Папушев Игорь Андреевич
Политконсультант (г. Санкт-Петербург)
Комментарии эксперта:
28 февраля, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2022)
Безусловно, проверка эффективности системы власти Карелии пройдёт в сентябре 2022 года, когда в республике состоятся очередные выборы главы региона. Несмотря на появившиеся в «сливных» медиа инсайды о гипотетической смене основного кандидата, можно предположить, что им останется действующий глава Артур Парфенчиков.
Карелия – регион с традиционно низкой явкой и высоким протестным голосованием, поэтому он будет находиться под пристальным вниманием федерального центра. Впервые за несколько избирательных циклов накануне выборов в республике нет ни открытого, ни латентного конфликта между республиканской властью и руководством Петрозаводска – административного центра региона.
Этот конфликт нередко становился основным негативным фактором, который являлся причиной таких экзотических результатов, как победа кандидата от «ЯБЛОКА» Галины Ширшиной на выборах главы Петрозаводска в 2013 году. При этом сохраняются, хотя и в меньших объёмах, протестные настроения и оппозиционные структуры. У них серьёзно сократились финансовые и организационные возможности, но сбрасывать со счетов риски консолидации оппонентов действующей власти пока преждевременно.
В качестве отчёта о проделанной работе действующая республиканская власть может демонстрировать итоги реализации федеральной целевой программы (ФЦП) развития Карелии, приуроченной к 100-летию республики и пролонгированной до 2023 года. Ключевые лоббисты республиканской власти – Совет Безопасности РФ и персонально Николай Патрушев, Дмитрий Медведев и Рашид Нургалиев. При этом реализация федеральной программы и иных инвестпроектов в регионе — это ещё и инструмент контроля со стороны федерального центра эффективности исполнительной власти республики.
Основные темы кампании, помимо планов социально-экономического развития региона, – муниципальная реформа, которая на местах воспринимается зачастую негативно, кадровые проблемы в здравоохранении и образовании в сельских территориях, качество транспортной инфраструктуры и дорожной сети.
Передача части муниципальных и региональных дорог в федеральную собственность также может быть поставлена в заслугу республиканскому руководству. Карелия – территория, приграничная с Финляндией, рядом – Санкт-Петербург, который, как и Москва, активно вымывает кадры из региона. При этом жители республики всегда требовательны к стандартам во всех сферах жизни и управления.
24 мая, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2021)
За весну 2021 года произошло усиление веса и места питерского градоначальника Александра Беглова в системе власти и управления в городе. Прежде всего, это связано с устранением ряда ключевых городских акторов из схемы принятия решений по распределению депутатских мандатов в следующих созывах Государственной Думы и ЗакСобрания.
Здесь сложно однозначно сказать, сколько в данной концентрации заслуг губернатора и его команды, а сколько реализации общего тренда на назначение высших должностных лиц регионов ответственными за результаты осенних выборов с получением карт-бланша на конфигурацию политических инструментов и драматургию, но факт налицо. При этом, данное усиление, тактически смотрится выигрышным, но потенциально может нести риски, ибо в обозримой перспективе А.Д. Беглов, при получении по итогам осенних выборов полного контроля над Мариинским дворцом, становится лицом в политической системе Санкт-Петербурга, несущим в глазах федеральной власти и городских избирателей полную ответственность за все решения и действия всех ветвей и уровней власти.
Еще одним важным моментом влияния на динамику рейтинга А.Д. Беглова будет развитие коронавирусной темы. С одной стороны и прежде строгость антиковидных ограничений в Санкт-Петербурге компенсировалась относительным либерализмом в контроле за их исполнением, особенно заметным на контрасте с Москвой.
С другой стороны, никакие потуги федеральных и городских властей не смогли стимулировать интерес к вакцинации у вверенного населения и до завершения процесса еще крайне далеко. При этом состояние системы здравоохранения вкупе с антиковидными ограничениями – факторы, которые несомненно окажут влияние на ход и результаты осенних выборов как в Санкт-Петербурге, так и во всей России.
27 августа, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2020)
Если кратко подводить итоги работы губернатора Санкт-Петербурга за лето, то необходимо акцентировать внимание на двух моментах.
