Евланов Владимир Лазаревич
Глава муниципального образования город Краснодар, кандидат экономических наук
Комментарии эксперта:
Декабрь 01, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Ноябрь, 2015)
В этом году наш город назван самым благоустроенным в России. Краснодар традиционно участвует в конкурсе, неоднократно был лауреатом, но победителем стал впервые за последние десять лет. И теперь все мы по-новому оцениваем его достижения и проблемы.
Уверен, любой город, победивший в таком престижном конкурсе, может этим по праву гордиться. Однако мы понимаем, что осталось много задач, над решением которых еще предстоит работать. Это благоустройство строящихся микрорайонов, строительство новых дорог и тротуаров, объектов инженерной инфраструктуры и сетей ливневой канализации. И все это – большая работа на перспективу.
Сегодня Краснодар, без сомнения, красивый и чистый город. Но так было не всегда. Еще 10 лет назад ситуация была иной. Собственно, в Краснодаре сейчас изменились сами стандарты жизни. Город обновляется, растет. Мы ежегодно вводим свыше миллиона квадратных метров жилья. И речь идет о качественном жилье, по сути, переходе от точечной застройки к комплексным проектам планировки.
При поддержке администрации Краснодарского края и при активном участии жителей краевого центра город развивается. Завершена реконструкция бульвара по улице Красной, обновлены скверы и парки, отремонтированы восемнадцать подземных пешеходных переходов. Приведены в порядок сотни фасадов, дворов и тротуаров. Продолжается масштабное озеленение, строительство объектов социальной сферы, комплексное благоустройство. Краснодар – растущий мегаполис. И, конечно, у нас есть проблемы роста — коммуникации, строительство дорожной инфраструктуры, развитие систем электроэнергетики, водо- тепло- и газоснабжения.
Перед нами стоят четкие и жесткие задачи, их ставят жители, наш губернатор Вениамин Иванович Кондратьев. Время, конечно, в финансовом плане непростое, но, надеюсь, что с поставленными задачами мы справимся. Работаем над повышением открытости, обсуждаем предстоящие изменения в Генплан — чтобы понять, что хочет и что может Краснодар.
Уверен, главное достояние любого города – его жители, и победа Краснодара в этом престижном конкурсе — наша большая и общая победа.
Апрель 20, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Апрель, 2015)
За последние 10 лет в Краснодаре накоплен большой опыт в сфере взаимодействия власти и населения. Эта тема чрезвычайно важна, я считаю ее главной в своей работе. Когда я стал исполняющим обязанности главы города в октябре 2004 года, то увидел в этой сфере катастрофические провалы. Встречи представителей городской власти с населением не проводились, решения власти людям не объяснялись, в СМИ была сплошная пропаганда, а не попытка ответить на острые вопросы горожан. Все это нужно было срочно менять, чем мы с моей командой и занялись.
И сейчас я могу с уверенностью сказать, что именно на основе мнения жителей мы выстраиваем стратегические направления развития города, принимаем управленческие решения.
В Краснодаре за последние годы разработаны и достаточно эффективно работают каналы «обратной связи» с населением, что позволяет формировать по-настоящему близкую к жителям власть, подкрепленную инициативой снизу, и в конечном итоге способствует наиболее оптимальному решению самых актуальных проблем территорий.
Мы строим свою работу так, что каждый горожанин знает: он – равноправный партнер власти.
Ведь чем больше людей активно участвуют в общественной жизни, тем точнее и продуманнее становятся решения власти.
В этой сфере я бы выделил три ключевых направления, которые чрезвычайно важны для создания нормальной социальной обстановки в городе.
Во-первых, это выстраивание взаимоотношений с населением через общественные организации, общественные формирования, ТОСы. Это наш актив, с помощью которого формируется общественный климат в городе, вырабатываются главные, ключевые решения.
Во-вторых, это предоставление возможности каждому жителю города напрямую обратиться на все уровни городской власти, ко мне лично, попасть к любому чиновнику на прием, это прямой контакт с руководителями. Мы по всем направлениям развиваем каналы связи с жителями, даем людям возможность задать вопрос и получить на него конкретный ответ.
И третье — это регулярные опросы общественного мнения, социологические исследования, которые проводим на самые актуальные, волнующие людей темы.
Общественное самоуправление в нашем городе – это, прежде всего ТОСы. Они созданы и действуют в четырех внутригородских округах Краснодара.
