Лубяной Максим Сергеевич

Кандидат философских наук. Профессор. Директор Института проблем социального управления

 

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 26, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2019 года)

Уходящий 2019 год стал для губернатора Нижегородской области Г. Никитина годом фиксации собственного политического положения как среди региональных элит, так и в сознании электората. Прошли 2 года с момента его назначения руководителем области и год после избрания. Это вполне достаточный срок для того, чтобы не только разобраться в политической и экономической ситуации в регионе, но и занять доминирующее положение. По большому счету, Никитин с этим справился. Среди элит у него появился авторитет не только «по должности», электоральный потенциал, хоть и снизился с высокого выборного и поствыборного, но остаётся достаточно высоким и стабильным, уровень одобрения деятельности – в плюсовой зоне. Завершающим этапом обозначенной фиксации его политического положения стало избрание Г. Никитина секретарём регионального отделения «Единой России». Однако здесь кроется некоторая опасность для его рейтингов. «Единая Россия» в Нижегородской области имеет поддержку немного ниже, чем в целом по стране (хотя, конечно, регион не является «красным»). И, возглавив региональное отделение партии, Никитин как бы «делится» с ней своим потенциалом, но, тем не менее, пока это не добавило плюсов ни «Единой России», ни самому губернатору, а вот риск падения его рейтингов достаточно велик.

К концу года у большинства региональных экспертов, политических и околополитических кругов сложилось чёткое понимание, что существует скрытый конфликт между губернатором Никитиным и главой Нижнего Новгорода Пановым. Вероятно, в следующем году мы будем наблюдать уже открытую фазу этого конфликта, учитывая, что в 2020 году предстоит большая муниципальная избирательная кампания.

Достаточно много вопросов вызывает кадровая политика губернатора. Наверное, стоит признать, что проект «Команда Правительства», когда региональных и муниципальных чиновников высокого уровня отбирают по специальному конкурсу, оказалась неработоспособной. Большинство кадровых назначений происходит вне этого проекта. При этом стоит отметить, что доверия к местным кадрам у Никитина как не было в начале его губернаторства, так и нет до сих пор.

Нужно заметить, что Г. Никитин в последние пару месяцев начал корректировать свой имидж и стиль руководства. Очевидно, понимая новые задачи и новую ответственность, став не только управленцем, но и политиком, Никитин достаточно резво осваивает новую «профессию».

В целом очень показательны будут предстоящие два года – в 2020 году практически во всех районах области и в Нижнем Новгороде будут муниципальные выборы, а в 2021 году – не только выборы в Государственную Думу, но и выборы в Законодательное собрание Нижегородской области. И сейчас, в самый ближайший короткий срок, Г. Никитину нужно настроить политико-управленческую систему так, чтобы она не сбоила в самый неподходящий момент.

 

Июль 31, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2018)

С одной стороны, Владимир Панов участвует в региональной политике достаточно давно, с другой — всегда умудрялся оставаться в тени. Пожалуй, для публичного политика это весьма странное качество. Хотя он неоднократно избирался в Думу Нижнего Новгорода, прошел горнило выборов в Государственную Думу по одномандатному округу, его кандидатура, предложенная врио губернатора Глебом Никитиным в региональной элите, вызвала, мягко говоря, недоумение. А если учесть шлейф скандалов, связанных с политическим наследием Валерия Шанцева (предыдущего губернатора), сложившееся к этому времени разделение элит на несколько противоборствующих лагерей, уголовные дела, связанные с коррупцией в городской администрации, чехарду с избранием главы города и главы администрации города (действовала так называемая «двуглавая» модель управления), то получается, что Панову в очень сжатые сроки нужно было все эти проблемы решить.

К тому же, надо было заручиться поддержкой горожан, у которых уровень доверия к городской власти успел за все это время понизиться катастрофически. Кстати, нужно отметить, что по большому счету было из-за чего. Настолько плачевного состояния город не переживал очень давно.

Конечно, Панову явно не хватает опыта руководства большим городом. В области жуткий кадровый голод, который породил губернатор Шанцев, полностью заморозив каналы профессионального роста и не скопив хоть какого-либо кадрового запаса. Назначения на любые должности происходили совсем не по профессиональным основаниям. Поэтому в город и область приглашаются «варяги», но, как выясняется, также с неоднозначной репутацией. Панов пытается выстроить отношения с жителями, устраивая большие собрания с населением районов, где напрямую общается с горожанами, пытается активно привлекать общественность через соцсети к обсуждению проблем города и т.д. При этом, опять же, из-за элитных войн времён Шанцева практически не осталось относительно независимых СМИ, соответственно явно не хватает каналов коммуникации, а PR-служба Панова не в состоянии обеспечить достаточное медийное присутствие мэра (опять же кадровый голод). В связи с проведением Чемпионата мира по футболу 2018 в Нижнем Новгороде, конечно, много проблем благоустройства удалось решить в кратчайшие сроки. Такое стечение обстоятельств, конечно, пока спасает Панова от негативных оценок. Медленно, но эти шаги дают свои плоды. Уровень одобрения его деятельности достаточно высок – 52,3%. (по данным Института проблем социального управления, опрос от 17 июля 2018 г.). И это, кстати, при падении рейтинга врио губернатора Глеба Никитина, у которого в сентябре выборы.

Впрочем, пока еще к Панову есть запас доверия, и очень хочется надеяться, что это доверие он оправдает. Слишком долго Нижний Новгород был «болотом» с «синими заборами».