molchanovМолчанов Олег Анатольевич

Кандидат юридических наук, член Правления Российской ассоциации политических консультантов (г.Самара)

 

 

Комментарии эксперта:

29 октября, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2020)

Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров работает из дома, он на самоизоляции. У него положительный тест на коронавирус, и болеет он не в самой лёгкой форме. Самое главное в эти осенние месяцы для него и его близких – здоровье.

В то же время региональные власти отдуваются за ту программу по оптимизации здравоохранения, которая идёт в России с начала XXI века, примерно с 2000 года. За это время количество скорых снизилось в 3 раза, количество врачей в целом – в 2 раза, количество больниц  – тоже в 2 раза. То есть тот уровень медицины, который остался после этой оптимизации, был достаточен в «мирное» время, но в условиях пандемии уровня медицинского обеспечения населения явно не хватает. Поэтому в Москве переоборудуют выставочные комплексы под ковид-госпитали, но нужны более эффективные меры, нужны новые врачи – а откуда их брать? Те, которые уволились, уже потеряли квалификацию, молодых и одновременно опытных в нужном количестве нет. А если переформатировать под ковид-госпитали больницы других профилей, то резко вырастет смертность от других болезней, которые тоже никуда не делись – и онкология никуда не делась, и сердечно-сосудистые, и прочие серьёзные заболевания.

Следующая самая главная проблема, учитывая, что у нас и министр здравоохранения тоже болен ковидом, и председатель облдумы: можно только представить масштабы бедствия и ситуацию, в которой приёмные покои не справляются с таким количеством заболевших людей, соответственно, и нехватку скорых, и технических средств, КТ-оборудования, которого явно не хватает.

Надо отметить, что глава области не просто болеет. Он на больничном работает, удалённо подписывает какие-то документы – электронной подписью. Делает то, что делать можно в его состоянии. Любой другой человек в его состоянии просто лежал бы в постели. В какой-то степени это героизм. Я не знаю интенсивности этой работы, но какая-то работа всё равно происходит. Хотя по деятельности области, в общем, незаметно, что полегли основные действующие лица экономики и политики: автобусы и трамваи ходят по расписанию, пробки есть, магазины работают, а 90% населения о болезни руководителя области просто не знают.

И узнают, как правило, после каких-либо санкций. Например, штрафов. Сейчас штрафовать стали ещё больше, в том числе за нарушение масочного режима, очень много камер – у нас начали штрафовать пешеходов по камерам. Так что власть работает, да.

В общем, Азаров продолжает оставаться губернатором даже на больничном, а Самара живёт по шведской модели ковидного периода: нет никаких обязывающих решений, кроме масочного режима и штрафов за его несоблюдение. У нас карантина нет, не закрывались предприятия, кинотеатры, торговые центры, заводы также работают. Никаких жёстких указаний для стариков 65+, для каких-то групп риска нет, просто рекомендации.

Губернатор дал руководителям предприятий и каждому гражданину возможность самостоятельно решать, будет ли он работать в этот сложный период, и как. Директор завода решает, нужно ли кого-то отправлять на удалёнку, есть такая возможность или нет. Нет никаких обязывающих распоряжений. Это достаточно смелое решение, поскольку другие руководители у нас привыкли оперировать только жёсткими административными методами. В Самаре сейчас нет такой жёсткости. И в этом есть важный плюс – поддержание на плаву экономики.

Ну, а минус – он общероссийский: это развал системы здравоохранения и его последствия, которые мы сегодня расхлёбываем. В том числе и недостоверная статистика случаев заболевания ковидом. А всё потому, что процедура постановки диагноза настолько сложная, что невозможно определить реальное количество заболевших. А когда нет реальной картины, то невозможно понять, с чем и каким образом бороться.

 

Декабрь 26, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2019 года)

Главное достижение Дмитрия Азарова, и оно же – недостаток – он не делает резких шагов. Работает он довольно незаметно и поэтому общество его особо не замечает, не видит. С его приходом бюджеты на пиар «любимой власти» явно сократились.

Не всем нравится излишняя осмотрительность Азарова. Но он полностью управляет крупными муниципалитетами, то есть жесткая вертикаль власти и вся власть замыкается именно на областном правительстве, нет никаких приближенных к областному руководству финансово-промышленных групп, как это было раньше, что положительно воспринимается обществом.

Основные проблемы региона, как правило, проекция общефедеральных — падение уровня жизни и как следствие этого снижение потребительского спроса, а дальше упадок в торговой отрасли:  всё одно за другим цепляется. Поэтому зарплаты впервые за долгое время начали снижаться, люди уезжают из области, в первую очередь, в Москву и Питер. Наблюдается общее падение производства, в том числе в космическом секторе, где Самара играет огромную роль. Закрыты многие химпроизводства. Все эти проблемы нельзя решить одним указом.

Конечно, Дмитрий Игоревич старается как-то минимизировать эти риски, не всё у него получается, но, во всяком случае, никто не может сказать, что он ведет свою деятельность в интересах определенной финансово-промышленной группы, как это можно было сказать про предыдущего губернатора.

К сожалению, все крупные заводы-выходцы из советской поры на территории Самарской области принадлежат крупным иностранным компаниям. И они фактически перестали участвовать в жизни города. Мелкий бизнес, середняки, относятся к власти, скорее, с долей негатива. Потому что Самара стремится стать современным городом и огромное количество объектов малой торговли слабо этому соответствует. Маленькие магазинчики, рынки, даже относительно благоустроенные вагончики,  а таких рынков в Самаре было около 10, сейчас 7 из них практически прекратили своё существование. И такая же ситуация произошла в других городах области. Естественно, те люди, которые потеряли работу, доход, относятся к этому негативно, потому что ничего другого им не предложили. Выиграли федеральные торговые сети, у которых, естественно, свои интересы есть.

