще раз привлечь к ним внимание профильных госструктур и ведомств.
Екатерина Немчинова