ЧерепановаЧерепанова Анна Федоровна

Председатель Новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев»

 

 

 

Комментарии эксперта:

Февраль 28, 2019| Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2019)

Начало 2019 года для губернатора Новгородской области Андрея Никитина сложилось неудачно, несмотря на организованное им 20 января помпезное празднование 75-ой годовщины освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков с военным парадом и масштабной исторической реконструкцией. Ожидали президента России, но он не приехал.

В декабре Андрей Никитин возглавил рабочую группу госсовета по социальной политике, но первая же инициатива о выплате 100 тысяч рублей новгородкам при рождении первого ребенка вызвала общественное негодование. В целях экономии бюджетных средств, в законе предусмотрели выплаты женщинам до 29 лет. Формально законопроект внесла председатель Новгородской областной Думы Елена Писарева. Ее фраза о том, что «женщине после 30-ти деньги не нужны, а нужен малыш, которого она будет любить», поставила спикера областного парламента в один ряд с Ольгой Глацких («государство не просило вас рожать») и Натальей Соколовой («макарошки всегда стоят одинаково»). Однако справедливости ради стоит отметить, что автором идеи дискриминационного закона является Андрей Никитин, озвучивший ее на ежегодном послании областной думе. Никакого общественного обсуждения законопроект не проходил. Отсутствие публичных консультаций по социально значимым вопросам стало фирменным стилем губернатора и его команды.     

В январе-феврале по Новгородской области прокатилась волна протестов против закрытия круглосуточных стационаров в районных ЦРБ, сокращения медицинской помощи, оттока кадров, недоступности бесплатного здравоохранения. Публичное недовольство на сходах высказывают жители Окуловского и Парфинского районов. Митинги против оптимизации здравоохранения, организованные партией «Яблоко», прошли в Шимском и Мошенском районах под лозунгами недоверия губернатору и его команде. Однако губернатор игнорирует  требования тысяч людей, спрятавшись в кокон от проблем. Он пытается конструировать свою параллельную реальность, в которой ему комфортно, а если получится — «продать» ее федеральной власти. В мире Андрея Никитина есть  место мобильной медицине (образец амбулатории «на колесах» новгородская делегация представила на инвестиционном форуме в Сочи), почтальонам с навыками оказания медицинской помощи, облачной бухгалтерии, «бережливой поликлинике», кванториумам, Worldskills и другим пилотным проектам родного ему АСИ. 

Но нет места системным преобразованиям. Губернатор не знает, как решать проблемы нарастающей бедности, снижения рождаемости,  высокой смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте, низкого уровня газификации сельских территорий, аварийного жилищного фонда и в целом слабого инфраструктурного развития. Андрей Никитин концентрирует усилия на декоративных, эффектных, но  малоэффективных проектах, что подрывает доверие жителей не только к первому лицу области, но и федеральной власти в целом. Складывается впечатление, что для Никитина работа в Новгородской области – тяжелая трудовая повинность, от которой он не знает, как избавиться. Единственная отдушина для него — участие в крупных российских форумах и заграничные командировки. 

Крупной ошибкой Никитина следует признать выселение музыкального отделения колледжа имени С.В. Рахманинова из новгородского кремля в неприспособленное здание бывшего общежития. В результате Великий Новгород может потерять классическое музыкальное образование. Формально на здание в кремле претендует музей-заповедник, однако нельзя исключать, что конечным выгодоприобретателем станет Русская Православная Церковь. И снова правительство области принимает решение кулуарно, без обсуждения с коллективом, родителями и студентами, не учитывая общественные интересы, настроив против себя творческую интеллигенцию Великого Новгорода.

На внутриполитическом поле региона губернатор не выглядит сильным игроком. Если в противостоянии с главой Окуловского района Сергеем Кузьминым ему удалось одержать аппаратную победу и вынудить Кузьмина уйти в отставку, то в Пестовском районе реализовать схему с добровольно-принудительным сложением главой полномочий не получилось. Дмитрий Иванов отказался уходить, в этом его поддержала местная дума, а управлению внутренней политики пришлось придумать неубедительную версию про «второй шанс».

