ОрловОрлов Дмитрий Иванович

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), член Высшего совета партии «Единая Россия»

 

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 19, 2016 | Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2016 года)

На позиционирование того или иного мэра влияют несколько факторов. Первый фактор – масштаб города. Затем масштаб ресурсов, которыми располагает мэр, – земельных и иных. Кроме того, весьма значимо, насколько мэр популярен, – получил ли он власть путем всенародных прямых выборов или был назначен после голосования городской Думы или иного городского муниципального собрания. Когда складываются несколько важных факторов – власть, полученная выборным путем, крупный город, популярность у населения и значительный объем имеющихся в распоряжении ресурсов в руках главы муниципалитета, – тогда можно говорить о значительном его влиянии и возможностях. При этом материальный козырь – отнюдь не главный фактор стабильности градоначальника. Потому что если легко отстранить мэра, соответственно, и контроль над ресурсами он достаточно легко может потерять.

Когда все вышеперечисленные факторы сошлись – этот мэр на лидирующей позиции. На аутсайдерской площадке – мэр маленького городка, назначенный, с небольшими ресурсами, малопопулярный. Конечно, такое деление условно в общем представлении. Все факторы надо взвешивать применительно к каждому городскому голове. И это уже задача сложнее, чем просто грубо ранжировать лидеров и аутсайдеров.

Конечно, развитие городов или городских агломераций идет неравномерно. Но применительно к нынешнему моменту нельзя сказать, что все городские хозяйства или все российские города находятся в кризисе. Есть города, где продолжается достаточно очевидная инвестиционная активность, где невысокая безработица, где сохраняются все программы по благоустройству и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Сегмент таких городов есть, и о глобальном наступлении кризиса я бы пока не говорил.

К тому же самостоятельность мэров сегодня в некоторой степени ограничена – им всем в любом случае нужно быть встроенным в систему принятия решений. Но логичнее говорить о степени автономии мэров в рамках политической системы, в рамках административной вертикали. Кто-то зависит от губернатора, от других факторов в своем регионе. Но тем не менее мэры продолжают играть значительную роль в политических процессах России.

Декабрь 14, 2015| Национальный Рейтинг Депутатов (№2, декабрь 2015)

Особенности предвыборной стратегии партии «Единая Россия» на предстоящих в 2016 году выборах в Государственную Думу обуславливается целым рядом факторов. Прежде всего, на федеральном уровне масштабами поддержки Владимира Путина, федеральным рейтингом партии и федеральной повесткой власти (в широком определении этого понятия), которая будет сформирована. На региональном уровне — это будет региональная повестка партии, усилия парии в конкретных одномандатных округах и ее возможности влиять на текущий политический процесс.

То, что существует огромный уровень поддержки Путина и власти в целом, отнюдь не гарантирует успеха «Единой России» ни по партийным спискам, ни по одномандатным округам. Поэтому нужно предпринять ряд серьезных усилий. Для этого в каждом округе нужна своя повестка, основанная на анализе проблемного поля и, соответственно, реагирование на это проблемное поле в регионе. В свою очередь, для осуществления такого сценария, нужны мощные технологические усилия: нужны кандидаты, которые будут реальными лидерами общественного мнения. Главное, на мой взгляд, что должно мобилизовывать «Единую Россию» — это понимание того, что высокий рейтинг президента не гарантирует победы в условном конкретном округе. Там нужна своя повестка, на которую будет адекватно и позитивно реагировать население. И сейчас как раз самое время для ее формирования, время для анализа проблемного поля в округах. На мой взгляд, оптимально было бы сформировать партийную федеральную повестку к февралю 2016 года. В это же время необходимо прийти к пониманию того, какая повестка может быть востребована в регионах и конкретных избирательных округах.

А соответственно с февраля по май, когда будет единый день праймериз — логично уже эту повестку готовить.

Все в высокой степени зависит от проблемного конкретного поля, понимания экономической ситуации, как ее оценивают люди и местные власти. И выборы по одномандатным округам, и выборы на конкретных территориях они будут зависеть от местных реалий больше, чем от уровня доверия людей  Владимиру Путину.

Конечно, есть территории, где у «Единой России» невысокий уровень поддержи. Например, в Иркутске, где недавно победил «левый» губернатор. Поэтому там нужна эффективная система формирования оппозиции «красному» губернатору. Нужно четко показывать какие действия главы региона Левченко, к каким негативным последствиям для региона приводят. Думаю, там «Единая Россия» не должна себя вести как «партия власти», но действовать как мощная оппозиционная сила, которая имеет реальную повестку дня, которую она может противопоставить линии «левого» губернатора. Единая Россия ответственна, в смысле серьезности предложений, но не ответственна за ту политику, которую проводит областная власть в регионах, где у руля стоит выдвиженец из «конкурирующей» партии.