Максимов Андрей Николаевич

Кандидат юридических наук. Директор Центра территориальных изменений и городского развития ИПЭИ РАНХиГС. Председатель экспертного совета Союза российских городов. Председатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ

 

Комментарии эксперта:

23 декабря, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2021 года)

2021 год в деятельности глав муниципальных образований, мэров больших городов был годом только тактических изменений. Например, связанных с ротацией состава федеральных и национальных проектов и тактических изменений на региональном и местном уровне.

Грядущий же через неделю 2022 год выглядит временем начала так называемой «низовой административной революции». Действительно, накануне нового года в Госдуму был внесён законопроект, который кардинально меняет устройство муниципальной власти.

Прежде всего, глобальные изменения предлагаются в сфере разграничения компетенций. На мой взгляд, это самое значимое. Предлагается исключить существующую правовую категорию «вопросы местного значения» и закрепить за муниципалитетами на постоянной основе на всей территории страны только очень ограниченный круг вопросов. В них не входит ни жилищно-коммунальное хозяйство, ни в полной мере благоустройство, ни начальное, среднее, дошкольное и школьное образование.

По законопроекту, который предложен, муниципальным властям остаются в универсальном порядке только полномочия в области культуры, организации досуга, первичной пожарной безопасности, поддержания межнационального мира и согласия, развития международных связей и ряд других полномочий. Но практически весь существующий набор компетенций муниципальных образований, в том числе крупных городских округов, переходит в статус вопросов регионального значения, и только регион вправе часть из этих полномочий передавать на постоянной или временной основе на уровень городских и муниципальных округов. Так это выглядит сейчас в законопроекте.

2022 год станет годом определения: будет ли принят законопроект в таком виде, или всё-таки города добьются сохранения статуса? И если большая часть вопросов действительно перейдёт на региональный уровень, то как поведут себя регионы? Либо они инерционно сохранят те вопросы, которыми занимались городские и муниципальные округа, за собой, примут это региональными законами, наделят соответствующими ресурсами муниципалитеты. Либо начнут процесс масштабнейшей централизации полномочий, что неизбежно будет связано с ликвидацией муниципальных учреждений и предприятий, созданием новых предприятий на региональном уровне, передачей имущества, перераспределением доходных источников.

Это действительно революционный процесс, который может начаться в 2022 году, хотя год начала реализации законопроекта – 2023. Таким образом, следующий год будет годом выбора новых законодательных решений и выбора пути в каждом конкретном регионе.

Ну и, конечно, сейчас часто поднимают вопрос о формальном статусе мэров и их взаимоотношениях с главами субъектов, о механизме назначения и смещения глав муниципальных образований. В нынешних законодательных реалиях у губернатора есть достаточно возможностей для того, чтобы обеспечить лояльность и встроенность в свою команду глав местного самоуправления. Для этого уже достаточно много рычагов, начиная от деятельности конкурсной комиссии, которая выбирает кандидатуры глав муниципальных образований, и в которой не менее половины членов представляет субъект Российской Федерации. И заканчивая, например, механизмом удаления в отставку или отрешения от должности мэров. Тем не менее, расширение этих механизмов влияния в законопроекте может привести к новому статусу мэров и новой комбинаторике кадровых решений.

Нельзя исключить, что главами муниципальных образований теперь смогут быть одновременно заместители губернатора. Во всяком случае, такие возможности совмещения закладываются в новом законопроекте. Нельзя сказать, что это полностью изменит систему взаимоотношений «регион-муниципалитет», но может послужить толчком для серьёзных новых кадровых изменений в муниципальной сфере. Это может быть временем начала активного кадрового движения, импульсом для которого может послужить принятый законопроект.