Сейчас область переживает своего рода afterparty, на котором можно забыть похмелье. Подготовка к мудиалю действительно обновила город, построен аэропорт, сделаны современные дороги, развязки, отремонтированы мосты. Но сейчас встает самый главный вопрос – как содержать стадион, и самый главный вопрос: «Зачем?». Его содержание для области составляет сотни миллионов в год. Деньги эти никаким образом отбить нельзя.
Правительство, конечно, может что-то сделать, организовать рок-фестивали, но будут ли они прибыльными при огромных гонорарах артистам? Теперь интерес к спорту упал, и я не могу представить себе матч, на котором будет 45 тысяч болельщиков, больше 20 сейчас не ходит никогда. Некоторых людей это сильно раздражает, особенно на фоне того, что стадион стОит, как содержание крупной поликлиники, в то время как врачи увольняются, их элементарно не хватает.

При этом ремонт реально заметен, ходишь по городу, смотришь и понимаешь, что это было не зря. Но на 3 года фактически вся остальная область была заброшена. Не ремонтировали дороги, не обустраивали городскую среду нестоличных городов. Потому что всё было отдано для подготовки к чемпионату. В течение этого года начали обращать внимание на подзабытые в предчемпионатной суете районы, начали исправлять этот перекос, но он был настолько длительным и серьезным, что исправлять его ещё придется долго.

Азаров фактически наёмный менеджер и он делает все по законной системе: 90 % его времени и 90 % его деятельности это исполнение указаний, которые приходят от федеральных органов власти. Свобода его действий в этих 10 процентах. Но в них большого значения нет. Будут указания — значит всё точно исправят.

 

Июнь 22, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (июнь, 2015)

Думаю, что всесторонне оценивать деятельность сити-менеджера Самары Олега Фурсова рановато. За прошедшие девять месяцев его управления городом хорошо видна только его безукоризненная исполнительность в выполнении указаний губернатора. Только недавно Олег Фурсов разработал ту схему городской администрации, с которой ему будет удобно работать. Схема, полагаю, лучше прежней. Решительно сокращается число департаментов и количество работников в городской администрации. Под эту схему уже начался подбор кадров. При этом интересно, что в сентябре с.г. в Самаре начнет действовать и новая схема местного самоуправления, — город будет разделен на 9 внутригородских районов, в каждом из которых будет свои администрации и свои Советы. Это потребует серьезного изменения бюджета Самары и предсказать сейчас, какой будет этот бюджет в 2016 году (и следовательно, какая под этот бюджет нужна будет структура администрации города) — не может никто. На улицах Самары незаметно особых изменений после прихода в руководство Олега Фурсова. Да, стало меньше рекламы (часто неоформленной), но ямы на дорогах только увеличиваются. Из-за строительства надземных пешеходных переходов Самара встала в многочасовых пробках. В городе продолжилась борьба с небольшими торговыми точками. Ликвидированы многие рынки, вывезено множество ларьков (в том числе и в частном секторе, где они были единственными торговыми объектами). Олег Борисович настойчиво дистанцируется от решения политических вопросов (они решаются на уровне области), подтверждая поговорку про мэра — главного дворника. Работы ему добавило недовольство населения крупнейшими частными управляющими кампаниями города (многие из которых СМИ связывают с предыдущими главами Самары). Еще в прошлом году декларировалось намерение заменить их муниципальной управляющей кампанией, но для нее у города нет ни основных средств, ни помещений для ЖКО и т.д. К сожалению, городская администрация не выступает лоббистом Самары на областном и федеральном уровне. Фактически она стала Министерством Правительства Самарской области по вопросам города Самары. В этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. Посмотрим, как изменится работа городской администрации после передачи части её полномочий внутригородским районам.

 

Декабрь 21, 2014 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Декабрь, 2014)

Глава Администрации города Ульяновска Сергей Панчин назначен на свою должность решением Городской Думы в начале июля 2013 года. За прошедшее время он не отметился чем-то значительным и выдающимся. Ведет себе крайне осторожно, по принципу-семь раз отмерь-один отрежь. Не эпатирует население и сотрудников, как его предшественник, вошедший в местные анналы фразой, обращенной к подчиненным: «идите домой, но если через 9 месяцев каждый сотрудник мэрии не отчитается о рождении ребенка — сниму премию»!

Сергей Сергеевич не таков: самый вид его буквально излучает серьезность, надежность и основательность. Он ведет сугубо организационную работу, полностью оправдывает определение «мэр-это главный дворник». Он не ввязывается в политические игры. На партийные собрания старается не ходить. Не чужд прогресса: является активным пользователем интернета и его твиттер-самый быстрый и достаточно действенный способ коммуникации населений с городской властью.

Само собой, это не избавляет город и его администрацию от проблем и неприятностей, без которых, пожалуй, нигде не обходится: то обнаруживается, что строительство многоквартирного дома ведется без соответствующего разрешения и проектной документации; то жители крайне недовольны закрытием на ремонт поликлиники, на который, по слухам, нет, пока не средств, ни проектно-сметной документации; то крыши текут, то прокуратура выявляет нарушение прав более чем 200 субъектов малого бизнеса.  Всё, по мере сил и финансовых возможностей, главой администрации устраняется, ремонтируется, подтягивается.

До избрания он 6 лет руководил одним из городских районов и наизусть знает любой двор в городе. Знает типичные проблемы, состояние жизнеобеспечивающих предприятий ЖКХ, дороги и т.д. Думаю, что такими незаметными и должны быть Сити-менеджеры, оставляя политику депутатам. Полагаю, что моё мнение полностью разделяют многие в Ульяновске, в частности, глава города и губернатор.