В настоящее время прошли регистрацию и работают 1605 органов ТОС.
Наш многолетний опыт показывает — только при поддержке общественности, всех жителей города могут быть реализованы в полном объеме программы и планы администрации и городской Думы Краснодара.
Как пример эффективного взаимодействия власти и органов ТОС можно привести ликвидацию последствий «ледяного дождя». Он обрушился на наш город в январе 2014-ого и нанес серьезный ущерб – было нарушено электроснабжение, работа общественного транспорта и связи. Руководители органов ТОС помогли нам организовать массовые субботники по уборке упавших деревьев и обледеневших веток. Большая работа ими была проведена и при сборе гуманитарной помощи для жителей Донецкой и Луганской областей, прибывших в наш город.
Для более эффективной связи общественных формирований города с органами власти с 2007 года у нас создана структура так называемых территориальных центров. В Краснодаре работают 42 таких центра, которые территориально «привязаны» к границам избирательных округов депутатов городской Думы.
В помещениях территориальных центров размещаются первичные и местные отделения политических партий, общественных объединений, органы территориального общественного самоуправления, пункты участковых уполномоченных полиции. В большинстве из них также размещены приёмные депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края и городской Думы Краснодара.
Через территориальные центры мы имеем возможность информировать население о наших планах и задачах, о решении важных городских проблем, о реализации краевых и муниципальных программ на территории города. Здесь же работают электронные приемные администрации и Думы, есть общественные пункты доступа к Интернету.
Администрация Краснодара тесно взаимодействует более чем с 300 общественными объединениями различной направленности. Одно из ведущих мест занимают общественные организации, деятельность которых направлена на оказание социальной помощи малообеспеченным гражданам; работу с ветеранами, инвалидами, детьми и молодежью; развитие благотворительности.
Мы активно используем все доступные на сегодняшний день каналы обратной связи с населением, в том числе и с использованием современных информационных технологий.
Приведу несколько примеров.
В структуре администрации есть отдел по обращениям граждан и организаций, куда может прийти каждый краснодарец, записаться на прием, оставить обращение, получить справочную информацию. 1 раз в месяц я провожу личный прием граждан, приемы ведут также мои заместители, главы внутригородских округов, руководители департаментов и управлений администрации города.
Только в прошлом году через отдел по обращениям граждан поступило около 30 тысяч письменных обращений краснодарцев. Больше всего горожан волновали вопросы жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и градостроительства, ремонта и строительства дорог. Интересно, что меньше всего вопросов мы получаем по проблемам здравоохранения, работы транспорта, соцобеспечения и соцзащиты.
В Краснодаре регулярно проходят так называемые сходы граждан с участием первых лиц администрации, депутатов городской Думы. Это встречи с жителями конкретной территории, на которые приходит около 200 человек одновременно. На сходах у горожан есть возможность принять самое непосредственное участие в обсуждении проблем микрорайона, поселка, станицы. Выполнение всех наказов со сходов затем строго контролируется. В год проходит примерно 20 таких встреч, участие в которых я принимаю лично, причем выбираются, как правило, самые проблемные территории.
На протяжении последних десяти лет я как глава города общаюсь с горожанами в прямом эфире на городском телевизионном канале «Краснодар – 24». Программа «От первого лица» выходит 1 раз в месяц, в итоге за 10 лет мы провели более 120 прямых эфиров. В ходе подготовки программы через мою пресс-службу поступает около 100 вопросов от жителей города, в сам прямой эфир может позвонить каждый. Все вопросы, которые задают горожане, ставятся на контроль.
На официальном Интернет-портале администрации и городской Думы Краснодара работает интернет – приемная. В этом разделе можно оставить обращение на любую тему. Только в прошлом году таким образом в администрацию поступило 8800 обращений.
У краснодарцев также есть возможность пообщаться со мной в Твиттере, у моего аккаунта около 20 тысяч подписчиков.
Также мы развиваем сервисы обратной связи, разрабатываем мобильные приложения, которые, я уверен, позволят эффективно и оперативно общаться с населением.
Итоговым каналом обратной связи стало проведение ежегодных открытых отчетов главы города перед населением. Они проходят в формате открытой сессии городской Думы, мой отчет за год транслируется в прямом эфире муниципальной телерадиокомпании, в сети Интернет. Сотни жителей присутствуют на отчете и у них есть возможность задать вопрос, дать оценку деятельности городской власти, выступить со своим предложением. Все они обязательно учитываются.
