Сорокин Николай Олегович

Директор Института национальных кризисов

 

 

 

Комментарии эксперта:

Август 29, 2024 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2024)

То, на что раньше федеральный центр смотрел сквозь пальцы, сегодня стало недопустимым. Особенно растрата крупных финансовых средств. Во время противостояния с коллективным Западом, обладающим большой идеологической силой, иметь на балансе целую плеяду чиновников-коррупционеров нельзя.

Главное требование федерального центра — не воровать. Распилы, заносы и откаты невозможны. На этой борьбе сейчас заточена работа специальных служб и контрразведки. Каждому губернатору это известно. Некоторые всё ещё не понимают, но их – меньшинство. И есть куча замов, которые пришли во власть, чтобы обогатиться.

Второе требование – работать в интересах своего субъекта, привлекать инвестиции, реализовывать федеральные программы. Отказываться от федеральных денег нельзя. Если губернатор проявляет пассивность, центр его сменит.

В положительном смысле можно отметить губернатора Глеба Никитина, который активно привлекает в Нижегородскую область инвестиции. На своем месте оказался и Олег Кожемяко, губернатор Приморского края, которому, в отличие от всех предыдущих губернаторов, удалось найти деньги и наладить отношения с федеральным центром.

 

31 июля, 2023 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2023)

Моё мнение идет вразрез с мнением большинства, но выступаю за назначение мэров, так как тридцатилетний опыт прямых выборов показал, что у нас выбирают популистов. И, к сожалению, не за заслуги и не за то, что они смогут сделать для города, а за умение красиво обещать и задействовать больше ресурсов, чем другие кандидаты. А это не должно быть критерием для мэра.

На протяжении десятилетий мы сталкивались со случаями, когда кандидаты задействовали ресурсную или административную составляющую. Углубимся в историю и вспомним мэра Анатолия Собчака, который хорошо говорил и победил в соответствии с демократическими процедурами, но во время его мэрства в Санкт-Петербурге расцвела безумная коррупция.

Считаю правильным, чтобы мэров рекомендовал губернатор, исходя из накопленного опыта, опираясь на мнение кадровых специалистов, заместителей и информацию от МВД и органов безопасности. Чтобы кандидатом был человек, который показал себя в деле.

Отчасти у нас так происходит, а в тех городах, где есть голосование, мэр, на самом деле, тоже назначается. Бывают назначения, которые надо провести через избрание. Это – закамуфлированное назначение. Например, Сергей Собянин назначается президентом Владимиром Путиным. Он – хороший мэр, остальные кандидаты — слишком мелкие фигуры. Но, тем не менее, в сентябре ему придётся проходить через процедуру переизбрания и соблюдать законодательную норму. И в большинстве стратегически важных городов выборы — такая же процедура.

Можно сказать, что для нас это – традиция. Первых секретарей горкомов избирала партийная конференция, но кандидатура была уже согласована с вышестоящим руководством. И вопрос о его избрании был безальтернативным.

И на данном этапе назначение мэра может реально помешать появлению людей, явно связанных с криминалом и совершенно не подходящих для поста городского главы. Я считаю, что на сегодняшний день система, связанная с прямыми выборами, нам не подходит. Нам нужна система, связанная с назначением, путь даже через формальные выборы.

 

29 июня, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2023)

С моей точки зрения, говоря об успешных главах и губернаторах, не стоит оценивать исключительно Сергея Собянина, Рустама Минниханова и Рамзана Кадырова. Эти регионы — сосредоточение активности в стране, там есть инвесторы, и туда направляются деньги. Поэтому я бы сказал про провинциальные регионы, которые сильно отличаются по развитию социальной, экономической и транспортной структур.

Приграничные регионы приняли вызовы, связанные с обеспечением безопасности во время проведения СВО. Резко укрепились позиции Александра Моора, главы Тюменской области. Регион был благополучен, но сейчас и его небольшие города, не связанные с нефтедобычей, производят хорошее впечатление.

Хорошо заметен Айсен Николаев, у которого недавно была встреча с президентом России. И Станислав Воскресенский, губернатор Ивановской области, который подготовил план развития текстильного производства, которое в 90-е годы было дружно похерено, и огромное количество работниц оказались не у дел. Сейчас заводы и мануфактуры получат инвестирование. Была встреча Воскресенского с президентом.

Андрей Никитин, губернатор Новгородской области, получил большие инвестиции на ремонт дорог. Это – эффективный губернатор, который двигает свой регион вперёд.

В связи резким ростом оборонки надо отметить Михаила Котюкова, губернатора Красноярского края. Предприятия оборонного комплекса загружены и работают в три смены. Стоит ожидать, что регионы Урала, Сибири и Дальнего Востока – традиционные центры оборонной промышленности – скоро поднимутся. И безработица, традиционная проблема этих регионов, снизится. Уже сейчас заводы ощущают острую нехватку персонала. Рабочая сила востребована, и за неё хорошо платят.

