Максимов Андрей Альбертович
Политтехнолог, руководитель агентства «Максимов-консалтинг», шеф-редактор сайта «Агитпроп.рф»
Комментарии эксперта:
22 декабря, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2022 года)
Во многих городах главой города становится председатель городского самоуправления, выбранный как депутат и имеющий ограниченные полномочия. А где-то работают сити-менеджеры, нанятые по контракту с городским советом и полностью автономные от избирателей. Власть, которая совсем не зависит от людей, отдаляется от них и становится вещью в себе.
Реформы муниципального самоуправления, которые были проведены в 2005-2006 годах, делали городскую власть зависимой от жителей города. А сейчас почти все полномочия по выборам мэра в городах забрали. Это тенденция, которую необходимо отметить, когда речь идёт о положении мэров на сегодняшний день.
Другая тенденция – укрупнение муниципалитетов. Некоторые из агломераций по размеру уже стали как область. Власть в таких муниципалитетах тоже далека от народа. И это неправильно. Мэр и депутаты должны жить где-то по соседству. И знать, что за свою работу и обещания придётся отвечать перед избирателями. И быть доступными для общения с жителями.
31 мая, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2022)
Мэрам в новых условиях приходится так же непросто, как и всем остальным отечественным управленцам.
С одной стороны, существует трёхлетнее планирование бюджетов, и благодаря вовремя проведённым мероприятиям и решениям программы благоустройства и ремонта дорог в этом году стартовали вовремя. Но на перспективу без определённого секвестра бюджетов не обойтись. А это создаёт некоторую неопределённость.
С другой стороны, мэры у нас сейчас существуют в двух обличьях. В большинстве городов глава города – это председатель городского самоуправления, выбранный как депутат, но не имеющий серьёзных полномочий по оперативному управлению городским хозяйством.
Ему приходится работать с многочисленными обращениями граждан, прорабатывать с депутатами корректировки бюджета. Потому что впереди сезон не только благоустройства и ремонта инфраструктуры. Необходимо разобраться, как региональные власти будут проводить сезонный ремонт общеобразовательных учреждений. Удержать под контролем хотя бы часть цен на социально значимые товары в социальных магазинах, если они есть. Попытаться найти политически сбалансированные решения и обозначить их, стараясь не понести электорального ущерба.
Однако существуют сити-менеджеры, которые действуют без оглядки на электоральные процессы и политическую целесообразность. Им в этом году предстоит быть особенно осторожными. Потому что кому-то придётся брать ответственность за возможные непопулярные меры и решения.
30 ноября, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2021)
Новый законопроект о публичной власти и предполагаемые новые возможности муниципальной власти вызывают скептическое отношение. То, что мэров сейчас не избирают, а в основном нанимают в качестве сити-менеджеров, подтверждает повсеместную девальвацию муниципальной власти.
Сегодня у органов региональной власти очень большая сфера полномочий, и нет чёткого разделения, поэтому местное самоуправление и муниципальная власть просто исчезают, становятся частью государственной системы управления. Мэры становятся просто чиновниками, их остаётся только пожалеть. А так как их полномочия весьма ограничены, они являются чиновниками с большим риском попасть за решётку. Из моих знакомых, которых мы когда-то избирали, почти половина успела там побывать: либо несколько раз под следствием, либо даже в заключении, что очень печально.
И всё это усугубляет внешняя обстановка. Второй год страна живет фактически в экстремальных условиях, когда чрезвычайное положение де-юре не объявляется, но фактически оно есть. Можно констатировать постоянные проблемы и с функционированием экономики в целом, и систем жизнеобеспечения, и коммунальных служб, и социальных служб, которые во многом замыкаются на местном самоуправлении…
В этом плане крайне сложная работа у руководителей муниципалитетов, и высокий уровень ответственности. И опять же – высокие риски, потому что на мэров, как ближайших к жителям города, очень легко списать всё, даже то, за что они никак не отвечают. Их можно фактически увольнять спокойно в любой момент.
Мэр лишается права высказывать своё экспертное мнение по тем или иным решениям, потому что любое экспертное мнение может быть рассмотрено как нелояльное высказывание со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, любой приходящий губернатор будет искать опору, но искать её можно по-разному. Или подружиться, или выбрать самого главного и грозного из местных начальников и его публично распять. Иногда второй вариант более предпочтителен: распинают мэра столицы субъекта Федерации, после этого все понимают: пришёл начальник, с ним лучше не шутить.
Остаётся только пожалеть людей, которые находятся на острие и сверху, и снизу и не имеют никаких правовых защитных механизмов.
В нынешней конфигурации я не вижу перспектив для развития корпуса мэров, потому что самоуправление в том виде, в котором оно было заложено законами, практически сегодня не существует. А закон был очень хорошим: он давал возможность людям на низовом уровне самоорганизовываться, избирать своих лидеров и полностью отвечать за свою повседневную жизнь. Но сейчас права и возможности в значительной степени у них отобраны, государство говорит о том, что люди просто должны пользоваться заботой государства о себе, что делает их достаточно безответственными. Из активных граждан люди становятся потребителями госуслуг на уровне местного самоуправления. Параллельно продолжается процесс укрупнения самоуправления в некоторых регионах, когда объединяется огромное количество мелких поселений сельского уровня. Но если взять конкретные примеры, например, как это делается в Московской области: мы видим большие муниципалитеты – и до мэра, и даже до депутатов людям уже не достучаться. И это уже не местное самоуправление, а что-то непонятное.
