treskinТрескин Вадим Геннадьевич

Представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Архангельской области, научный руководитель поморского центра социально-политических исследований «Стига» (г.Архангельск)

 

 

Комментарии эксперта:

27 августа, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2020)

Архангельской области долго не везло с руководителями – ни с Игорем Орловым, ни с Сергеем Михальчуком, ни с Николаем Киселевым. Поэтому приход нового врио губернатора Александра Цыбульского даёт определенные позитивные надежды. Новый стиль управления наблюдатели уже успели отметить.

Цыбульский в качестве главы Архангельской области явно вошёл в курс дела, проехал больше половины области. В основные проблемы региона вник.

О  том, что он готов к руководству территорией, говорит высокая оценка, полученная им в середине августа на дистанционном интервью с российским президентом Владимиром Владимировичем Путиным на ВКС. 

Усилия Александра Витальевича в Кремле оценили. При этом Москва выражает понимание, что Цыбульскому приходится вести деятельность в непростом регионе, в котором накопилось очень много проблем. Эти проблемы как раз и были проговорены на ВКС – протяженность региона и его  заболоченность, состояние дорог регионального и местного значения (оно всего на 20-30% соответствует необходимым нормам качества) и так далее. Решение всех этих и других проблем территории требуют серьёзных капиталовложений. Одно из наиболее тяжких направлений – дорога на Онегу, которая открывает дальнейший путь в Мурманскую область. И за неё намерены всерьёз взяться архангельские власти, не без помощи Центра, конечно. 

Застарелая проблема – ветхое жильё. Не проходит недели, чтобы в Архангельске не сошёл со свай деревянный многоквартирный дом (этим «избушкам» – от 40 до 60 лет!). Строились такие дома в надежде на «наступление коммунизма», но он не наступил, а жильё так и осталось. Цыбульский поднял тему переселения из ветхого жилья более активными темпами на федеральный уровень, и, как можно понять из репортажей с онлайн-встречи, положительное решение по данному вопросу также было принято.

Думаю, что ситуация с выборами у врио губернатора находится под контролем. Но совсем не лишней видится демонстрация федеральной поддержки давно назревших проблем, которые не решались предыдущими руководителями региона в силу ряда обстоятельств.

Сегодня, с учётом пожеланий жителей территории, Цыбульский инициировал программу развития Архангельской области «Вместе – мы сильнее», где также смогут быть реализованы наработки за прошедшие годы, которые не были ранее использованы. Недавно состоялась встреча Цыбульского с главой Роснефти Игорем Сечиным, на которой достигнута предварительная договоренность о больших, чем те, что сейчас переваливают через Архангельский порт, объёмах нефти по Северному морскому пути, что станет основой и для расширения портовых мощностей. А, кроме того, в кулуарах обсуждается возможный перенос одного из центров налоговых платежей дочерних обществ Роснефти в областную столицу. И это был бы сильный ход. 20 лет Архангельск только терял – отсюда ушли налоговые агенты компаний РЖД, Сбербанка, Почты России, Ростелекома и некоторых серьёзных банков. Практически все инфраструктурные предприятия вывели свои административные центры из региона.

Цыбульский имеет шанс стать первым за много лет губернатором, который смог прервать затяжное падение территории (что проявляется в сокращении рабочих мест, в бесповоротной миграции выпускников местных вузов), вернув в Архангельск крупных налогоплательщиков.

Особая «больная тема» для местного сообщества – планы по строительству мусорного полигона, по всей видимости, себя изжила с приходом врио губернатора: судя по всему, принято решение отказаться от свалки московских отходов на Шиесе. Конечно, это дело не одного месяца, но нет сомнений, что Цыбульский от своего этого решения не откажется и ещё не раз озвучит его публично.

Грамотные шаги врио губернатора явно располагают население к его персоне. Люди отмечают его деловые качества, чёткость, готовность впрягаться в решение проблем, о которых они его информируют. Наверное, не хватает пока некоего кадрового проекта – а те задачи, которые Цыбульский запланировал в последнее время, все-таки должны выполняться не теми людьми, кто два десятилетия катил область под откос. Но, думаю, обновление команды – это уже вопрос поствыборной повестки.

 

27 мая, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2020)

Архангельск сегодня находится в непростой ситуации, поскольку переживает изменения политические, связанные с долгожданной сменой руководителя региона, которая весь предыдущий год была главной темой любых кухонных разговоров. Сейчас у региона новый руководитель, появилась надежда. Понятно, что эпидемия коронавируса несколько смазала данный эффект – новому руководителю пришлось сразу заниматься неожиданной проблемой. Надо признать, что главные опасения, которые были у наблюдателей (потеря управляемости регионом) не оправдались: северяне оказались ответственными и не допустили каких-то серьёзных эксцессов, прислушались к новому руководителю.

Один из важных тезисов нового губернатора Архангельской области Александра Цыбульского – возвращение статуса Архангельска как Арктической столицы. А потеря ранее этого формата была достаточно болезненна для людей, которые подстроили под это жизненные планы и интересы, отмена Арктического форума серьёзно ударила по предпринимательскому сообществу.

