Потуремский Виктор Александрович
Директор по политическому анализу, ИНСОМАР (г. Москва)
Комментарии эксперта:
30 августа, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2023)
Михаил Котюков, несмотря на недолгий срок работы в качестве врио губернатора Красноярского края (с 20 апреля 2023), показал себя молодцом и эффективным управленцем. Как выпускник школы губернаторов, он демонстрирует глубокую компетентность в управленческих вопросах и умение быстро принимать решения. Что не менее важно, Котюков — красноярец. Родился в Красноярске, работал в администрации Красноярского края, был замом губернатора Александра Хлопонина. И поэтому хорошо знает проблемы края, понимает необходимость инвестиций и то, как влияет крупный капитал на экономику.
Котюков активно включён в федеральные программы. За время работы в Центре он приобрёл связи, знания и опыт реализации крупных проектов. Это не материальный ресурс, но он очень помогает Красноярскому краю.
С точки зрения публичности, у Михаила Котюкова присутствуют все паттерны школы губернаторов — открытость, оперативность, прямая коммуникация. Но при этом Михаил Михайлович — не человек «пиара», а человек решений и действий. Сейчас он развивает публичную составляющую своей работы. И это не упрёк, и не слабое звено, а показатель того, что Михаил Котюков растёт и развивается.
28 февраля, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2022)
Для губернатора Кировской области Игоря Васильева начался непростой период, связанный с началом выборного цикла – в этом году пройдут выборы и главы региона, и выборы Городского совета Кирова. И традиционная пауза, неопределённость по подтверждению-неподтверждению полномочий. Я бы не назвал это периодом турбулентности, но это время глава региона должен пройти очень чутко и очень точно.
Моя экспертная оценка перспектив Игоря Васильева позитивная – считаю, что он пойдёт на следующий губернаторский срок. Оптимистические перспективы обусловлены большим вниманием Игоря Владимировича к точному ответу на запрос со стороны жителей. Я имею в виду образование, здравоохранение. На мой взгляд, регион вполне успешно прошел пандемийную турбулентность.
Инициативы Васильева в области образования были представлены и поддержаны на уровне Госсовета. Это – более чем признание заслуг и показывает компетентность руководителя.
В то же время регион непростой, прежде всего, в силу структуры экономики. Нельзя сказать, что Кировская область является экономическим лидером и прорывной территорией. И это – основная угроза, на фоне общих непростых условий, в которых находится вся страна.
24 мая, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2021)
В 2017 году мэром Красноярска на непрямых выборах стал Сергей Еремин. Смена власти в краевом центре была воспринята скорее позитивно со стороны горожан. Напомним, что не за долго до этого произошла смена краевой власти – временно исполняющим обязанности губернатора края стал старейшина краевой политики, политический тяжеловес А.Усс, долгое время до этого работавший на посту председателя Законодательного собрания края. На кадровое назначение в городской власти, собственно, и повлиял А.Усс. Основной вызов, с которым, столкнулась краевая и городская власть это проблемы отклонения от плана подготовки к проведению Универсиады 2019 года. Это был очень серьезный вызов с высокой степенью ответственности. С этим было связано стремление новой краевой власти получить новую команду власти городской, с которой можно было бы действовать совместно в решении проблем в подготовке предстоящей Универсиады. Универсиада состоялась, стала ярким событием. В целом можно говорить, что Красноярск смог использовать Универсиаду как ресурс для перезагрузки и обновления города. Если говорить о ситуации в городе сейчас, то в условиях непростой экономики, роста цен, важной для города является проблема экологии. Население скорее оценивают действия власти по решению проблемы экологии как недостаточные и не эффективные. Но более решительных действий население по решению экологических проблем ждет в первую очередь от власти края, а не от власти города. Так происходит и по большинству острых проблем (в первую очередь проблем в социальной и экономической сферах) – основной запрос адресован к губернатору края. А.Усс оценивается как более ресурсная фигура, влияющая в том числе и на городскую власть.
29 апреля, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2020)
Действия губернатора Красноярского края А. Усса могут быть оценены как эффективные в условиях распространения эпидемии коронавируса. Если сравнивать реакцию и стратегию исполнительной власти края с действиями власти в других регионах, не только в СФО, но и за его пределами, то речь идёт действительно о том, что губернатор А. Усс действовал быстро, решительно, и многие решения власти принимались на опережение.
В Красноярском крае буквально следом за Москвой и Московской областью начали вводиться ограничительные меры – так называемый режим «самоизоляции» – и приниматься другие решения по защите населения от угрозы заражения. Например, именно Красноярский край стал одним из первых регионов, где были введены меры по контролю и последующей изоляции пассажиров, прибывающих из Москвы.
