Толкачев Константин Сергеевич

Общественный деятель, юрист, администратор сетевого сообщества «Публичная политика в Ульяновской области»

 

 

Комментарии эксперта:

Июль 31, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2018)

В Ульяновской области наблюдается своеобразный кризис местного самоуправления в двух крупнейших городах. И в Димитровграде, и в Ульяновске в последние годы применялась модель управления, предусматривающая разделение должностей главы города и главы городской администрации. Эта модель, как показала практика, «мертворожденная». Неизбежные конфликты и противоречия порождают паралич адекватного функционирования местных органов власти. В Ульяновске это спустя несколько лет привело к возвращению единоначалия, устранению двоевластия.

Главой города Ульяновска в июне стал Сергей Панчин, который «раздавил» в аппаратной борьбе экс-главу администрации Алексея Гаева (сам Панчин был в этот момент главой города). Но обретя полноценную городскую власть, Сергей Панчин одновременно стал заложником особенностей назначения на должность главы города. Теперь в Ульяновске реализуется модель, когда главу города определяют с помощью специально создаваемой конкурсной комиссии, и затем из предложенных кандидатов выбирают депутаты.

Панчин — опытный чиновник, зарекомендовавший себя как крепкий хозяйственник, — столкнулся с проблемой легитимности. Он не выбранный народом мэр, а фактически кулуарно назначенная фигура. Это серьёзно подрывает доверие горожан, отдаляет и даже несколько принижает важнейший институт местного самоуправления. За короткое время своей работы в качестве полноценного «единого» главы города Сергей Панчин не показал ничего существенно нового или качественно отличающегося от своего ранее применяемого подхода. Потребуется несколько месяцев, чтобы он принял необходимые кадровые решения, провел ротацию команды Алексея Гаева, сформировав свою собственную. Впрочем, ключевые решения и вопросы жизнеобеспечения Ульяновска находятся под чутким контролем региональной власти, так что переходный период должен пройти без каких-то трудностей.

 

Сентябрь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2017)

Глава администрации Ульяновска Алексей Гаев производит впечатление человека, который пытается изменить что-то в городе. Он окружил себя достаточно молодой и профессиональной командой, которая не скрывает амбициозных целей — «привести Ульяновск в порядок». Проблема в том, что под этим порядком подразумевать. В городе, по-прежнему, огромные проблемы с дорогами, транспортной и коммунальной инфраструктурой. Ясно, что все задачи одновременно не решить, но Ульяновск это точно не тот город, который может позволить себе повторить московский подход к регулированию вопросов маршрутной сети или размещения нестационарных торговых объектов. Там, где московская мэрия зальёт проблему деньгами или найдёт креативный выход, у администрации Ульяновска нет никаких вариантов, кроме как «оставить всё, как есть».

Из актуальных примеров двоякости подхода сити-менеджера: Алексей Гаев нашёл возможным уйти в отпуск во время подготовки Ульяновска к проведению заседания президиума Госсовета (состоялось в Ульяновске 22 сентября). Это не красит его как политика и аппаратного игрока. Другой вопрос, что он сумел выстроить систему управления городским хозяйством, при которой его отсутствие, в общем-то, никто не заметил.

Алексей Гаев за два года своей работы так и не смог избавиться от тени своего бывшего начальства (всю свою сознательную жизнь господин Гаев работал заместителем директора ульяновской строительной компании «КПД-2»). Он всё ещё не привык в публичной риторике отстраняться от деятельности своей «альма-матер», а потому часто и обоснованно получает упрёки в откровенном лоббизме и покровительстве. Сумеет ли Алексей Гаев не повторить ошибок своих предшественников, которые либо слишком заигрывались в политику, либо откровенно тратили скудный муниципальный бюджет в пользу приближённых финансово-промышленных групп, по-настоящему, до сих пор не ясно.