Козлов Алексей Владимирович
Политолог, директор Агентства социально-политических коммуникаций (АСПК)
Комментарии эксперта:
Июнь 27, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2018)
В отличие от федерального уровня, в Оренбургской области информационная и политическая повестка в первые два-три месяца после президентских выборов не обвалилась в абсолютный негатив: количество конфликтов и скандалов в регионе после середины марта (успешного для команды губернатора) не превысило «штатных показателей».
Но проблема в том, что эти «штатные показатели» для Оренбуржья высокие. То есть конфликтных и острых политических ситуаций было много зимой, и не стало меньше весной. А уже летом все продолжилось — арестом одного из ключевых министров регионального правительства.
Громкий скандал, прославивший регион на всю страну в январе, когда в сети появился видеоролик с участием министра лесного хозяйства области Виктора Тонких и его подчиненных на шесте для стриптиза, открыл сезон-2018. Тогда скандальным оказался не только сам ролик, но и увольнение, последовавшее сразу же за его публикацией. Эмоционально и управленчески понятное решение, но скандальное. Не только из-за того, что послужило поводом для увольнения, но и по тому, как всё было обставлено. Если предположить, что целью публикации из видеокапустников Минлесхоза был именно Тонких (о чём он сказал в своём интервью), а не губернатор, то по факту мы имеем не только снятие с должности видного представителя городской и региональной элиты, но и ощутимый удар по имиджу Юрия Берга.
Примерно в тот же период появились слухи об обысках в домах и на рабочих местах у министров регионального правительства. Слухи с подробностями смаковались в соцсетях, обсуждались в экспертном сообществе и политиками.
Всё это, безусловно, не прибавило баллов в «личном зачете» губернатора.
Не такие громкие, но тоже не совсем обычные отставки и назначения случились уже весной.
В середине марта губернатор Оренбуржья Юрий Берг выгнал с совещания по проблемам общественного транспорта депутата Горсовета областного центра и директора муниципального предприятия «Оренбургские пассажирские перевозки» Артема Сафиуллина и рекомендовал главе города Евгению Арапову уволить его. Формальным поводом к этому послужило то, что Сафиуллин перебивал губернатора во время его выступления, но реальной причиной, как считают и официальные СМИ, стала попытка передела рынка городских перевозок, которую начал недавно назначенный директор муниципального транспортного предприятия, а губернатору пожаловались частные перевозчики.
Так как Юрий Берг не только лично вмешался в ситуацию в областном центре (выступив в роли некоего арбитра), но и фактически взял на себя роль защитника малого и среднего бизнеса в конкретной отрасли, можно было бы посчитать, что этот конфликт, а особенно его исход, идет ему в чистый плюс. Но это не совсем так. Внимательные избиратели помнят, что назначил депутата Горсовета Сафиуллина на должность директора «Оренбургских пассажирских перевозок» не очень популярный глава города Евгений Арапов в январе 2018-го года (совершенно неожиданно и, по мнению многих, необоснованно). А самого Арапова пару лет назад рекомендовал на должность главы Оренбурга губернатор Юрий Берг. Цепочка кадровых решений очень короткая, насколько они были тогда верными — вопрос открытый.
Как открытым теперь остается вопрос, почему Арапов снял с должности Сафиуллина только в конце июня — спустя три месяца после случая в Доме Советов? Что и кому было продемонстрировано этим?
Неоднозначным, с точки зрения имиджа власти, является и новое появление на должности генерального директора хоккейного клуба «Южный Урал» Олега Пивунова. Экс-министр физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области возглавил тот же клуб, из которого уходил на высокий пост в региональном правительстве (тогда он стал очередным «орским» назначенцем, что бурно обсуждалось в политическом сообществе). Осенью 2016 года он стал фигурантом двух уголовных дел, по одному из них отстраненного министра признали виновным в превышении должностных полномочий с причинением значительного ущерба по двум эпизодам. В итоге суд приговорил Пивунова к штрафу. Также он не сможет занимать должности на госслужбе в течение года. Новое назначение под ограничение не попадает, но как только оно состоялось, люди в комментариях к новости стали задаваться вопросом: «После того как истечет срок ограничения его вновь назначат министром?».
Несмотря на всё это, главное политическое событие года — выборы президента — на территории Оренбуржья прошло более чем успешно. Региональная электоральная машина сработала четко, и Владимир Путин набрал более 72,97% при явке в 66,09% избирателей.
