31Марков Сергей Александрович

Кандидат политических наук, директор Института политических исследований

 

 

 

Комментарии эксперта:

24 декабря, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2020 года)

Главная новость, тренд этого года для всех – коронавирус. Здесь несколько составляющих. Есть вещи, которые не зависят от губернаторов – это, прежде всего, объём эпидемии. Он зависел от того, насколько регион подключён к различным центрам притяжения: поэтому в Москве, Московской области, Питере, через которые больше всего летают за границу и по стране, и в которых больше других регионов осуществляется эта «связь с человечеством», сильнее всего и распространилась эпидемия.

Не объём эпидемии, не количество заболевших и погибших – оценивали в этом году другое. Прежде всего, люди оценивали то, насколько быстро приезжает скорая помощь, и ко всем ли она приезжает.

Второе – наличие коек в ковидных центрах, а также насколько быстро были развёрнуты дополнительные объёмы антиковидных госпиталей.

Третье – оценивали, насколько оказалась парализована другая медицинская помощь, потому что никому не нравилось, если ковидным больным помогали, а все остальные при этом не имели возможности лечиться.

Четвёртый параметр – наличие врачей и помощь врачам. Для того, чтобы активно работать, врачи должны были получать надбавки, премии, нужно было мобилизовать студентов медицинских вузов, каких-то медиков пенсионного возраста. Разумно – врачей-пенсионеров к ковидным больным не отправлять, но произвести замену: молодых отправить бороться с ковидом, а вместо них взять пенсионеров. Насколько оперативно решались такие проблемы, как была обеспечена врачами система здравоохранения – тоже очень важный параметр.

Следующий параметр оценки эффективности глав регионов в этом году – управление экономикой. Люди, конечно, хотели, чтобы была максимальная осторожность, дистанция, но без ненужного закрытия. Например, в Москве общественное мнение резко осудило известную толчею у станций метро, когда было принято крайне непродуманное решение по введению пропусков. Одновременно люди очень осуждали запрет на гуляние в парках – я не встречал ни одного человека, который считал бы, что это умное решение власти. К тому же мало было сделано, чтобы помочь людям сидеть на карантине.

Отношение людей к карантину делится примерно следующим образом: 85% хотят соблюдать закон – им надо помочь, 15% не хотят соблюдать закон – их надо заставить. Нужно было проводить обе линии, но было много ошибок и там, и там. Когда, например, недостаточно жёстко наказывали «шашлычников» и людей, которые не соблюдали масочный режим в магазинах. С другой стороны, людям надо помогать – помочь бизнесу онлайн-доставки продуктов, обеспечить скидки на онлайн-кинотеатры, чтобы людям было не скучно сидеть дома. Закрытие экономики – очень серьёзный фактор, нужно делать всё по уму. Закрывать там, где нужно, и не закрывать там, где не нужно.

Ещё один важнейший фактор при оценке населением работы губернаторов – это дистанционное образование. Люди – против, считают, что это профанация, что оно плохо организовано. При этом дистанционное образование частично было необходимо. Очень важно, насколько хорошо работали платформы, насколько были подготовлены учителя.

Оценка со стороны населения косвенно транслировалась и в оценку со стороны руководства страны.

В целом в первую волну удалось не дать распространиться хаосу – не было такого, как в Италии, Испании и т. д., это – главное. Одновременно удалось не обрушить экономику – она поприжалась, есть проблемы, но не была обрушена. Удалось не допустить никаких массовых беспорядков, связанных с коронавирусом, это – важное достижение. Честно говоря, мы все ожидали, что, как страна, выступим хуже, поскольку у нас система здравоохранения разрушена безумными реформами. Однако мы выступили лучше, чем ожидалось, и связано это с работой не столько губернаторов, сколько федерального центра и слаженной работой силовиков – министерства обороны, МЧС, они очень эффективно работали. Но не удалось и выступить значительно лучше, чем другие страны. Такая возможность была. Вот Китай выступил значительно лучше, и мы тоже могли бы.

 

Апрель 01, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2020)

В сложившихся непростых условиях эпидемии мэры многое могут сделать. Первое и самое главное – они должны отменять все массовые мероприятия. Во многих местах градоначальниками были предприняты оперативные меры в отношении большого скопления людей, но отменены были не все мероприятия и не везде, или сделано это было несвоевременно.

Мэры должны говорить – общаться, разъяснять, выходить на бизнес и чётко распределять усилия по борьбе с распространением коронавируса через свои департаменты. Например, даже в Москве вовремя не были взяты под контроль фитнесс-центры, владельцам которых не разъясняли важность принятия мер по обеззараживанию помещений и ограничению численности посетителей, не говоря уже о том, чтобы закрыть на какой-то период. Спортивным чиновникам в Москве следовало бы заняться этим ещё несколько недель назад. Тренажёрные залы посещают миллионы людей, самая активная часть населения! И сделать их жизнь безопасной – прямая обязанность мэра и органов власти, которые ему подчинены.