Среди глав новых территорий хотелось бы отметить Дениса Пушилина. Это – грамотный управленец, человек с харизмой, решительный, который в полной мере наделён доверием со стороны президента РФ.

Недавно ДНР посетил вице-премьер Дмитрий Чернышенко и провёл совещание с Пушилиным по развитию инфраструктуры, связи, восстановлению жилья, административных и социальных объектов. Хотя, конечно, сейчас глава республики больше занимается вопросами, связанными с обороной ДНР — около трети её территории занято ВСУ.

Освобождение Артёмовска очень укрепило позиции Пушилина. Артёмовск — ключевой город, узловой железнодорожный центр всего Донбасса, который находится в переплетении логистических цепочек с севера на юг и с запада на восток. Контроль над этим городом не оставляет шанса для другой стороны долго удерживать славянско-краматорскую агломерацию.

Очень большое значение имеет восстановление Мариуполя. По сути, если посмотреть и сравнить с состоянием годовой давности, это – небо и земля. Раньше — обгоревшие, разрушенные здания, битый кирпич и воронки в асфальте. Сейчас я бы сравнил город с Грозным после двух чеченских войн, куда после установления мира пошли инвестиции. Хотя сравнение не совсем корректное: Грозному ничего не угрожало, за исключением отдельных банд, а Мариуполь находится в 150 км от места военных действий. Сейчас надо максимально отодвинуть ДНР от линии франта. И российские инвестиции пойдут в города и поселки ДНР, а также Запорожской и Херсонской областей.

 

Апрель 01, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2020)

При выборе кандидатуры на должность мэра обязательно нужно опираться на серьёзные личности, известные и крупные. Мэр должен быть не ставленником каких бы то ни было группировок, а совершенно независимым чиновником общефедерального значения.

Однако, выдвигая такие требования, надо понимать, что города в России часто имеют возможности полярные. Совсем грубо я разделил бы их на две группы. Это крупные города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и большие областные столицы-миллионники (Новосибирск, Челябинск, Омск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Сочи и др.) – где должность мэров ко многому обязывает, там действительно многое ставится федеральным руководством на градоначальников, и проводятся определенные программы. Зачастую эти города сегодня контрастируют с самими собой лет 5-10-20 назад. А есть города крупные, но совершенно иной категории – которые не нашли пока признания у федерации, по крайней мере, в части коммуникации с мэрами. Собственных доходов, которые есть у таких городов, ни на что не хватает. Это большинство региональных столиц РФ, некоторые города на слуху у всех, но сделать там ничего невозможно.

Есть, конечно, шанс на программы нескольких нацпроектов, запущенных благодаря экономисту Андрею Белоусову – нынешнему первому заместителю председателя правительства РФ, а ранее – помощнику президента РФ. Есть надежда, что эти программы коснутся вот этой категории «обделённых» и помогут навести определенный порядок в не самых крупных городах, но столицах наших территорий, где нет нефтяных или иных бизнес-баз.

Конечно, называть Сергея Собянина просто мэром, а он глава крупнейшей агломерации, не совсем корректно, как и ранжировать его рейтинг в линейке с мэром почти любого регионального города. В Москве гораздо легче привлечь финансы. Возьмем, например, Хабаровск – крупный город- полумиллионник, жители которого не имеют хороших бонусов в виде плодородных земель (как на юге или в Поволжье) или больших возможностей для заработка (как в федеральных центрах), нефти, как в той же Казани, и где судьба жителей напрямую зависит от мэра и умения правильно привлекать ресурсы, и не какие-нибудь мифические, а федеральные.

Мэр должен быть на своём месте, должен обращаться к федеральным властям с прямыми запросами. Здесь же вспоминается Волгоград (Сталинград), где расположен большой и святой для всех нас памятный монумент, к которому, к сожалению, ведут разбитые вдрызг дороги. Там построили большой стадион, а на асфальт денег не хватает. Думаю, в ближайшие полгода мы увидим кардинально изменившуюся картину, когда мэры смогут изменить ситуацию в ту или иную сторону.

Последние события на федеральном уровне – инициирование поправок в Конституцию, смена бесполезного Медведева на модератора процессов Мишустина – всё это призвано служить одной цели: максимальному укреплению вертикали. И мэры городов будут настолько успешны в ней, насколько они сумеют до этой вертикали достучаться и сотрудничать с ней, включаться в истории создания федеральных программ. Одним из условий успешного мэрства всегда была близость к федералам. Сейчас эта закономерность стала ещё явственнее.