В России презентован Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университетов». Это первый мировой университетский рейтинг, разработанный на постсоветском пространстве. Как считает Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков, в этом есть своя логика. Мнение эксперта читайте далее.
Современный мир – мир рейтингов. Сравнивается все – предприятия, продукты питания, услуги, места для отдыха и многое другое. Считается, что если занимаешь в рейтинге более высокое место – значит, все делаешь правильно и побеждаешь в конкурентной борьбе. Главное – это то, чтобы рейтинги давали правильное представление о действительности, учитывая все обстоятельства и особенности. Не обошлось без рейтингов и в такой сфере как образование, особенно высшее.
Школьники и абитуриенты внимательно изучают различные данные о будущем месте учебы. Ведь от этого зависит их дальнейшая карьера, социальный статус и, естественно, доход. Вообще, в мире существует двадцать различных университетских рейтингов. Но рейтингов много, а лидируют в них в большинстве одни и те же университеты. Да действительно, эти вузы являются лучшими. Более того, сейчас вРоссии действует программа «5-100», согласно которой к 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в ведущую сотню мировых рейтингов.
Но сама Россия не являлась организатором ни одного из мировых университетских рейтингов, пока в марте 2013 года президент России Владимир Путин не поручил разработать критерии российского международного рейтинга вузов. Ведь все остальные университетские рейтинги, при всем к ним уважении, имеют один очень существенный недостаток – они не учитывают связь с обществом и регионом размещения, акцентируя свое внимание только на научной и образовательной составляющих. А дальше? А дальше выпускнику надо где-то работать. Более того, университет и может и должен стать одним из источников развития своего родного региона.
Так возник Московский международный рейтинг вузов, который называется «Три миссии университетов». Это образовательный и научный компонент, обычный для всех рейтингов и новый – взаимодействие университетов с обществом. Российскую методику анализа поддержали эксперты из Китая, Индии, Турции, Ирана, Японии и других стран.
Радует, что в мире появился глобальный университетский рейтинг из России, который сразу стал полноправным участником сферы образования. И вот первые итоги. Помимо американских и европейских университетов, в лидеры вошли и университеты из стран ЕАЭС. Что не удивительно. В советские годы образование в университетах в большей степени было акцентировано на практику, нежели на теорию.
Странным в некоторых случаях выглядит наличие ведущего (в рейтингах) университета в экономически и социально неразвитом регионе. Так быть не должно. Университеты не просто могут, но и должны стать источником социально-экономического развития своих территорий. И это уже признанный факт.
Андрей Русаков,
Директор Центра европейско-азиатских исследований
Подробности: www.gosrf.ru