Определенной сдерживающей тактики надо придерживаться в отношении общественного транспорта: перевести его на круглосуточный режим, «размазав» тем самым пассажиропотоки, и обязать брать в салоны людей не больше определенного количества. В разных странах места –провокаторы эпидемии различаются. В Испании и Италии – это преимущественно кафе, в Южной Корее – церкви, в Китае – рынки и супермаркеты. В России одно из таких мест – метро, активность пользования которым в Москве уже снижена. Но закрывать подземку полностью нельзя, иначе люди массово пересядут на наземный транспорт.

Нужна массированная кампания по переводу людей всевозможных профессий на дистанционные рабочие места – журналисты, бухгалтеры, менеджеры продаж могут работать вне офиса. В Москве и Питере – самые лучшие возможности для перевода людей на «удалёнку», это во многом останется и после эпидемии – снизится нагрузка на общественные транспорт, будут укрепляться семьи тех же бухгалтеров (это, в основном, женщины), произойдёт удешевление себестоимости труда. Перевод на «дистанционку» – важная и полезная сама по себе мера, которая постепенно станет самой обычной формой трудовой деятельности.

В руках городских властей и работа с многоквартирными домами. Надо проводить информационный ликбез: предписать жильцам ездить в лифте по одному или семьями, все ручки в подъездах должны протираться дезинфицирующим раствором или просто водкой. Массовой работы в этом направлении я не заметил.

В руках градоначальников и развитие онлайн-сервисов. Уже сняты ограничения на доставку товаров. Но не все вопросы решены. Надо элементарно связываться с бизнесом и брать на карандаш возникающие проблемы. Нужен прямой диалог, участие в нескольких сотнях конкретных случаев, в частности, просто помогать.

Учитывая экономические проблемы, спровоцированные эпидемиологическим кризисом, лучшее, что могут сделать мэры на местах – быть на связи с руководством предприятий, бизнесом – всеми теми субъектами экономических отношений, от которых зависит благополучие людей на конкретной территории. И оперативно проблемы разрешать: подвижки в мелких нюансах в том или ином узком сегменте могут существенно повлиять на развитие ситуации к лучшему.

Также необходимо обеспечить доступность развлекательных онлайн-ресурсов – тех же кинотеатров. Использовать время эпидемии для рывка цифровых услуг. Поддержать переход школ и университетов на дистанционный формат обучения.

Москва и Питер – это 90 % потенциальных больных коронавирусом. Поэтому спрос, в первую очередь, с мэров этих городов, они сейчас задают тон и предстают образцами новых управленческих алгоритмов и решений, связанных с возникшей эпидемиологической ситуацией. Но ещё неделю назад надо было ограничить авиасообщение со столицами. В этом направлении действия всех наших властей, скорее, надо расценивать как безалаберные. Хотя понятно, что здесь явно прослеживалось давление авиакомпаний.

Ведь очевидно: если в столицах удастся сдержать разгул вируса, то до маленьких городов он может не дойти. Поэтому, учитывая медленную раскачку мэров (на ограничение тех же собраний – не более 50 человек, когда вокруг в мире уже бушевала эпидемия), считаю, что принимавшиеся градоначальниками меры в обсуждаемый период в целом были недостаточны.

 

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

Массовое сложение своих полномочий мэрами крупных российских городов – не является тенденцией как таковой, присущей корпусу мэров. Мне видится, что после большой замены руководителей регионального уровня на технократов, в администрации президента задумали спуститься на этаж ниже и опробовать эту схему на мэрах. Поэтому градоначальники, которые пишут заявления, уходят не сами, а как в старом царском анекдоте: «прошу уволить меня по собственному желанию, но, если можно, то оставить».

А большой шум и проявление упорства в борьбе за нагретое собой кресло, как, например, в Смоленске, говорит нам лишь о том, что опытные политические игроки заранее таким образом готовятся к своим будущим избирательным кампаниям разного уровня, зарабатывая дивиденды, и увеличивая шансы на победу.

Не исключено, например, что вернутся прямые выборы мэров, потому что есть совершенно очевидный запрос, чтобы население влияло на разного рода начальников. Именно поэтому были возвращены прямые выборы губернаторов. Хотя, в отличие от губернаторов, единого закона о выборах мэра, как мы помним, нет. Но постепенно прямые выборы реальных мэров будут возвращаться в противовес выбором мэров «нереальных», как был Евгений Ройзман в Екатеринбурге — без полномочий.