При этом, благодаря более низкому, по сравнению с предыдущими выборами, результату у других кандидатов в президенты, помощники губернатора поспешили заявить о выходе области из «красного пояса» (это при том, что результаты голосования за Павла Грудинина в Оренбургской области самые высокие по Приволжскому федеральному округу), и о проигрыше другой системной оппозиционной силы — ЛДПР, которая в последние годы на территории региона является основным политическим раздражителем.
Все эти победные реляции были несколько смазаны скандалом из-за заявлений вице-губернатора по внутренней политике Веры Башировой. Сразу после выборов она позволила себе пренебрежительные высказывания о жителях нескольких районов области, которые проголосовали на выборах не так, как нужно. Процент за кандидата от КПРФ Павла Грудинина там был выше, чем в целом по области. Например, в Домбаровском районе — около 27%. А действующий президент там получил, наоборот, самый низкий процент — чуть больше 64%.
Вера Баширова объяснила низкий результат голосования за Владимира Путина в Домбаровском районе отсутствием думающей интеллигенции, а также тем, что за Павла Грудинина голосовали «мелкие лавочники», которых на территории много, так как промышленности там почти нет. Об этих словах в конце апреля вспомнили жители села Ащебутак того самого Домбаровского района, которые вышли на митинг против начала разработки карьера медно-цинковых руд. В основном люди говорили, что опасаются ухудшения экологической обстановки, но отдельное место в резолюции митинга отвели под требование извинений от Веры Башировой «за оскорбительные высказывания в адрес жителей Домбаровского района». Именно из-за подобных заявлений и действий подчиненных Юрия Берга иногда складывается ощущение, что основной проблемой действующего губернатора являются кадры, которые регулярно подставляют ему подножки.
Уже после инаугурации президента в период «майского губернаторопада», вновь активизировались обсуждения скорой отставки Юрия Берга и назначения в область первого «варяга». В публикациях СМИ назывались даже конкретные фамилии. Уже традиционно губернатора не отставили, но вот иные слухи, связанные с возможным задержанием следственными органами членов его команды, оправдались. Зампред правительства Оренбургской области, министр сельского хозяйства Михаил Маслов был помещен под стражу по подозрению в хищении субсидий на 100 миллионов рублей, а также за получение взятки. По решению суда Маслов на два месяца отправлен в СИЗО. В Оренбургской области продолжает расти недовольство и усталость от действующей власти. Почти все проблемы региона население связывает с губернатором и его правительством, даже в тех случаях, когда первую скрипку в них играет федеральная власть.
Назвать катастрофическим социально-экономическое положение в области нельзя. Но убедить в этом население региона становится всё сложнее. Закрываются одни предприятия, открываются другие, региональному правительству удается приводить в область инвесторов и федеральные деньги под инфраструктурные проекты — жизнь, а по некоторым направлениям даже развитие, вроде бы есть. Но рефреном при этом звучит: «Регион-донор, один из немногих в России, а живется всё хуже!».
Отток жителей Оренбуржья в другие регионы фиксировался на протяжении многих лет, но касался он в основном горожан, которым всегда проще оставить или продать квартиру, чтобы переехать. Сегодня же чемоданные настроения все заметнее становятся у сельского населения области: жить в деревне, особенно вдали от больших городских агломераций становится сложнее. Это и проблема с доступом к базовой инфраструктуре (школы сокращаются и объединяются, специализированная медицинская помощь на селе становится недоступна), и отсутствие работы. Уже сейчас многие жители сельских территорий работают вахтовым образом. И речь не только о нефтянниках — для них это привычный образ жизни. Речь о бывших животноводах и комбайнерах, о доярках и агрономах, чьи колхозы обанкротились в последние годы. Теперь эти люди охранники, продавцы, уборщики помещений, строители в крупных городах, в том числе за пределами области. При этом, в Оренбуржье мало кто осмеливается оспорить статус действующего губернатора как «самого сильного политика в регионе». Но сильного не исключительно по причине каких-то личных качеств, а еще и потому, что вся местная оппозиция очень слаба. Не считая отдельных ее представителей, она слаба финансово и ресурсно, она атомизирована и имеет очень скромный опыт стратегической консолидации и тактически единых действий, при этом она еще и малочисленна. Прошедшие президентские выборы всё это подтвердили. Своим результатом они зафиксировали текущие статусы всех региональных политических акторов, а попутно дали ответ на вопрос, входит ли область в «красный пояс». Пояс, конечно, несколько порозовел, но бляха по-прежнему алого цвета.