Во-первых, лето, безусловно, дало шансы многим региональным руководителям скорректировать свой образ в общественном мнении за счёт снижения числа заболевших новой коронавирусной инфекцией и снятия ограничений, вызванных эпидемией. С учетом того, что петербургские противоэпидемические запреты были менее жёсткими, чем в Москве, а контроль над их соблюдением более формальным, у властей Санкт-Петербурга была существенная фора в этом направлении. В целом с этим направлением городские власти справились успешно. Наибольшего внимания и мер поддержки, судя по активности в соцсетях, требуют сейчас две сферы: сотрудники торговых центров и предприятий торговли, закрытых до сих пор в связи с противоэпидемическими мерами, и негосударственные учреждения допобразования и их персонал.
Во-вторых, довольно неожиданно сам Александр Беглов и его окружение акцентировали внимание на наличии серьёзных управленческих сбоев на уровне принятия значимых городских решений. Первый раз это случилось, когда А. Д. Беглов публично выразил недовольство в адрес исполнителей, которые искажают содержание его решения о сокращении штатной численности бюджетных организаций на 10%. Дескать, ретивые исполнители неправильно поняли суть замысла градоначальника и вместо сокращения чиновников и управленцев перешли к сокращению библиотекарей, музейных работников, врачей и педагогов и т. д. Налицо ситуация, когда оптимизация бюджета, организованная финансовыми службами Смольного, породила жёсткий кризис в отношениях городских властей и бюджетников, и губернатору пришлось публично корректировать положение дел. Хотя всем очевидно, что от подобных словесных интервенций наполняемость бюджета не улучшается, и угроза сокращения бюджетной сферы остаётся.
Вторым важным управленческим сбоем стало принятие «закона Четырбока» о запрете продажи алкоголя в барах с площадью зала обслуживания менее 50 метров. Закон, изначально подававшийся как инструмент борьбы с так называемыми «наливайками» – точками продажи контрафактного алкоголя в жилых домах, ударил по сотням петербургских баров, в том числе и тем, которые десятилетиями работают в исторической части города и формируют его туристический бренд. Как результат, Александру Беглову пришлось фактически дезавуировать свою подпись под принятым Законодательным Собранием законом, посещать бары, потенциально попадающие под запрет, и делать серию публичных заявлений о необходимости корректировки закона.
То есть за летний период в публичной сфере появились, как минимум, два кейса на тему принятия – как Смольным, так и Мариинским дворцом – непроработанных решений, требующих незамедлительной корректировки губернатором в ручном режиме.
Что касается работы над образом Александра Беглова в петербургских СМИ и соцсетях, то стоит отметить продолжение линии использования образа «губернатора-хозяйственника». По-прежнему преобладают материалы с объездов строек и ремонтов, а также посещения протокольных мероприятий. Для более детального раскрытия образа питерского градоначальника явно недостаёт эмоциональности и повседневных ситуаций с его участием. Упомянутое ранее посещение Александром Бегловым питерских баров – один из возможных путей очеловечивания образа, но использован он был явно не на 100% от потенциала. Тут явно есть поле для работы команды, отвечающей за имидж петербургского градоначальника.
27 мая, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2020)
Апрель-май в Санкт-Петербурге, как и во всей стране, прошёл в коронавирусной повестке. Эпидемия, безусловно, стала вызовом № 1 и для федеральных, и для региональных органов власти, и для местного самоуправления.
Именно меры по профилактике и лечению ковид-19 в субъекте федерации являются в настоящее время основным критерием оценки качества управления как со стороны руководства страны, так и со стороны жителей. В любых практиках, и здесь борьба с эпидемией не стала исключением, Санкт-Петербург сравнивали и сравнивают с Москвой. Здесь сравнение пока в пользу Питера: и более низкое количество жителей на 1 млн заболевших, и более низкая смертность, и меньший уровень запретов и ограничений для обывателей (в Санкт-Петербурге нет пропускной системы, меньше уровень проверок и штрафов). Но при этом по уровню возможностей бюджета отрыв Москвы колоссален, и поэтому не совсем понятно: более мягкое прохождение карантинообразной «самоизоляции» в Питере — это задумка отцов города или дефицит средств на камеры наблюдения, электронные пропуска и мобильные приложения типа столичного «Социального мониторинга»?
Восприятие А. Д. Беглова как руководителя города в условиях эпидемии строится на двух составляющих: с одной стороны, губернатор долгое время выстраивает образы «служаки» и «хозяйственника», человека, далекого от политики и занятого «реальной повесткой». Отсюда – стремление к протокольной съёмке, модерируемым интервью и общению с журналистами в стерильных условиях. Здесь выстраивается образ человека компетентного, знающего проблему в деталях, готового к нескольким сценариям развития событий. С другой стороны, запомнились гротескные фото губернатора в масках и защитных скафандрах на фоне слабозащищенных пациентов и медиков, что, безусловно, является критичным провалом структур, отвечающих за личный пиар градоначальника.