Для того, чтобы знать и понимать настроения людей, видеть объективную картину того, что происходит в городе, мы регулярно проводим социологические исследования. Проходят они абсолютно честно и объективно, так как мы сами заинтересованы в том, чтобы видеть реальную картину. Эту работу проводит социологическая служба города, созданная в 2008 году на базе информационно-аналитического управления.
За 7 лет городской администрацией при минимуме бюджетных затрат проведено около 100 социологических исследований по наиболее важным вопросам жизни краевого центра. Свое мнение смогли высказать более 80 тысяч краснодарцев, то есть практически каждый десятый житель города.
Среди наиболее важных, регулярно отслеживаемых тем – оценка эффективности органов местного самоуправления, межнациональные отношения, уровень защищенности населения от терроризма, проблема наркомании и другие.
Отдельного упоминания заслуживает разработанный по собственной методике социологический проект «Барометр социального самочувствия краснодарцев», который носит характер регулярного мониторинга и ставит своей целью получение оперативной информации о массовых социальных настроениях в обществе, о реакции населения на практические решения власти.
На протяжении пяти лет одним из приоритетных вопросов для городской администрации является мониторинг и оценка восприятия уровня коррупции. Эта тема актуальна не только на муниципальном, но и на общероссийском уровне. В этой связи социологическая служба Краснодара стремится подойти к исследованию всесторонне: наряду с изучением проблемы превышения полномочий в органах власти, уделяется внимание и проявлениям бытовой коррупции.
Все формы взаимодействия с общественностью города мы будем развивать и дальше. Более того, жизнь постоянно вносит свои коррективы, и я уверен, что будут появляться новые каналы обратной связи с населением, новые возможности для краснодарцев обратиться во властные структуры любого уровня, поднять проблему и обязательно решить наболевший вопрос.
Июнь 16, 2014| Регионы России: Рейтинг Мэров
Безусловно, такая оценка приятна. Не скрою.
Однако не скажу, что в своей работе, в первую очередь, ориентируюсь на рейтинги. Исследование ЦИК «Рейтинг», — это важный взгляд со стороны, сравнительная оценка тех результатов, которых нам удалось добиться. Я говорю «нам», потому, что все это — результат работы команды, результат, которого невозможно добиться без участия жителей города, без их активной жизненной позиции, нацеленности на успех.
Достояние нашего города – сильное предпринимательство, малый и средний бизнес. На этом в большой мере строится успех, это дает нам дополнительные возможности для развития.
В Краснодаре, как и в любом другом городе, много проблем. Мы их видим и стараемся решать, не откладывая на потом, не забывая. Сейчас нам необходимо побороть проблему пробок, обновить парк общественного транспорта, привлечь серьезные инвестиции в инженерную и социальную инфраструктуру, cтроить дороги, подстанции, сети коммуникаций, детские сады, школы, поликлиники, при этом постоянно находиться в контакте с горожанами, знать, слушать и слышать их требования и запросы, добиваться их исполнения. Ведь именно для этого и существует муниципальная власть.
В одном уважаемом экспертном журнале я прочел хорошую фразу про Краснодар, что проблемы роста — это гораздо лучше, чем проблемы, вызванные стагнацией.
В Краснодаре мы стараемся реализовать концепцию развития, направленную на обеспечения достойного уровня комфорта для горожан.
Это и чистота улиц, и благоустроенные парки, и современный общественный транспорт с кондиционерами, и развитая сеть многофункциональных центров, где можно получить практически любую государственную или муниципальную услугу. Это множество направлений.
И вы знаете, чем больше делается, тем больше требований предъявляют горожане. С моей точки зрения, такой подход правильный, так и должно быть. Сейчас Краснодарцы, ставя перед нами ту или иную задачу, сравнивают наш город не только с другими городами России, но и с лучшими городами Европы, мира. Это хороший ориентир. И, безусловно, приятно, что краснодарцы и эксперты, которые дают оценку нашей работе, видят изменения к лучшему.
Хочу поблагодарить сотрудников ЦИК «Рейтинг» за их труд: он позволяет нам получать дополнительную информацию о настроениях и чаяниях горожан, о проблемах и успехах. Подобная информация всегда важна, её не бывает слишком много для любого руководителя, который трудится на благо людей.