Слабое место Андрея Никитина  — его команда. Эксперты отмечают непрофессионализм, низкий уровень управленческих компетенций и коммуникативных навыков вице-губернаторов и министров. Теория региональных управленческих команд, которой посвящена докторская диссертация Андрея Никитина, не подтверждается практическими результатами.  В опубликованном РИА 19 февраля рейтинге регионов по качеству жизни Новгородская область за год потеряла сразу 4 позиции и опустилась на 61-е место.

В целом два года губернаторства Андрея Никитина не только не смогли стабилизировать социально-экономическую ситуацию в регионе, но и усугубили ее.  Увеличивается миграционная убыль населения, новгородцы, потерявшие надежду на улучшение жизни, уезжают из области в Москву, Санкт-Петербург и за рубеж, голосуя против политики Никитина «ногами».  

Сентябрь 06, 2015 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2015)

В Новгородской области с завидной регулярностью вспыхивают коррупционные скандалы, фигурантами которых становятся крупные чиновники. Недавний арест вице-губернатора Виктора Нечаева по подозрению в мошенничестве не является исключением, скорее очередной эпизод. В разное время в коррупции оказались замешаны вице-губернатор Арнольд Шалмуев и директор «Новгородавтодора» Николай Заколдаев, проходящие фигурантами по знаменитому «дорожному делу», бывший председатель Комитета информатизации Новгородской области Андрей Браташ (мошенничество при получении выплат), бывший руководитель областной ветстанции Николай Москалюк (взяточничество). И это только чиновники высокого ранга. Факты говорят о том, что в правительстве Новгородской области не функционирует внутренняя система противодействия коррупции. Согласно последним инициативам президента России в регионах в ближайшее время будут созданы антикоррупционные комиссии под руководством губернаторов и специальные антикоррупционные органы. В Новгородской области борьба с коррупцией внутри правительства приобрела ярко выраженный декоративный характер, поэтому сложно себе представить, что действующий губернатор Сергей Митин сможет создать работающий механизм противодействия коррупции. По крайней мере до этого ему не удавалось. Административно-командный стиль управления, который исповедует господин Митин, его любовь к привилегиям отсылают нас в советские времена позднего застоя. Совсем не случайно в команде губернатора собраны чиновники предпенсионного и пенсионного возраста, адаптированные к работе в системе ручного управления. Сергей Митин вернул на руководящие должности в правительстве чиновников из команды бывшего губернатора Михаила Прусака — Николая Ренкаса, Антона Земляка и Александра Бойцова, и в то же время приблизил выдвиженцев криминальной группировки Мхитаряна-Кравченко Владислава Букетова, Дмитрия Верткова, Александра Тарасова. Совершенно естественно, что поколение молодых профессиональных управленцев, не связанных со старыми элитами, не востребовано в структурах власти, а в правительстве региона нет новых идей, предложений, иных точек зрения, механизмы взаимодействия с гражданским обществом носят формальный характер. В последнее время у губернатора осложнились отношения с главами муниципалитетов. Развязанная губернатором кампания по удалению в отставку мэра Великого Новгорода Юрия Бобрышева обострила противоречия элит и создала конфликт, который господину Митину разрешить вряд ли удастся. После возбуждения уголовного дела против главы Шимского района Михаила Некипелова 16 глав муниципалитетов, опасаясь, что их может постигнуть та же участь, минуя губернатора, обратились за защитой в Администрацию Президента. Вдобавок к политической неустойчивости как снежный ком растут экономические и социальные проблемы,  а у губернатора Митина нет рецептов для их решения. Созданная в регионе экономическая модель не способна генерировать собственные доходы бюджета, достаточные для исполнения обязательств. В области большие проблемы с исполнением госполномочий по обеспечению жильем детей-сирот: в бюджете региона систематически не предусматривается достаточный объем средств, а крайними остаются муниципалитеты, которым полномочия передали без денег. Удивительное дело, но чтобы «выбить» финансирование из регионального бюджета для обеспечения жильем сирот глава Новгородского района обратился в суд на правительство региона. Областной бюджет традиционно исполняется с дефицитом, для его покрытия область заимствует деньги в банках, госдолг уже превысил 14 млрд. рублей, что составляет более 80% собственных доходов. Качество финансового менеджмента в регионе таково, что область стала первым в России регионом, допустившим технический дефолт. Базовая стратегия губернатора, направленная на получение федеральных денег под сомнительные проекты и их «освоение», ввиду экономического кризиса близка к исчерпанию, а других предложений у господина Митина — нет.