Журавский Сергей Владимирович
Политолог. Кандидат политических наук.
Комментарии эксперта:
28 сентября, 2023 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2023)
Иван Ульянченко занимает пост главы администрации Ставрополя уже три года. На выборах мэра в 2020-м его единственный конкурент не получил ни одного голоса. Ульянченко лидировал с большим отрывом в народном голосовании. И это закономерно: Иван Иванович – местный. Он учился, жил и работал в Ставрополе. И до поста мэра прошёл все этапы, которые должен пройти руководитель такого уровня.
Ивана Ивановича можно охарактеризовать как опытного человека, который начал карьеру управленца ещё в советское время. И сейчас он находится на своём месте.
Ульянченко настроил в городе эффективную работу, благодаря чему Ставрополь развивается и регулярно присутствует в первой двадцатке наиболее благополучных российских городов.
В последнее время часто противопоставляют руководителей старой закалки новым молодым эффективным менеджерам. Однако скороспелые руководители оказались не особо заметны в политическом пространстве. Как говорил один киногерой, настоящий возраст руководителя наступает после 60 лет.
30 августа, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2023)
Андрей Воробьев, губернатор Московской области, к выборам готов. Регулярные встречи с Владимиром Путиным — тоже показатель успешности и доверия со стороны президента.
Возможно, политическое поле в Московской области было зачищено от оппозиции. Или сама оппозиция по каким-то причинам не выдвигает кандидатов. Но, так или иначе, сильных оппонентов на выборах не предвидится. Технократ Воробьев заработал авторитет среди жителей и доверие федеральной власти и с этих позиций руководит областью.
На последней встрече с президентом Андрей Юрьевич рассказывал о решении одной из основных проблем области, связанной с мусорными полигонами. Возможно, на местах она выглядит ещё не полностью решённой, но губернатор и его команда устранили самые острые моменты.
Громких скандалов перед выборами не наблюдается. По социально-экономическому развитию Московская область показывает хорошие результаты, которые особенно очевидны на фоне других регионов, испытывающих проблемы с бюджетом, жильём, рабочими местами и т. п. Если отрицательные ситуации и возникают в Московской области, то они носят локальный характер и моментально устраняются. Учитывая сказанное, работу губернатора оценить можно положительно.
31 мая, 2023 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2023)
Деятельность мэров областных центров невозможно рассматривать без их взаимодействия с главами регионов, потому что городские главы работают, как правило, в сцепке с губернаторами. Если взаимодействия нет, это плохо отражается на развитии города, бюджете и его жителях.
Так, например, эффективное взаимодействие сложилось в Екатеринбурге, где губернатор Евгений Куйвашев поддерживает мэра Алексея Орлова. Город обходится без революционных потрясений, но развивается. Можно вспомнить, что Екатеринбург знал и примеры мэров – борцов, которые конфликтовали с депутатами горсовета и областной властью. Что ухудшало обстановку в городе и уменьшало поступления из федерального центра и областного бюджета.
Эффективный тандем возник в Ярославле. Мэр Артем Молчанов — ставленник губернатора Михаила Евраева. Благодаря их взаимодействию, в городе осуществляются федеральные программы, растёт объём жилья.
Можно сказать, что оценку деятельности в данном случае нужно давать, как в фигурном катании, — паре. В таких отношениях есть ведущий и ведомый. А слаженная работа обеспечивает политическую стабильность и развитие областного центра. Это, конечно, выгодно и для электорального потенциала губернаторов, так как в областных центрах находится значительная часть их избирателей.
С другой стороны, жители городов сейчас лишены возможности оценивать работу мэра с помощью голосования на выборах. С точки зрения избирательного процесса, это плохо. Однако сложившаяся реальность утвердила главенство областной власти и зависимость мэра от губернатора. В большинстве областных городов глава администрации — креатура губернатора.
Политологи и общественность периодически провожают Александра Беглова с должности главы Санкт-Петербурга. Но сам Александр Дмитриевич прочно стоит у штурвала. Рабочая встреча с президентом только подтвердила это.
Санкт-Петербург — город федерального значения, второй по численности в стране. Здесь всегда есть те, кто не поддерживают городские власти. И есть разные группы — политические и деловые — с разными интересами и запросами к власти. В этом смысле дрязги в Законодательном собрании Санкт-Петербурга больше похожи на пиар, чем на критику.
В городе есть проблемы с метрополитеном, нехваткой трудовых ресурсов. И постепенно они решаются. Особенное внимание ТГ-каналов приковано к работе коммунальных служб. Я считаю, это умышленное сосредоточение внимания, которое постоянно поддерживается и предъявляется властям. Но это – уровень не Александра Беглова, а муниципальных служб. Если руководители служб не справляются, надо освобождать их от обязанностей.
Достоинством Александра Беглова является взвешенная политика. Он не предпринимает резких движений, не рубит, как говорится, шашкой с плеча. Ни разу резко не реагировал на выпады и критические замечания по самым разным вопросам. Это сбивает с толку его оппозицию. Такая стратегия позволяет сохранять нормальный ритм работы в Санкт-Петербурге. Город живёт и развивается.
31 мая, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2022)
По большому счёту, несмотря на кардинально и стремительно меняющуюся внешнеполитическую и вслед за ней внутреннюю повестку, ситуация для мэров мало изменилась. Да и сваливать на спецоперацию свои промахи, на что недавно обратил внимание на одном из совещаний российский президент, недопустимо.
Конечно, сама сложившаяся ситуация с введёнными санкциями сказалась на экономике городов – малый и средний бизнес испытывает колоссальные проблемы до сих пор, и меры поддержки государства не везде смогли сыграть положительную роль. Потому что в каждом конкретном городе – зачастую совершенно уникальная, своя ситуация. В Москве – свой вариант, бюджеты другие, чем в каком-то провинциальном городе, а где-то ещё испытывают проблемы, вызванные пандемией.
