Коломейцев Юрий Юрьевич
Политолог. Директор Центра социальных инноваций «Чёрный куб». Член экспертного «президентского» пула политологов (г.Владивосток)
Комментарии эксперта:
29 октября, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2020)
Глава Республики Якутия Айсен Николаев отметился успехами в сфере строительства социальных объектов. Федеральные власти в конце сентября объявили, что Саха и Колыма стали единственными субъектами на Дальнем Востоке, которые не отстают от утвержденных графиков их строительства.
Также в обозначенный период Николаев довёл до конца проект строительства терминала для перевалки якутского угля в Ванино. Экологических рисков конкретно для Якутии никаких (порт находится в Хабаровском крае), зато в условиях высокого спроса на уголь экономические преимущества регион получит немалые.
Развивая эту тему, в сентябре по результатам обращения Николаева к президенту страны Владимиру Путину было принято решение об увеличении закупок алмазов в Гохран. Это приведёт к увеличению поступлений в бюджет Якутии. На днях Путин заявил о необходимости поддержки бюджетообразующей компании «АЛРОСА».
Совсем недавно Николаев предложил альтернативу «Авроровской» монополии авиамаршрутов в Арктике и на Дальнем Востоке, учредив так называемый дальневосточный альянс перевозчиков, флагманом которого выступит авиакомпания «Якутия», принадлежащая «Алросе». Любая конкуренция в монополизированном секторе экономики — это хорошо, даже если глава региона действует из личных побуждений.
Что касается сентябрьского указа Николаева об обязательном переводе лиц старше 65 лет на удалённую работу из-за пандемии, то у меня имеется двоякое отношение. С одной стороны, коронавирус представляет наибольшую опасность именно для пожилых людей, а лучшей борьбы с этим вирусом, кроме самоизоляции, ещё не придумали (та же вакцина от COVID-19 не станет массовой и до рядовых пенсионеров не дойдет). С другой стороны, мы помним, как соблюдался «режим нерабочих дней», объявленный Путиным прошедшей весной…
В публичном поле губернатор Приморья Кожемяко этой осенью переключился с региональной рутины на «неожиданно» (для него) образовавшиеся проблемы в городе Владивостоке.
Ему приходилось устраивать разносы по поводу затянувшегося ремонта главной транспортной артерии города — Некрасовского путепровода, а также по поводу скандала с мраморными лавочками на центральной площади, к которым горожане приносили траурные ленты и цветы. Из последнего — его реакция на некачественное питание в школах с демонстративным визитом во вторую гимназию и употреблением какао.
В результате этих скандалов несколько чиновников мэрии лишились своих постов, но вряд ли это позволит решить явные системные проблемы в муниципальном управлении во Владивостоке. Глава города и его ключевые замы наказаны не были, даже для вида. В этом мы видим сохранение тренда на лояльность, которым Кожемяко руководствуется при принятии кадровых решений в регионе.
Создается впечатление, что работа Кожемяко и его команды в последний месяц направлена на отработку информационных атак со стороны СМИ и других влиятельных медиа. Причиной этих атак является неумелое взаимодействие мэрии Гуменюка со средствами массовой информации, в результате которого муниципальные контракты на освещение деятельности администрации получил лишь ограниченный контингент СМИ, а не как в прежние время, когда почти всем ресурсам доставался свой кусок бюджетного «пирога».
«Кураторы» внутренней политики в Приморье понимают, что значимая часть недовольства населения Гуменюком отражается и на позиции губернатора. По данным социологического опроса Центра социальных инноваций «Черный куб», который был проведён до пандемии в феврале 2020 года, 62% опрошенных владивостокцев из 3 210 респондентов не считают Гуменюка самостоятельным политиком и рассматривают его как элемент связки «Кожемяко-Гуменюк».
Среди последних решений Кожемяко стоит вспомнить ужесточение норм ответственности для транспортных компаний, в чьих автобусах не соблюдается масочный режим, а также закрепление запрета об обслуживании покупателей без масок в магазинах. В настоящий момент губернатор пытается лавировать между непопулярными решениями, которые он впоследствии будет вынужден применять в условиях увеличения заболеваемости по COVID-19, и сохранением текущего режима борьбы с «короной», чего хотели бы граждане и предприниматели.
