Ненилин Олег Евгеньевич
Председатель постоянной комиссии муниципалитета города Ярославля по вопросам городского самоуправления, законности и правопорядка
Комментарии эксперта:
Октябрь 20, 2015| Регионы России: Рейтинг мэров
Деятельность исполняющего обязанности мэра города Ярославля Алексея Геннадьевича Малютина можно охарактеризовать несколькими следующими моментами. Это максимальная открытость в средствах массовой информации и социальных сетях по наиболее острым вопросам деятельности мэрии города. Это и ярко выраженная медийность при наличии хорошо воспринимающихся внешних данных. В руководстве мэрией широко использована модель каскадирования полномочий своих заместителей. А при принятии решений градоначальник зачастую опирается на профессиональное мнение отраслевых специалистов. Кадровые решения принимает самостоятельно, опираясь на личное доверие к кандидату либо оценивая профессионализм. Сам при этом является командным игроком, и в этой связи поддерживает взаимоотношения с вышестоящими должностными лицами. Являясь выходцем из депутатского корпуса, поддерживает тесные взаимоотношения с муниципалитетом, вырабатывая общую позицию по многим вопросам. Нельзя не отметить, что Алексей Малютин заботится об имидже, поэтому периодически принимает популистские решения и выносит их на оценку публики. В связи с тем, что он является еще и руководителем городского отделения партии «Единая Россия», выполняет организационные и представительские функции этой организации в регионе. Вполне логично предположить, что имея отношение к определенной группе влияния, мэр формирует определенную повестку для укрепления позиций этой группы. В том числе предполагается, что будет участвовать в поддержке кандидатов на выборы в Государственную Думу РФ и губернатора Ярославской Области. В настоящий момент Малютин формирует лояльную команду, способную оказать поддержку при рассмотрении вопроса о назначении его впоследствии сити-менеджером. Взаимодействие с областью в целом Малютин осуществляет посредством лоббирования интересов через областных депутатов, в составе которых присутствуют члены группы влияния. Губернатор довольно демократически предоставляет возможность городу самостоятельно принимать большинство решений.
Говоря об отношении к нему населения и местного экспертного сообщества, отмечу, что имеется определённое негативное отношение в связи с тем, что с участием Малютина происходила отмена выборов мэра и переход на новую модель организации местного самоуправления. В этой связи существует дефицит доверия со стороны активной части населения. При этом популистские решения, открытость и медийность, как раз направлены на исправление ситуации. Модель поведения – «народный руководитель».
Негативно влияет образование и квалификация, которые, по мнению экспертного сообщества, недостаточны для управления городом. Аналогичное отношение оказывает отнесение к определённой группе влияния. Более того, экспертное сообщество не верит в возможность избрания его сити-менеджером. Между тем, региональная власть, «устав» от неуправляемой самостоятельности города, поддержала Малютина в вопросе назначения исполняющим обязанности. При этом самостоятельность города сохранилась. Из явных ошибок отмечу их «преемственность» от прежних руководителей на первоначальном этапе — формальный подход к публичным слушаниям и волеизъявлению народа (в настоящий момент ситуация меняется, поскольку активность определенной части горожан высокая, имиджевые потери высоки). Тут же — присутствие лоббизма интересов определённой группы влияния. Желание быстро проводить реформы воспринимается также негативно, как и бездействие, поскольку скорость влияет на качество. Плюсы таковы: изменение подходов в бюджетном процессе; увеличивается внимание к мнению населения, при сохранении чёткой позиции по принципиальным для города, но не популярным вопросам (платные парковки, схема размещения нестационарных объектов, рекламы). Также наметились движения к более профессиональному подходу к подбору менеджмента мэрии и структурных подразделений. Предпринимаются хоть и малозаметные, но шаги к исправлению ранее сложившихся устоев в управлении городом (переход от единоначалия к демократическим процедурам).