Тем не менее, все необходимые меры на высшем государственном уровне сегодня принимаются. Поэтому мэрам можно сказать: работать надо, выполнять возложенные на вас обязательства. То, как вы используете эти возможности, – это большой вопрос. Ведь очень часто на местах игнорируют те возможности, которые им предоставляются – и запланированные бюджеты не тратят, и, соответственно, социально-экономического выхода для своей территории не могут организовать в определённый момент.
Ноябрь 28, 2019| Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2019)
Мэры региональных центров в современном государственном устройстве России выведены из системы декларируемых демократических ценностей – а именно, лишены права быть выбранными народом, как лишены этого права и сами граждане избиратели.
Сегодня мэры – это технические исполнители воли губернатора. Они полностью зависят от администрации области, полностью подконтрольны, исполнительны, а кто не исполнителен – моментально лишается должности.
Сегодня, когда говорят о переходе к системе выборности мэров, возникает ответ: да, это возможно. Но в ходе изменений появятся яркие харизматичные руководители, которые станут конкурентами губернаторов. Поэтому и институт мэров сегодня такой невзрачный – конкуренты никому не нужны.
Отсюда и системные проблемы, в том числе и на муниципальном уровне. Например, Иркутская область: не справляется губернатор – и по всей вертикали вниз не справляются все ветви власти. А если кто-то бы стал справляться, его бы давно, как конкурента губернатора, заменили бы.
Вспоминается известный указ Петра I о подчинённых: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы умением своим не смущать оного». И этим все сказано, и ничего не изменилось.
Но если дальше подходов не менять, то можно дождаться серьёзных политических последствий.
Октябрь 30, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2019)
Губернатор на сегодняшний день стал совершенно подневольным лицом, со статусом руководителя. Глава субъекта Российской Федерации, надо признать, сегодня несамостоятельное управленческое звено, полностью ориентированное на Москву, на соответствующее управление администрации президента, руководствуется только его целями и задачами. Это сильно влияет на положение самого губернатора в регионе, причем неважно – что это за территория. Поэтому ни веса, ни уверенности такое положение дел не добавляет. А разве нормальна ситуация, когда выборы только назначают, а все уже знают, кто будет избран?
Каждый момент губернатор помнит, что его как назначили из Москвы, так могут и снять. Поэтому тенденции развития губернаторства как таковой у нас нет – есть назначенные согласованные люди, которые выполняют поставленную сверху задачу, независимо от мнения региона.
Год назад много вызвали дискуссий неожиданные победы в ряде регионов несогласованных кандидатов, заговорили о прорыве оппозиции во власть, о гласе народа. Но хочется возразить – а какие же они, эти кандидаты, оппозиционные? Все они пришли на выборы от парламентских партий, случайных лиц там не было – как на Дальнем Востоке, так и в средней России. Все эти кандидаты были, в целом, ожидаемыми, только на кого-то ставили больше. Ошиблись наши «гадатели» на конкретную фамилию, но концептуально ничего не поменялось. Губернаторы эти разве стали самостоятельными? В этих и других регионах ничего не изменилось. Разве что поменялся управленческий состав: образно говоря, те, кто ругался на улицах, допущены в кабинеты, но ругаются теперь те, которых оттуда изгнали. Для народа, региона ничего не поменялось. Даже, скорее всего регионам с непредсказуемыми результатами и вовсе могли ограничить часть траншей, и выказывать из центра лояльность в сторону субъекта. Но от того, что раньше раз в три месяца приезжал министр, а теперь не приезжает, жизнь людей не изменилась.
Поэтому о каких-то критериях эффективности губернатора, по-моему, говорить нецелесообразно. Сегодня позиция одна: «удовлетворяет — не удовлетворяет» требованиям Москвы, а то, что местные там бурлят – так это они бесконечно делают…
Если вспомнить губернаторов-тяжеловесов, губернаторов-хозяйственников 90-х годов, которые ориентировались на население, на местные элиты, то сегодня ориентир главы региона один – это Москва. Соответственно и плюсы назначаемых губернаторов только одни – с точки зрения управления из центра. Рассуждать о харизме, рейтинге такого руководителя не приходится. Инициатив у губернаторов нет. Кто-то под себя выстраивает общественные палаты, работает с местными парламентами. Но вся общественная инициатива местных их не особо волнует, так как они от нее не зависят вообще.
Главная задача тех ребят, так называемых молодых технократов, которые становятся сегодня губернаторами – это зачистка политических полей. Кто попал в этот «счастливый» список, прыгнул со скалы – тот может стать губернатором. Кто не попал – ну, увы, губернатором стать не может. А активисты с мест – если не прыгали с парашютом, как они могут быть губернаторами? Даже если такие пойдут на выборы, то есть масса возможностей устроить им непреодолимый фильтр. Человек со стороны никогда не пройдет муниципальный фильтр.
Вот и текущая сентябрьская кампания выборов ничем не отличалась от предыдущих таких же – все было административно технически выстроено, губернаторы ориентировались на желаемые результаты, и каждый из них отчитался о достигнутых результатах наверх, которые не до сотой, но почти всегда совпадают с ожиданиями Москвы.
Сегодня в Госдуме подняли вопрос о возвращении к прежнему принципу формирования Совета Федерации из числа избранных губернаторов и председателей региональных парламентов. Но я сомневаюсь, что нынешний состав Совфеда эту инициативу пропустит.
Конечно, надо что-то менять. Я очень надеюсь, что включится все-таки режим самосохранения во властных кабинетах и появится стремление вернуться к истокам для того, чтобы изменить ситуацию.