Политические перспективы А. Д. Беглова стабильны, и ход прохождения эпидемии в Санкт-Петербурге вряд ли может нанести по ним существенный удар. Несколько тревожным знаком для губернатора стала критика со стороны президента на совещании по коронавирусу 15 мая, где было сказано о недопустимости прикрываться «межведомственной комиссией», а также о личной ответственности за обеспечение выплат медикам, работающим с ковидными пациентами. При этом запас прочности позиций А. Д. Беглова колоссален. Об этом свидетельствует то, что он публично заявляет о серьёзном росте внебольничных пневмоний в городе с момента появления зараженных коронавирусом и о необходимости лечения всех больных пневмониями по тем же стандартам, что и ковидных пациентов.
При этом очевидны вызовы, которые стоят перед городскими властями: снижается возможность граждан к бесконечному продолжению «самоизоляции», начало дачного сезона приводит к серьёзному росту маятниковых миграций между городом и соседними регионами, городская экономика, субъекты малого и среднего бизнеса требуют всё более серьёзных мер поддержки, в том числе из регионального бюджета. Но главным вызовом остаётся способность медицинских учреждений города эффективно и с минимальными потерями лечить пациентов с COVID-19, недопущение появления внутрибольничных очагов заражения, сбережение жизней больных и медицинских работников. От этого зависят и скорость выхода Санкт-Петербурга из карантинных мер, и во многом уровень доверия к власти со стороны горожан.
Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)
Избирательная кампания по выборам губернатора Санкт-Петербурга развивается, в целом, по устоявшемуся сценарию выборов глав регионов: отставка действующего градоначальника, проявление врио, являющегося де-факто преемником и ставленником федерального центра, выдвижение разнокалиберных оппозиционных кандидатов, отсев значительной их части на этапе сбора подписей, в том числе при прохождении муниципального фильтра, регистрации согласованного списка претендентов и выполнение обязательных элементов кампании (размещение в СМИ, билборды и защищенная расклейка, SMM, образцово-показательные встречи в подготовленных аудиториях) при скрытом проведении административно-отраслевой мобилизации в лояльных средах (бюджетники, пенсионеры, находящиеся на грантовом финансировании общественники и т. д.).
При этом существует ряд особенностей данной кампании.
Во-первых, изначально привнесённая в кампанию идея показать А.Д. Беглова как жесткого управленца, железной рукой наводящего порядок в ЖКХ, разбилась о питерские погодно-организационные реалии. Как результат «лопата Беглова» и фото кандидата, переводящего старушку через заснеженную улицу и бредущего в снегопад по Фрунзенскому району стали мемами и вызвали крайне негативную реакцию жителей. В результате уже по ходу проекта произошла коррекция образа кандидата в сторону большего смягчения и очеловечивания.
Безусловной проблемой является совмещение кампании по выборам губернатора с выборами ОМСУ. С одной стороны, все скандалы на муниципальных выборах, рассматриваются оппозицией как происки Смольного и способствуют мобилизации протестного электората. Отмежеваться от кампании по выборам мундепов, свалить все на провал на местах и недоработки районных структур ЕДИНОЙ РОССИИ не получается, т.к. все заинтересованные стороны понимают, что муниципальные выборы важны с точки зрения контроля власти над прохождением муниципального фильтра в следующем электоральном цикле. С другой, мобилизация кандидатами в мундепы своего электората способна привести к росту явки, в том числе за счет настроенных нелояльно по отношению к врио избирателей.
При этом у избирателей нет каких-то сверхожиданий от нового состава городских руководителей и программы развития города. В этой ситуации для А.Д. Беглова важно довести кампанию без ошибок и провалов (один из факторов риска – публичные дебаты с оппонентами), без скандалов связанных с мобилизацией на выборы бюджетников и фальсификаций при подсчете голосов. Очевидно, потенциально угрозой для легитимности результата будет «дачное голосование» в Ленинградской и Псковской областях. Избирателей необходимо убедить в прозрачности и честности этой процедуры, а также объяснить, почему в проект «дачного голосования» не попали Карелия и Новгородская область, также заселенные питерскими дачниками.