Ноябрь 17, 2015 | Национальный Рейтинг Депутатов (№1, ноябрь 2015)
Безусловно, действующему депутату Государственной Думы, чтобы получить шанс переизбраться, необходимо правильно строить работу в области пиара. Прежде чем начинать интенсифицировать информационную работу, надо оценить стартовые условия. То есть – провести полный пакет качественного и количественного социологического исследования. Тогда будут ясны сложившиеся портреты и самого депутата, и его избирателей, а также – ожидания жителей в территориальном, социальном, гендерном и профессиональном разрезе.
Дальнейшие действия, прежде всего, зависят от того, как именно депутат собирается переизбираться. Одно дело, если он переизбирается по списку партии, другое – как человек, планирующий в будущем представлять интересы территории от мажоритарного округа.
Здесь должны осуществляться две совершенно разные информационные стратегии. Одна с приоритетом на ценности региона, а другая ближе к концепции или интересам того электорального сегмента, представителем которого партия выступает. Независимо от того, что прошлый состав Думы формировался исключительно на основе пропорционального голосования.
Победу депутату обеспечит популярность. Но для каждой из моделей выборов – это разная популярность. Для одномандатника важна популярность в принципе. Она должна быть выше популярности выдвинувшей его партии и выходить за рамки партийного электората. Он должен получить максимум голосов в округе. Даже те, кто принципиально будет голосовать за списки других партий, должны поддержать его как личность и лучшего лидера.
У нас не открытые списки, поэтому, в принципе, персональная популярность депутату от региональной группы списка не критически важна. Важнее быть как раз ближе всего именно к той среде избирателей, которая голосует за эту партию, за её формального или неформального Лидера. Быть своим и для простых избирателей, и для партийных верхов. То есть, важно быть популярным среди традиционных избирателей партии, потому что именно мобилизация их обеспечит списочнику победу. Для депутата правящей партии важно показать, что за прошедшие годы он смог много сделать, благодаря своей известности и связям во власти. Оппозиционному депутату важно отчитаться о многочисленных попытках повернуть власть лицом к народу и региону. И тому, и другому нужны документы, свидетельства людей и структур. Необходимо собрать максимально полный набор благодарностей и таких свидетельств.
В обоих случаях депутатам важно показать свою полезность избирателям, выполнение взятых на себя поручений и наказов. К примеру, в 2011 году кампания в Госдуму у ЕР проходила в форме совместного с ОНФ формирования народных бюджетов и народных программ. Уверен, что теперь оппозиция будет именно на основе этих программ требовать ответа от депутата «партии власти». Самим оппозиционным депутатам такой строгий суд не грозит. Они могут сослаться на то, что их решения и предложения властью игнорировались. Но должны будут привести свидетельства своих попыток.
В любой случае, кандидатам необходимо построить график планируемых событий и варианты реагирования на них. Важно не быть банальным: вручением цветов и торжественной речью порой можно вызвать только раздражение. Кроме того, необходимо выстроить тематические линии для освещения и продвижения тех вопросов, которые актуальны для избирателей и в то же время позволяют депутату добиться хотя бы частичного их решения. Необходимо уже сейчас детально просмотреть результаты работы своей общественной приемной. Отобрать вопросы решённые и находящиеся в стадии решения. Необходимо провести встречи с активом общественных организаций территории, проработать с ними совместные максимально реалистичные программы действий. На основе этих списков в перспективе можно будет формировать группы поддержки и усиливать партийный актив в территориях. Даже для ЕР важна не только административная вертикаль, но и искренние сторонники и союзники.
Будущий кандидат мажоритарного округа может выступать и с набором новых инициатив: как с законодательными федеральными инициативами, так и с инициативами регионального масштаба. Избиратель у нас, как и везде, ценит не только законодателей, но и лоббистов интересов территорий и отраслей, тех или иных социальных страт. Создание информационных поводов необходимо выстраивать по временной линии от восстановления известности к формированию мотивации к поддержке. Важно быть «полезным». Если соперники смогут доказать, что депутат бесполезен, его место станет вакантным, и на него сможет претендовать любой другой человек, который в настоящий момент уже, возможно, создает благотворительные фонды, проводит различные акции на данной территории.
Для человека же, который связывает себя с партийным знаменем, важно быть именно выразителем идей этой партии. Но при этом не идти в разрез с надеждами людей. Непопулярные решения партии надо принимать и озвучивать за три года до выборов. Сегодня важно быть вместе с народом и массовым избирателем. Но учтите, что для списочника не берется во внимание территориальная привязка! Для списочника она вторична. Инициативы могут касаться чего угодно, хоть моста в Крым, транспортного налога или прав домашних животных. Важно, чтобы они лежали в русле ожиданий избирателей партии.
Политика у нас делается людьми, мало думающими о последствиях своих публичных заявлений. Поэтому бывают не очень популярные или продуманные заявления лидеров, от которых лучше держать дистанцию. Недавно, например, наш премьер-министр сказал, что надо повысить пенсионный возраст, и если сейчас во фракции «Единая Россия» депутаты поддержат это решение, для многих оно может оказаться фатальным и, возможно, даже последним в их депутатской карьере. Потому что избиратели запомнят это, и крайним раздражителем для них будет не премьер-министр, а именно депутат. Это касается и отмены льгот для некоторых категорий людей, например – для пенсионеров Московской области на проезд по Москве.
Здесь я изложил только общий алгоритм и принципы информационной политики, которых целесообразно придерживаться депутату в последний год перед избранием. Для каждого депутата, безусловно, весь этот пакет должен быть индивидуальным, учитывающим специфику его личной истории и территории, от которой он намерен выдвигаться. Кроме того, необходимо учитывать федеральную повестку и стараться избегать попадания в информационную тень, когда любой сигнал теряется и в общем-то бесполезен. В этом плане целесообразно быть немного асинхронным по отношению к основным федеральным датам и событиям.