«Чистая вода» на бумаге не значит чистая вода в кране

Одно из величайших богатств России – внушительные запасы пресной воды. Этот ресурс в условиях усиливающегося в современном мире дефицита воды нам совершенно напрасно кажется неиссякаемым и воспринимается как данность.

Да, по оценкам Федерального агентства по недропользованию уровень обеспеченности запасов чистой водой в России превышает потребности в 4–5 раз. Глава Роснедр Евгений Киселев заявил, что коэффициент использования подземных вод составляет 20–30%. Остальные воды или возможности не используются. К тому же, по его словам, в ряде случаев проблемы, связанные с недостаточным качеством поверхностных вод, могут быть решены за счет источников подземного водоснабжения.

И, кажется, беспокоиться не о чем…

Но как мы расходуем этот бесценный ресурс?.. Речь пойдет не о рациональном и бережливом водопользовании, хотя это безусловно важно. Куда важнее – эффективное функционирование системы централизованного водоснабжения и водоотведения. Насколько чистую и безопасную воду получают потребители, и насколько успешно происходит транспортировка промышленных и бытовых стоков. И вот тут-то все бонусы нашей страны в виде гигантских запасов чистой воды обнуляются.

Парадоксально, но факт: имея неограниченный потенциальный доступ к чистой воде, подавляющая часть россиян по факту вынуждена либо потреблять недостаточно чистую и безопасную воду, либо вносить ежедневную лепту в финансовое благополучие производителей фильтров и систем водоочистки, а также бутилированной воды.

При этом немаловажно отметить: во всех развитых западных странах обычную воду из крана можно пить, не опасаясь за свое здоровье. Гарантия этой базовой потребности в обеспечении доступа граждан к чистой питьевой воде находится на контроле государства.

В России же пока о таком состоянии водообеспечения остается только мечтать. Конечно, в мегаполисах ситуация достаточно благополучна. Москва и Санкт-Петербург находятся примерно на одном уровне с развитыми городами мира. Но на остальных огромных просторах России проблемы с низким качеством воды крайне остры.

Российское Правительство обращается к решению данных вопросов уже на протяжении многих лет. Но пока что реальная ситуация не решается и даже усугубляется, несмотря на довольно оптимистичную статистику Росстата.

На сегодняшний день запущен федеральный проект, призванный решить задачу обеспечения 99% россиян чистой водой. После майских указов Владимира Путина в 2018 году была разработана ФЦП «Чистая вода» в рамках нацпроекта «Экология». На сайте Минстроя РФ опубликован Паспорт проекта.

В начале этого года во время рабочей поездки в Курган Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Якушев сообщил, что за время реализации федерального проекта «Чистая вода» в 83 регионах будут построены и реконструированы порядка 400 крупных объектов водоснабжения. Объем финансирования проекта составит 245 млрд рублей, включая деньги федерального, региональных бюджетов и инвесторов. Федеральный проект «Чистая вода» направлен на повышение качества питьевой воды в субъектах Российской Федерации. Оценка качества воды будет производиться в соответствии с методикой Роспотребнадзора.

Глава Минстроя отметил: «Основная цель реализации проекта – увеличение доли россиян, обеспеченных качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. Эта задача определена в майском указе Президента РФ. Проект сложный, но мы приложим все усилия для его реализации».

Но, по мнению экспертов отрасли, в ФЦП «Чистая вода» масса недоработок. Несмотря на внушительное финансирование, какого до сих пор еще никогда не было, программа, по сути, не решает проблему комплексно, а, значит, рискует не достичь поставленных целей. Согласно опубликованным данным, много говорится и планируется сделать в части водоочистки и водоподготовки, но вопрос реновации распределительных сетей практически никак не решается, конкретных шагов и определенного бюджета на эти цели не предусмотрено. В Паспорте ФЦП «Чистая вода» содержится лишь одно ссылочное замечание – о том, что доля финансирования мероприятий по модернизации сетей водоснабжения не должна превышать 30% от общего бюджета региональных программ.

Такой подход, когда упускается из внимания потребность в обновлении гигантского инфраструктурного объекта – сетей водоснабжения и водоотведения, протяженность которых составляет 763 тыс. км, вызывает, по крайней мере, недоумение. Это тем более не укладывается в голову, если принять во внимание огромное количество проблем, о которых говорит отраслевое сообщество.

Ни для кого не секрет, что фонд сетей водоснабжения и канализации сильно изношен. В различных регионах страны износ доходит до 85 %. По данным РОССТАТа, которые значительно ниже реальных показателей, уже сейчас около 44 % трубопроводов водоснабжения и 45 % сетей водоотведения требуют срочной замены. Их реновация происходит крайне медленно. Для трубопроводов водоснабжения она составляет 1,1% от всей протяженности в год, для канализации − всего 0,4 %. И это притом, что темпы нарастания износа превышают 3% в год.

Более 44 % трубопроводов водоснабжения, согласно данным РОССТАТа, уже сейчас требуют замены. В 2016 году было зафиксировано 97 635 аварий на сетях водоснабжения и водоотведения, а затраты на их устранение составили 11,7 миллиардов. По причине протечек и аварий неуклонно растет процент потерь воды в процессе ее транспортировки потребителю – до половины от всего объема подаваемой воды! То же касается и сферы водоотведения – канализации. В замене нуждается 45 % сетей, через дырявые трубопроводы теряется более 30 % неочищенных промышленных стоков и отходов жизнедеятельности человека, загрязняющих почву, подземные воды и источники забора питьевой воды.

Деньги в буквальном смысле утекают как вода и вместе с водой. Ведь дополнительные затраты на неучтенную транспортировку и очистку сточных вод в целом по России составляют порядка 32,9 миллиардов. А всего потери водоканалов в год (утечки + неучтенные затраты + аварии) достигают 87,2 млрд. руб., что эквивалентно 25% оборота отрасли.

Федеральный проект «Чистая вода» уже запущен и вряд ли будет пересмотрен. Но, к сожалению, он рискует так и не достичь поставленных целей, потому что однобоко решает проблему. Безусловно, строительство очистных сооружений, водозаборов, сооружений водоподготовки и станции обезжелезивания – это чрезвычайно необходимые и значимые мероприятия.

Но что же делать с усугубляющимся износом сетей водоснабжения и канализации, ведь для всех очевидно, что в процессе транспортировки по изношенным или построенным из сомнительного качества труб водопроводам даже хорошо очищенная вода подвергнется вторичному загрязнению и не будет соответствовать гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям.

Получается, что конечные потребители заветную «чистую воду» в своих домах в так и не увидят…

Нужны комплексные меры. Иначе последствия вторичного загрязнения, огромных потерь дорогостоящей воды питьевого качества и канализационных стоков сведут на нет все усилия и капиталовложения, направленные на очистные сооружения и оздоровление важнейших водных бассейнов рек, а усугубление износа и аварийности водных коммуникаций приведет к неконтролируемому увеличению внебюджетных издержек, неизбежному росту тарифов на услуги ЖКХ и риску чрезвычайных ситуаций в связи с массовым выходом из строя систем водообеспечения.

Екатерина НЕМЧИНОВА.