Октябрь 30, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2019)
Большое общественное внимание к деятельности главы Республики Якутия обращено в связи с его активным присутствием на различных интернет-площадках, к соцсетям. Айсен Николаев, согласно нашему исследованию имеет самую большую аудиторию в пяти популярнейших социальных сетях Instagram, Facebook, В контакте, Одноклассники и Twitter среди всех дальневосточных губернаторов. В этом месяце глава республики создал личный блог на YouTube, причем не просто блог, а блог «в лучших традициях современных ютуберов», направив на создание этого контента приличные ресурсы.
Такое позиционирование кураторы внутренней политики администрации президента и околокремлевские технологи называют модным словосочетанием «новая искренность», а по факту Николаев скорее просто придерживается рекомендаций АП, разработанных структурой год назад, по заведению аккаунтов, разбюрократизации общения с народом, в том числе через новые коммуникативные площадки.
Последнее относится не только к общению Николаева с пользователями сети Интернет, но и к его практике общения с большим количеством населения. На ум сразу приходит резонансная история, которая произошла в регионе в марте этого года, когда народ Якутии взбунтовался после изнасилования матери-одиночки мигрантом из Киргизии. Тогда Николаев собрал всех заинтересованных в многотысячном спорткомплексе, где вместе с мэром Якутска начал искать пути выхода из сложившейся ситуации и лично общаться с представителями якутских национальных организаций. Как результат, в конце того же месяца Николаев запретил найм мигрантов транспортными компаниями и такси, чем обеспечил себе повышение рейтинга на тот момент.
——————
Напряженность между местным элитами и «варягом-губернатором» Валерием Лимаренко связана с характером проведения избирательной кампании последнего, в ходе которой технологи Кремля «прошлись» по многим главам муниципалитетов, пытаясь сыграть на антирейтинге местных чиновников. Эта ставка сработала не в полной мере, поскольку результаты выборов до сих пор вызывают споры в элитах, особенно в тех, которые до сих пор кадровое решение Кремля не признали. Вполне вероятно, что они знают значительно больше об истинных итогах голосования, чем мы с вами. Ведь неуверенная победа Лимаренко была достигнута при не очень высокой для этого типа выборов явке.
По моей информации, команда Лимаренко и дальше планирует идти по конфронтационному сценарию. В настоящий момент правительство Сахалина проводит серию постэлекторальных исследований, истинная цель которых показать «кто в доме хозяин» (вполне логично, что рейтинги Лимаренко, учитывая фактор недавно проведенной кампании, существенно выше, чем у муниципалов, где сосредоточена местная элита).
На мой взгляд, Лимаренко стоило бы пересмотреть свои подходы во внутренней политике региона. Своей команды новый губернатор, в отличие от своего предшественника на посту, не имеет, и поэтому стабильное протекание политических процессов без совместной работы с местными элитами он обеспечить на долгий период не сможет. Как показывает практика последних лет, внутрирегиональные конфликты вредят главам субъектов, и те до своего переизбрания в том же статусе, как правило, «не досиживают».
Октябрь 01, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2019)
По итогу августа — сентября позиции мэра Южно-Сахалинска можно назвать неоднозначными.
С одной стороны, Сергей Надсадин остаётся одним из самых влиятельных политиков региона, а успехи «Единой России» на выборах в городскую думу должны не только прибавить ему политических очков, но и, возможно, гарантировать ему переизбрание депутатским корпусом к концу года (срок его полномочий истекает в этом месяце). Другой момент: взаимоотношения с областной властью. Мэр и губернатор пока не выступают единой командой. Результаты губернаторских выборов в Южно-Сахалинске не были такими успешными, как в думу города (Лимаренко набрал менее 50% в столице региона). Более того, в ходе кампании технологи Лимаренко «прошлись» по главам муниципальных образований, в том числе, и по Надсадину. А сам Сергей Александрович, как мы помним, долгое время считался самым вероятным преемником Кожемяко на посту губернатора области. Думаю, что за последние два месяца Надсадин все-таки наработал на сохранение статуса-кво, и именно он, скорее всего, и будет переизбран главой города. В первую очередь, он может быть полезен действующей областной власти, и скорее всего в правительстве региона на это и сделают ставку, не имея адекватных альтернатив.
Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)
Несмотря на то, что сами выборы мэра столицы Сахалина состоятся в сентябре, уже к концу весны комиссия отберет, наверное, двух-трёх кандидатов, за которых будет голосовать уже новый созыв думы. Конечно, с точки зрения здравого смысла, заниматься и избранием мэра, и формированием комиссии по отбору кандидатов должен новый состав думы и избранный руководитель субъекта. Сегодня же получается так, что одни люди отбирают кандидатов, а в сентябре избирать будут уже другие.
На мой взгляд, делается это для минимизации политических рисков. Ситуация на Сахалине неоднозначная. Если по Сергею Надсадину вопросов меньше (он был вероятным «преемником» Кожемяко на посту губернатора поначалу и буквально накануне он заявил СМИ, что пойдет на непрямые выборы мэра), то по Валерию Лимаренко ситуация более неоднозначная, согласно опросам Центра социальных инноваций «Чёрный куб», проведенным в регионе в сентябре, стартовый рейтинг у него в районе 15-20%. Да, сейчас правительство запустит свою социологию, в ходе которой эти рейтинги будут пытаться нарастить, вероятно, через агитработу.
Но доходы у населения в области снижаются, а губернатору ставят в минус его желание достичь некоего технологического прорыва в регионе и все «оцифровать». Идея, конечно, неплохая, только «сытый голодного» пока не убеждает, а значит риски, о которых я сказал, в преддверии выборов губернатора сохраняются. К тому же протестное голосование с губернаторских выборов может перенестись на думские, а это (если мы говорим о будущих непрямых выборах мэра) куда более серьезно.
Поэтому нынешним властям такая подстраховка была нужна. Думаю, что среди кандидатов, отобранных комиссией, будет Надсадин и одна или две известных в регионе персоны с низким аппаратным весом. В основном, как показывает общероссийская практика проведения выборов мэров через комиссию, сама процедура складывается подобным образом. Поэтому считаю: все, что сейчас делается в Южно-Сахалинске направлено на максимальную «отвязку» будущей процедуры избрания мэра от возможных неблагоприятных последствий выборов губернатора и депутатов гордумы.
Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)
Долгое отсутствие на Сахалине врио губернатора не сказалось на ухудшении социально-политической обстановки в области, потому что ухудшаться ей, как и в Приморском крае, на мой взгляд, было некуда. Валерий Лимаренко только совсем недавно стал исполняющим обязанности главы региона, а потому на развитие событий никакого сущностного влияния пока не оказал.
Полномочия Олега Кожемяко на Сахалине истекали в 2020 году, и как свидетельствуют наши опросы, проведённые в области в октябре, сам его уход уже в той или иной степени возмутил большую часть населения острова. Хотя, положа руку на сердце, люди, тем не менее, положительно отреагировали на его уход, т.к. устали от методов его хозяйствования.
Первые две недели после снятия Олега Кожемяко с должности губернатора Сахалина простой народ, такое ощущение, даже не вспоминал про то, что Путин там якобы «должен» кого-то им назначить. Соцсети Сахалина в это время были заполнены разными эпитетами в адрес Кожемяко, выраженные с радостью от его отставки, и одновременно с возмущением от его поступка. Социологический опрос, который мы проводили позднее, в целом это подтвердил.
Напомню, что вопрос о назначении врио губернатора подняли сами политические элиты Сахалина, которые оказались заложниками системы, при которой губернатор не возглавляет правительство, и соответственно, ни председатель этого правительства, ни кто-либо другой из министров, полномочия губернатора взять на себя не мог. В регионах с другой политической системой, ситуация бы складывалась иначе, и, думаю, тогда врио губернатора Сахалина был бы назначен после губернаторских выборов в Приморье. Это, в частности, показал переезд председателя правительства области Щербиной на место первого вице-губернатора Приморья, и перемещения других людей Кожемяко.