Сегодняшняя система губернатора и его «карманного» мэра плоха отсутствием конкуренции, значит, меньшим влиянием избирателей и большими возможностями сговоров и коррупционных схем. Центральная власть сегодня во многом утратила контрольные функции. Ими, по идее, должна обладать партия Единая Россия. Но сегодня она с трудом выживает и является весьма закосневшей структурой, чему пример – печальная история с «Росгеологией». Партия, которая должна отслеживать такие негативные тенденции, делать это не способна. ОНФ забюрократизирован. Депутаты от ЕР тоже фактически назначаются губернаторами, создавая элитные коалиции.

Против коррупции во власти поможет только частое перетряхивание колоды. Начальство должно чаще меняться. Лучше невыборные два срока – чем выборные – но без ограничения сроков. Губернатор – не больше двух сроков, мэр – не больше двух. Главное, чтобы приходили новые люди и перетряхивали схемы!

 

Февраль 29, 2016 | Национальный Рейтинг Депутатов (№4, февраль 2016)

На популярность кандидатов избирательной парламентской гонки-2016 будут влиять совершенно классические  факторы: насколько долго находится в округе, узнаваемый ли медийно этот кандидат, какова его активность. При этом сами выборы, на мой взгляд, будут значительно более конкурентными. И в одномандатных округах будет жёстче конкуренция, и среди партийных списков. Очевидно, во-первых, администрация президента будет строго настаивать на создании нормальных условий для всех политических партий, чем, прежде всего, воспользуются партии парламентские. Во-вторых, будет минимизирован административный ресурс. Это, на мой взгляд, приведет к тому, что проценты голосов за списки оппозиционных парламентских партий увеличатся – за КПРФ и ЛДПР, прежде всего. Более того, получит шансы, возможно, еще какая-то партия. Но пока это маловероятно. Скорее всего, нынешние парламентские партии останутся в Думе в том же составе. В одномандатных округах голоса разделят между собой две группы, которые пойдут под флагом Единой России. Одна условная «группа Объединенного Народного Фронта». Другая условная «группа КЭШа», это те, кто избирается за деньги, покупая политические технологии и административный ресурс. Таким образом, Единая Россия может оказаться в сложной ситуации, когда одновременно будет давление с трех сторон со стороны партсписков, ОНФ и «группы КЭШа». Стороной, несущей наибольшую угрозу, является, безусловно, «партия КЭШа» — и на нее уязвимость для ЕР будет делать ставку оппозиция. То есть оппозиция будет стараться вывести своих людей за деньги в одномандатных округах. При этом они пойдут, в том числе, под лозунгами Единой России, Справедливой России, чтобы, попав в Госдуму, воссоздать, например, подобие фракции Ильи Пономарева и семьи Гудковых – Геннадия и Дмитрия, но значительно большую по составу, и из новых людей. Есть угроза прорыва части криминала через эту «группу КЭШа», тех, кто сконцентрировал большие наличные деньги. В этом и есть главная интрига, коллизия избирательной кампании по выборам депутатов Госдумы -2016.

 

Июль 15, 2014| Регионы России: Рейтинг Мэров (Июль, 2014)

Можно обратить внимание на некий феномен: практически во всех рейтингах, которые касаются властных структур самого различного уровня, представители Татарстана оказываются в лидирующей группе. Вот и сейчас, по мнению аналитиков ЦИК «Рейтинг», мэр Казани Ильсур Метшин занял первое место среди своих коллег из других регионов. Работа муниципалитета Казани является одним из образцов для всей России. Действительно, город прекрасно развивается, его достоинства и успехи можно перечислять долго, какую не возьми отрасль городского хозяйства.

Безусловно, одними нефтяными ресурсами Татарстана такое положение дел в Республике и её столице не объясняются. Причины глубже, и их несколько.

Наиважнейшим фактором я считаю особые условия финансирования Татарстана из федерального бюджета. Республика на протяжении уже многих лет по всем показателям финансируется существенно лучше, чем другие регионы. Другим фактором я считаю мощную разнообразную промышленную базу, доставшуюся Республике с советских времен. Всё это сочетается со своеобразным политически режимом, который уместно было бы назвать «диктатурой развития». Для политической структуры Татарстана характерны умеренно авторитарные элементы и то, что большие ресурсы не уходят на внутреннюю борьбу местных элит. При этом элемент авторитаризма, о котором я говорил, направлен не столько на сохранение и закрепление позиций правящей группы самой по себе, сколько на развитие региона. Система эта построена так, что делает, в настоящий момент, практически невозможной конкуренцию городских властей Казани с республиканскими. При этом в двух случаях из трёх, для руководства столиц субъектов Российской Федерации характерен открытый или скрытый конфликт с региональными властями.

