Транспортный кризис в Екатеринбурге перерастает в политический – в планируемой реформе с сокращением более ста маршрутов разбираются прокуратура, уполномоченный по правам человека, депутаты всех уровней, и только сформированный в Свердловской области «единый политический центр» в лице бывшего «теневого мэра» уральской столицы Владимира Тунгусова хранит молчание. На фоне грядущего назначения исполняющего губернатора Среднего Урала это явно не добавляет очков региональной команде. Вопрос – почему «политический менеджер» Тунгусов до сих пор не вмешался в ситуацию – может определить грядущие выборные расклады к сентябрю 2017 г.
18 января стало известно, что в столице Среднего Урала пройдет митинг против транспортной реформы. О готовящемся мероприятии на своей странице в Facebook рассказал депутат ЗакСО Дмитрий Ионин. «Подана заявка на проведение городского митинга против реформы транспортной схемы Екатеринбурга. Мероприятие планируется на 31 января в 13.00 на площади Труда. Заявка о его проведении направлена региональным отделением партии «Справедливая Россия» в городскую администрацию», — сообщил парламентарий.
Он также отметил, что «в кулуарах открыто говорят, что реформа направлена вовсе не на интересы жителей города, а ее реальная задача — «подсадить» всех пассажиров на «Е-Карту», без которой стоимость проезда при частых пересадках взлетит в два-три раза, и выдавить с рынка частных перевозчиков в пользу городского МоАП.
В активное обсуждение уже включился «справедливоросс» Александр Бурков, который называется в числе потенциальных кандидатов в губернаторы Свердловской области, некоторые близкие к «мозговым штурмам» в АП политологи видят его и вовсе кандидатом в президенты. Но напомним, что в последней выборной кампании Бурков проиграл в Нижнетагильском одномандатном округе выборы в Госдуму малоизвестному Алексею Балыбердину (хоть и во многом благодаря мэру Сергею Носову, поддержавшему работника УВЗ).
Впрочем, политические расклады – прошлые и нынешние – горожан сейчас волнуют мало.
Новая схема движения общественного транспорта в Екатеринбурге будет внедрена с 1 июля этого года. Планируется отменить большинство маршрутов общественного транспорта – в общей сложности более 100. При этом, 13 января РЭК одобрила повышение стоимости проезда в общественном транспорте — с 26 до 28 руб. Изменения вступят в силу с 1 февраля этого года.
Пока планируемой схемой возмущались жители, депутаты, омбудсмен Татьяна Мерзлякова и проверяла прокуратура, мэрия Екатеринбурга планово запустила первый этап реформы.
До сих пор льготники, в том числе инвалиды, пенсионеры, платили за месячный проездной на все виды транспорта 426 руб. С 1 февраля повышается стоимость проезда, и накануне стало известно, как особо администрация Екатеринбурга «позаботилась» о социально-незащищенных слоях населения. Безлимитный проезд для них вырастет больше, чем в два раза, до 1 тыс. руб. А за 443 руб. они смогут совершить только 40 поездок.
«В настоящее время та ситуация, которая сложилась и связана с «транспортной реформой» в Екатеринбурге, достаточно странная. С одной стороны, мы видим, что общественность выступает против того проекта, который был представлен и опубликован. Видя такую однозначную негативную реакцию, любой чиновник, любое ответственное лицо муниципального или регионального уровня, по идее, должно сделать шаг назад, сделать какие-то примирительные заявления, что проект выносится на публичные слушания, будет еще раз изучен и так далее. В этой ситуации ничего подобного сделано не было. С другой стороны, каких-то официальных публичных заявлений высших городских или областных чиновников, по большому счету, не видно. В такой ситуации, когда основные политические игроки — город и область — взяли паузу, такое ощущение, что реакция неопределенная, чиновники боятся однозначно выступать «за» или «против». На этом фоне какие-то политики, в том числе «СР» начинают проявлять инициативу, потому что прекрасно понимают, что на такой почве можно заработать политические очки», — отметил в беседе с Накануне.RU политолог, представитель АПЭК Руслан Мухаметов.
В эти дни губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев находится в Москве. Он проводит там ряд «закрытых» встреч, а в конце недели поучаствует в съезде «ЕР». Уже не раз многие источники говорили, что в январе решится вопрос по исполняющему обязанности губернатора Свердловской области. Полномочия Куйвашева истекают в мае, а в сентябре должны состояться выборы главы региона. Еще в 2016 г. в областную власть был делегирован Владимир Тунгусов, планировалось, что его пребывание там будет временным – до выборов в Госдуму, но теперь он называет себя членом областной команды, и для всех очевидно, что будет «делать выборы» губернатора Свердловской области.
Для наблюдателей остается загадкой вопрос – как в условиях особого внимания федерального власти к Среднему Уралу в его столице – Екатеринбурге (то есть, вроде бы, на «подконтрольной» Тунгусову территории) – начинает назревать политический кризис? Возможно ли, что глава губернаторской администрации настолько занят делами области, что не предвидел митинговой активности в ее столице? А в повестке все больше острых тем — взять хоть тот же Красноуральск, где, похоже, разбираются, криминальные кланы, или Дегтярск, где с конца октября (!) не могут утвердить главу.
