МаксимовМаксимов Андрей Альбертович

Политтехнолог, руководитель агентства «Максимов-консалтинг», шеф-редактор сайта «Агитпроп.рф»

 

 

 

Комментарии эксперта:

Ноябрь 17, 2015 | Национальный Рейтинг Депутатов (№1, ноябрь 2015)

Безусловно, действующему депутату Государственной Думы, чтобы получить шанс переизбраться, необходимо правильно строить работу в области пиара. Прежде чем начинать интенсифицировать информационную работу, надо оценить стартовые условия. То есть – провести полный пакет качественного и количественного социологического исследования. Тогда будут ясны сложившиеся портреты и самого депутата, и его избирателей, а также – ожидания жителей в территориальном, социальном, гендерном и профессиональном разрезе.

Дальнейшие действия, прежде всего, зависят от того, как именно депутат собирается переизбираться. Одно дело, если он переизбирается по списку партии, другое – как человек, планирующий в будущем представлять интересы территории от мажоритарного округа.

Здесь должны осуществляться две совершенно разные информационные стратегии. Одна с приоритетом на ценности региона, а другая ближе к концепции или интересам того электорального сегмента, представителем которого партия выступает. Независимо от того, что прошлый состав Думы формировался исключительно на основе пропорционального голосования.

Победу депутату обеспечит популярность. Но для каждой из моделей выборов – это разная популярность. Для одномандатника важна популярность в принципе. Она должна быть выше популярности выдвинувшей его партии и выходить за рамки партийного электората. Он должен получить максимум голосов в округе. Даже те, кто принципиально будет голосовать за списки других партий, должны поддержать его как личность и лучшего лидера.

У нас не открытые списки, поэтому, в принципе, персональная популярность депутату от региональной группы списка не критически важна. Важнее быть как раз ближе всего именно к той среде избирателей, которая голосует за эту партию, за её формального или неформального Лидера. Быть своим и для простых избирателей, и для партийных верхов. То есть, важно быть популярным среди традиционных избирателей партии, потому что именно мобилизация их обеспечит списочнику победу. Для депутата правящей партии важно показать, что за прошедшие годы он смог много сделать, благодаря своей известности и связям во власти. Оппозиционному депутату важно отчитаться о многочисленных попытках повернуть власть лицом к народу и региону. И тому, и другому нужны документы, свидетельства людей и структур. Необходимо собрать максимально полный набор благодарностей и таких свидетельств.

В обоих случаях депутатам важно показать свою полезность избирателям, выполнение взятых на себя поручений и наказов. К примеру, в 2011 году кампания в Госдуму у ЕР проходила в форме совместного с ОНФ формирования народных бюджетов и народных программ. Уверен, что теперь оппозиция будет именно на основе этих программ требовать ответа от депутата «партии власти». Самим оппозиционным депутатам такой строгий суд не грозит. Они могут сослаться на то, что их решения и предложения властью игнорировались. Но должны будут привести свидетельства своих попыток.

В любой случае, кандидатам необходимо построить график планируемых событий и варианты реагирования на них. Важно не быть банальным: вручением цветов и торжественной речью порой можно вызвать только раздражение. Кроме того, необходимо выстроить тематические линии для освещения и продвижения тех вопросов, которые актуальны для избирателей и в то же время позволяют депутату добиться хотя бы частичного их решения. Необходимо уже сейчас детально просмотреть результаты работы своей общественной приемной. Отобрать вопросы решённые и находящиеся в стадии решения. Необходимо провести встречи с активом общественных организаций территории, проработать с ними совместные максимально реалистичные программы действий. На основе этих списков в перспективе можно будет формировать группы поддержки и усиливать партийный актив в территориях. Даже для ЕР важна не только административная вертикаль, но и искренние сторонники и союзники.

Будущий кандидат мажоритарного округа может выступать и с набором новых инициатив: как с законодательными федеральными инициативами, так и с инициативами регионального масштаба. Избиратель у нас, как и везде, ценит не только законодателей, но и лоббистов интересов территорий и отраслей, тех или иных социальных страт. Создание информационных поводов необходимо выстраивать по временной линии от восстановления известности к формированию мотивации к поддержке. Важно быть «полезным». Если соперники смогут доказать, что депутат бесполезен, его место станет вакантным, и на него сможет претендовать любой другой человек, который в настоящий момент уже, возможно, создает благотворительные фонды, проводит различные акции на данной территории.

Для человека же, который связывает себя с партийным знаменем, важно быть именно выразителем идей этой партии. Но при этом не идти в разрез с надеждами людей. Непопулярные решения партии надо принимать и озвучивать за три года до выборов. Сегодня важно быть вместе с народом и массовым избирателем. Но учтите, что для списочника не берется во внимание территориальная привязка! Для списочника она вторична. Инициативы могут касаться чего угодно, хоть моста в Крым, транспортного налога или прав домашних животных. Важно, чтобы они лежали в русле ожиданий избирателей партии.

Политика у нас делается людьми, мало думающими о последствиях своих публичных заявлений. Поэтому бывают не очень популярные или продуманные заявления лидеров, от которых лучше держать дистанцию. Недавно, например, наш премьер-министр сказал, что надо повысить пенсионный возраст, и если сейчас во фракции «Единая Россия» депутаты поддержат это решение, для многих оно может оказаться фатальным и, возможно, даже последним в их депутатской карьере. Потому что избиратели запомнят это, и крайним раздражителем для них будет не премьер-министр, а именно депутат. Это касается и отмены льгот для некоторых категорий людей, например – для пенсионеров Московской области на проезд по Москве.

Здесь я изложил только общий алгоритм и принципы информационной политики, которых целесообразно придерживаться депутату в последний год перед избранием. Для каждого депутата, безусловно, весь этот пакет должен быть индивидуальным, учитывающим специфику его личной истории и территории, от которой он намерен выдвигаться. Кроме того, необходимо учитывать федеральную повестку и стараться избегать попадания в информационную тень, когда любой сигнал теряется и в общем-то бесполезен. В этом плане целесообразно быть немного асинхронным по отношению к основным федеральным датам и событиям.