Зачем Москва подготовила свой международный рейтинг вузов?

В России презентован Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университетов». Это первый мировой университетский рейтинг, разработанный на постсоветском пространстве. Как считает Директор Центра европейско-азиатских исследований  Андрей Русаков, в этом есть своя логика. Мнение эксперта читайте далее.

Современный мир – мир рейтингов. Сравнивается все – предприятия, продукты питания, услуги,  места для отдыха и многое другое. Считается, что если занимаешь в рейтинге  более высокое место – значит, все делаешь правильно и побеждаешь в конкурентной борьбе. Главное – это то, чтобы рейтинги  давали правильное представление о действительности, учитывая все обстоятельства и особенности.  Не обошлось без рейтингов  и в такой сфере как образование, особенно высшее.

Школьники и абитуриенты  внимательно изучают различные данные о будущем месте учебы. Ведь от этого зависит   их дальнейшая карьера, социальный статус и, естественно,  доход. Вообще, в мире  существует двадцать различных университетских рейтингов. Но рейтингов много, а лидируют в них в большинстве одни и те же университеты. Да действительно, эти вузы являются лучшими. Более того, сейчас вРоссии действует программа «5-100», согласно которой к 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в ведущую сотню  мировых рейтингов.

Но сама Россия не являлась организатором  ни одного из мировых университетских рейтингов, пока в марте 2013 года президент России Владимир Путин  не поручил разработать критерии российского международного рейтинга вузов. Ведь все остальные университетские рейтинги, при всем к ним уважении, имеют один очень существенный недостаток – они не учитывают связь с обществом и регионом размещения, акцентируя свое внимание только на научной и образовательной составляющих. А дальше? А дальше выпускнику надо  где-то работать. Более того, университет и может и должен стать одним из источников развития своего родного региона.

Так возник Московский международный рейтинг вузов, который называется «Три миссии университетов». Это образовательный  и научный компонент, обычный  для всех рейтингов и новый – взаимодействие университетов с обществом. Российскую методику анализа поддержали эксперты из Китая, Индии, Турции, Ирана,  Японии и других стран.

Радует, что в мире появился глобальный университетский рейтинг из России, который сразу стал полноправным участником сферы образования. И вот первые итоги.  Помимо американских и европейских университетов, в лидеры вошли и университеты из стран ЕАЭС.  Что не удивительно. В советские годы образование в университетах в большей степени было акцентировано на практику, нежели на теорию. 

Странным в некоторых случаях выглядит  наличие  ведущего (в рейтингах) университета в экономически  и социально неразвитом  регионе. Так быть не должно. Университеты не просто могут, но и должны  стать источником социально-экономического  развития своих территорий.  И это уже признанный факт.

Андрей Русаков,

Директор Центра европейско-азиатских исследований

Подробности:  www.gosrf.ru