 

Апрель 20, 2014| «Прямая линия» Президента с народом. Итоги

Ответы на этот вопрос «Народного рейтинга» выражают общее мнение, что Путин очень сильный политик и очень сильный человек. В России традиционно отношение народа к тем или иным политикам хорошо просматривалось через анекдоты, которые про них рассказывали. Это служит пусть и не совсем научным, и не совсем социологически выверенным, но точным, воистину народным барометром общественных и политических отношений, барометром того, как лидеры государства воспринимались простыми людьми. Помните, какие исторически точные роли отводились в этом жанре для Сталина, Хрущева, Брежнева? Что сейчас рассказывают про Владимира Владимировича? Мне, в первую очередь, припомнился следующий анекдот: люди сидят в комнате, вдруг входит некто, и сообщает: «Путин сломал ногу»! Присутствующие хором задают вопрос: «Кому?!»… Результаты опроса ЦИК «Рейтинг», в данном случае, просто переводят это общее народное представление в язык цифр: люди воспринимают Путина, как сильного лидера и человека, а Обаму, как относительно слабую личность, хотя за его спиной стоит вся мощь Соединенных Штатов.

______________________________________________________________________________

С моей точки зрения, результаты «Народного рейтинга», в данном случае, совершенно очевидны: 13% это те люди, кто просто не поддерживает Путина. Люди не понимают того, во что не верят и не хотят верить. Легко обратить внимание, что негативное, отрицательное отношение к Путину в ответах на разные оценочные вопросы характерны для численно приблизительно одной и той же части респондентов. С небольшой поправкой. Тут наблюдается явная корреляция цифр. Это всё одни люди, вернее, одна и та же группа людей, которая, таким образом, выражает своё несогласие с политикой Президента России. Не более того.

______________________________________________________________________________

Украина, все события, связанные с этой страной, не воспринимаются нашими людьми, как нечто из области внешней политики. Граждане России видят в том, что там происходит, непосредственный удар по русскому миру. Это вполне внутренние вещи, личные ощущения десятков миллионов людей, это – родное. Если бы социологи ЦИК «Рейтинг» сформулировали ответ на вопрос несколько по другому, поставили бы в анкету вместо «внешней политики» слово «Украина», то, несомненно, эта графа набрала бы наибольший процент положительных ответов.

Если обратиться к тем респондентам «Народного рейтинга», чье внимание, в первую очередь, привлекли внутренние дела, можно отметить, что для значительной части населения связь между социальной сферой и экономикой, бизнесом, достаточно опосредована. С одной стороны, область, где принимаются большие решения, строят заводы, промышленные объекты; с другой, —  очереди в больницах, проблемы ЖКХ, детские сады…  В сознании граждан, эти две сферы прямо друг с другом не связаны и люди преимущественно обращают внимание на то, что им ближе, роднее, а не на сферу принятия стратегических решений. Что и показали цифры «Народного рейтинга».

______________________________________________________________________________

В данном случае результаты «Народного рейтинга» характеризуют только общее отношение к Владимиру Путину, а отнюдь ни какие-то реальные прогностические ожидания граждан. Уровень его личной поддержки беспрецедентно высок, — в результате многие люди поддержали наиболее оптимистический из предложенных их вниманию ответов. Понятно, что Путин на этой прямой линии просто подтвердил ту политику, которую он ведет, которую будет вести и дальше. Он конкретизировал её содержание. Люди просто поддержали эту политику и своего Президента.

______________________________________________________________________________

Здесь, безусловно, внешний вид Президента России, как он держался, детали его выступления, сами по себе не влияли на ответы респондентов «Народного рейтинга». Следует понимать, что все мы видели лидера страны, почти воюющей. Страны, которая находится в настоящий момент в ситуации огромного вызова, который определит дальнейшую судьбу Русского мира, во многом и всей современной человеческой цивилизации. При этом Путин этот вызов выдерживает и получает, в результате, колоссальную поддержку населения России. 

Те, кто против него в данном противостоянии, это 12,8% в таблице опроса ЦИК «Рейтинг». Это радикальная оппозиция и её сегодняшний потенциал. Потенциал этот, в рамках «Народного опроса» показан совершенно точно и объективно.

 

Февраль 26, 2014 | Что думают россияне об Олимпиаде в Сочи?

Позитивный настрой большинства российских граждан, по вопросу проведения летних Олимпийских игр в Санкт-Петербурге в 2024, предопределён недавними успехами Олимпиады зимней. Народ убедился, что деньги не будут разворованы; что в регионе, где будет проводиться это спортивное мероприятие, резко улучшится инфраструктура; что после Олимпийских игр останутся прекрасные спортивные объекты. Всё это не исчезнет, всем этим будут пользоваться люди, всё это будет оказывать положительное воздействие на качество жизни граждан России. Кроме того, как оказалось, можно надеяться и на успешное выступление российских спортсменов, а это всегда приятно, особенно, когда речь идет об Олимпийских соревнованиях. Поэтому многие, вполне естественно приходят к мысли, что всё хорошее, что было в Олимпийском Сочи, следует повторить и в другом регионе России.