«Если это [транспортная реформа] и было изначально задумано как некое мероприятие, чтобы подставить губернатора, причем задумано еще некоторое время назад, до того, как Тунгусов перешел в администрацию главы региона, то на данный момент все политические планы перевернуты. Ситуация больше напоминает какую-то патовую. Чиновники взяли паузу. С одной стороны, сейчас политически выгодно поддержать отмену этой реформы или попытаться ее пересмотреть, чтобы успокоить общественное мнение, набрать политические очки. С другой стороны, видя сейчас некий союз городских и областных властей, при условии, что городские власти инициировали подобные изменения в транспортной сфере Екатеринбурга, вроде, не с руки выступать против. Как мне представляется, стратегия властей на данный момент — как можно дольше воздерживаться в надежде, что первая эмоциональная реакция пройдет, эмоции успокоятся и, рано или поздно, этот вопрос либо уйдет из повестки, топовых новостей, и население успокоится, а идея реализуется«, — считает эксперт Руслан Мухаметов.
А политолог, руководитель уральского филиала ФоРГО Анатолий Гагарин считает, что в настоящий момент никто просто не хочет брать на себя ответственность. «Никто не хочет брать на себя ответственность. Второе — поскольку губернатор сейчас отсутствует, как мы знаем, с ним до конца, по всей вероятности, обсудить эту проблему не удается. После того, как он сделал заявление, решающее слово должно быть за «городом», — считает эксперт.
А губернатор, напомним, в целом поддержал оптимизацию, сказав, что она должна стать эффективной мерой, но высказал озабоченность сохранностью прав горожан. При этом никакой разъяснительной работы с населением со стороны мэрии не ведется.
По мнению Анатолия Гагарина, столь проблемный вопрос власти должны бы «расшифровать» для народа, обозначить свои позиции, но делается это крайне робко и, кроме яркого заявления омбудсмена, ничего не было сказано. «Ее заявление сводится к тому, что нужно всем сесть и обсудить — давайте жить дружно. Безусловно, какие-то заявления должны быть, должна быть предложена некая программа консультаций общественности с экспертами, специалистами», — считает Анатолий Гагарин.
Он добавляет: «Те технологии, которые сейчас используются для пиар-освещения и объяснения этой концепции, недостаточны и недейственны».
И действительно, как-то так совпало, что губернатор во время разрастания кризиса находится в Москве. Похоже, что ставка на инкорпорирование Тунгусова в областную власть для того, чтобы убрать элитные конфликты, уже не то что дает сбои, а порождает какие-то хаотические всплески.
«Любая подобная протестная активность в федеральном центре всегда берется на заметку в Москве и не красит никакой уровень власти. В данном случае — областной. Конечно, подобные митинги могут повлиять только отрицательным образом на кандидатуру и.о. Естественно, сейчас любой чиновник пытается успокоить общественность, понимая, что любая негативная новость о регионе может негативно сказаться на их собственной судьбе, на принятии окончательного решения о кандидатуре будущего свердловского губернатора», — подтверждает Руслан Мухаметов.
Если исходить из обычной логики, то можно прийти к вопросу — может, транспортный узел надеются развязать позже, после ответа федерального центра на главный вопрос — об и.о. губернатора?
Эксперты не исключают, что история с транспортом – это, возможно, долгоиграющая политическая комбинация. Не будем забывать, как в преддверии назначения Куйвашева губернатором с поста полпреда УрФО в Екатеринбурге остро встал вопрос с проведением митинга сторонников Владимира Путина, на который тагильчане предлагали пригнать танк. «Болотные» активисты бились в истерике, но именно Куйвашев в решающий момент выступил «разруливающим» и заявил в СМИ о недопустимости такой акции, он сослался на законы, по которым проносить оружие на публичные акции запрещено.
«Если митинг [против транспортной реформы] правильно преподнести, не думаю, что в федеральном центре его оценят как минус власти. Я бы это использовал в плюс. Надо просто правильно его преподнести и сделать элементом определенной работы, который ложится во всю пеструю картину нашей политической уральской жизни. Это будет просто иллюстрацией к тому, что «ситуация сложная, но мы ее решили». Это можно обернуть в плюс власти, если правильно преподнести и правильно расставить акценты», — считает Анатолий Гагарин.
Но городской трамвай – не символический танк с УВЗ, согласитесь. Красивый политический жест, о котором уже все давно догадались, не является ни красивым, ни неожиданным, а значит, и политическим может стать с очень большим трудом. К тому же, уже озвучена новая стоимость проезда, и даже сверстаны «обнадеживающие» планы по льготникам. Политическое вмешательство будет означать сильнейшую пощечину городской власти, и это вполне может дать старт новому противостоянию города и области. Вопрос – кто будет в этой ситуации таскать каштаны из огня, а кто – подсчитывать гешефт – что финансовый, что политический, остается открытым.
По материалам: www.nakanune.ru