Сегодня признание Архангельска Арктическим центром явно пошло на пользу региональной столице: такого чистого весеннего города я не припомню давно. Политическая воля, которая была транслирована из серого дома, чёткие формулировки возымели своё действие: мы увидели невероятное количество людей, убирающих город. При том, что в период пандемии не практиковались субботники, оказалось, что город можно привести в порядок имеющимися средствами. Город производит радостное впечатление в преддверии прихода лета.

Однако не радужные перспективы вырисовываются для мэра Архангельска Игоря Годзиша. Влияние на его судьбу, несомненно, оказывает уход с должности главы региона патрона – губернатора Игоря Орлова, который и поставил северодвинца Годзиша управлять Архангельском. Считается, что Годзиш так и не стал архангелогородцем, морально так и не переехал из Северодвинска.

Он выслушал от нового руководства области много справедливых упреков о состоянии города – неубранности и неухоженности Архангельска. И, как выяснилось, вполне можно было его своевременно приводить в порядок, что оттенило ещё ярче прежние недоработки мэра.

Понятно, что в команду нового губернатора Годзиш не входит. Допустив содержание города в ужасном состоянии, показав, что требует некоего внешнего понуждения, градоначальник показал, что не является субъектным.

Даже в свете предстоящего объединения Архангельской области и НАО возможный всплеск активности Годзиша вряд ли принесёт результат, его политические компетенции и авторитет, связи и возможности влияния оцениваются как весьма невысокие. Но при определённых усилиях Годзиш может доработать до конца своего срока.

Уже в сентябре должна пройти плановая ротация городского руководства, и по ряду признаков можно утверждать, что выборной комиссией на должность мэра будет согласован другой человек.

 

Март 22, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Март, 2015)

В вышедшем в феврале 2015 года после долгого перерыва рейтинге влиятельности политиков Архангельской области АПЭК мэр Архангельска Виктор Павленко поставлен экспертами на второе место с отрывом в 1,5 балла от губернатора региона. Подобная оценка региональной расстановки сил – встречается достаточно часто. Для исполняющего второй срок свои полномочия градоначальника это объясняется прохождением мэра через горнило предвыборных кампаний, контролем за достаточно большими бюджетными потоками, ориентацией на городской бюджет многих региональных компаний среднего уровня. С архангельским мэром наблюдатели связывают высокую медийную активность в противостоянии с губернатором, приписываемую ему поддержку на федеральном уровне.

Однако Виктор Павленко явно прошел пик своего влияния. Сумев отбиться от предъявляемых ему коррупционных обвинений, возглавляемая им элитарная группировка потеряла инициативу. В декабре городской Совет Архангельска принял решение о новом порядке назначения городского руководителя – сити-менеджера. В марте 2016 года именно в данном формате пройдет определение нового городского головы.

Эксперты отмечают, что в оставшийся срок трудно ожидать от Виктора Павленко и близких к нему группировок изменения характера и формата управления городом. С трудом решается главная, наиболее капиталоемкая проблема Архангельска – ликвидация ветхого и аварийного жилья. Хотя из медийной повестки ушел фирменный «конек» – «сошедшие со свай» деревянные дома, новое социальное жилье строится убывающими темпами. В городе не созданы условия для комплексной городской застройки. Остаются проблемы с водоснабжением и водоотведением. Основные проблемы этого эксперты видят в неготовности мэрии работать с требующими прозрачности федеральными программами.

За время тучных для России лет ставка делалась на удовлетворение предложений коммерческих инвесторов по строительству элитарного жилья и торговых центров на подготовленной еще в советское время инфраструктуре, за что город неоднократно получал от именитых гостей и старожилов эпитет «город торговых центров». За 7 лет в Архангельске так и не появилось ни одного здания культурно-общественного назначения. В угоду коммерции город утратил множество деревянных и каменных памятников, дающих в начале XX века ему славу европейского города.

Растянувшийся вдоль реки на 50 километров город до сих пор не обеспечен современным общественным транспортом. Аварийные сводки пестрят сообщениями о горящих на остановках ПАЗиках.

В целом складывается впечатление, что муниципалитет выполняет свои обязанности как-то нехотя, почти из-под палки. Это проявляется в отношении к обустройству городских автодорог (качество ежегодного ремонта), утилизации бытовых отходов (городская свалка заполнена на 95% и пока нет приемлемых решений данной проблемы), расшивке узких мест на автодорогах (назрела необходимость строительства авторазвязки при съезде с железнодорожного моста и автопереходах через железнодорожную насыпь в черте города).

Проблемы города по реконструкции автодорог решились лишь после вмешательства областной власти, как это произошло в случае с передачей из городской в федеральную собственность автодорог федерального значения (Краснофлотский мост и трассу в аэропорт).

Можно сказать определённо, — ситуация в Архангельске сегодня такая, что город буквально застыл в ожидании перемен.