Губернатор и краевое правительство уделяют большое внимание работе здравоохранения и показывают способность очень быстро принимать решения по ресурсному обеспечению, кадрам, введению жёстких карантинных мер в случае обнаружения источников заражения. Как это было, например, с краевым глазным центром, где были обнаружены заболевшие врачи и пациенты. Краевая власть не боится принимать непопулярные, но необходимые решения. Красноярский край, наряду с Москвой и Московской областью, стал одним из немногих регионов, где были введены «цифровые пропуска» для контроля соблюдения карантинных мер.
Ситуация с эпидемией коронавируса стала вызовом для всей системы власти края – и на региональном уровне, и на муниципальном. Нужно признать, что власть в крае оказалась эффективна на всех уровнях.
Серьезным преимуществом губернатора А. Усса, конечно, является его компетентность и большой опыт работы в системе краевой власти, ещё до прихода на пост губернатора в 2018 году. Усс прекрасно понимает и буквально чувствует жизнь региона, способен эффективно распределять и привлекать ресурсы для работы власти в условиях кризиса.
Кроме этого, сильные стороны, которые были продемонстрированы в эти дни, – высокая степень единства краевой элиты. Если говорить про маркеры, то на уровне власти – высокая степень мобилизации и эффективность, как отмечалось ранее. На уровне бизнес-элиты, крупных хозяйствующих субъектов, работающих в крае, – высокая социальная ответственность: большие объёмы помощи региону, сохранение рабочих мест и защита работников. Прежде всего, речь идёт о предприятиях «Норильского Никеля» и группы «Русский алюминий» – традиционных партнерах краевой власти. В крае действует масштабное волонтёрское движение, которое, в том числе, было бы невозможно без спонсорской помощи, взаимодействия и поддержки органов власти.
Ситуация с распространением коронавируса является серьёзным вызовом для власти. Именно власть в предельной точке несёт, по мнению граждан, ответственность за всё происходящее, появляется особая требовательность и чувствительность на уровне общественного мнения к ошибкам власти. Пройти этот путь без потерь трудно. Тревога людей за свое экономическое положение, прежде всего, за здоровье своё и близких негативно скажется на социальном самочувствии региона, повлияет на восприятие деятельности персон и органов власти. В условиях кризиса работа власти с высокой вероятностью может или вызвать непонимание, или даже восприниматься как угроза (например, введение ограничительных мер), или оцениваться как недостаточная (поддержка занятости, сохранение уровня доходов, поддержка предпринимательства и пр.).
Всё это выдвигает к власти, кроме необходимости эффективной деятельности по защите граждан в условиях распространения коронавируса, ещё и требование построения эффективной системы коммуникации с населением, включения населения в принимаемые решения на уровне учёта мнения, «заказа» в сторону власти. Прежде всего, чтобы обеспечить оптимальные условия и поддержку работы системы управления краем.
Я бы отметил, что краевой власти и губернатору удалось наладить такую коммуникацию. Раньше краевую власть, на мой взгляд, справедливо критиковали за не всегда эффективные действия именно в информационном поле – неаккуратные формулировки или необъяснимое избегание дать информацию по важным, с точки зрения общественности, вопросам. Сейчас всё выглядит так, что власть явно провела работу над ошибками.
Считаю, что губернатор показывает высокую степень компетентности личными действиями и стилем коммуникации: от первого лица, системная, качественная и развернутая информация, высокая личная включенность, осведомлённость. Губернатор показывает способность действовать эффективно и принимать быстрые решения.
Сейчас трудно строить прогноз. Впереди у региональной власти есть много серьёзных вызовов, связанных, прежде всего, с обеспечением безопасности и экономической стабильности в крае. Из значимых предстоящих событий – посевная и старт сельскохозяйственных работ, в том числе и на личных приусадебных участках, традиционная для Сибири острая паводковая ситуация. На бюджет края повлияет макроэкономическая ситуация. Система управления краем показывает способность принимать эти вызовы и действует устойчиво.
Апрель 29, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2019)
Ключевыми проблемами Республики Тыва, по-прежнему, остается социальная сфера, занятость, доходы населения и всё, что с этим связано. Известно, что социальная сфера является приоритетом работы для Шолбана Кара-Оола. Существует система, так называемых «губернаторских проектов», направленных на решение проблем этой сферы. Занятость, занятость для молодых семей, оказание им поддержки, борьба с бедностью — вот основные приоритеты. Шолбан Кара-Оол в 2017 году переизбран на очередной срок, поэтому сейчас находится практически на середине этого витка.
Вся надежда на изменение ситуации в республике связана, в первую очередь, с развитием макропроекта «Енисейская Сибирь». Локомотивом проекта выступает губернатор Красноярского края Александр Викторович Усс. Речь идёт о создании экономического макрорегиона из субъектов, находящихся вдоль течения Енисея. Республика Тыва, Красноярский край, Республика Хакасия. Проект получил поддержку на федеральном уровне и соответственно — финансирование. Поэтому если Шолбану Кара-Оолу удастся достаточно эффективно воспользоваться этими возможностями, то можно предполагать, что он сможет сохранить для себя и перспективы на следующий губернаторский срок.