Катанян Константин Арамович
Главный редактор журнала «Нотариальный вестникъ», председатель Совета Гильдии судебных репортеров
Комментарии эксперта:
Сентябрь 28, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Сентябрь, 2015)
Мэр Москвы Сергей Собянин в последние месяцы целенаправленно продолжал реализовывать ту программу развития столицы, которую считает правильной, несмотря на регулярные критические выпады со стороны оппозиции. Деятельность мэра я сегодня оцениваю скорее положительно, так как вижу положительные сдвиги и понимаю, что быстро решить все проблемы современного мегаполиса практически невозможно, но если ничего не делать, то город просто перестанет нормально функционировать. Политическое значение этой программы определить сложно, так как она определена в большей мере хозяйственными задачами, а не партийными интересами. В условиях, когда местная законодательная власть практически не возражает исполнительной, у мэра есть возможность спокойно осуществлять задуманное. Он продолжает развивать сеть городских магистралей, строит новые транспортные развязки, станции метро. Это не может не вызывать симпатии, хотя, конечно, многомиллионное население не может быть полностью на стороне мэра. Основная критика в последнее время связана с тем, что были перекопаны многие улицы, что затрудняло движение транспорта. Эти работы к тому же были так или иначе увязаны с подготовкой к Дню города, а само это дорогостоящее мероприятие вызывало отторжение определенной части москвичей. Возмущение было вызвано тем, что затраченные на празднование деньги вполне могли бы покрыть новый сбор на капремонт жилых помещений, хотя бы для наименее состоятельных жителей столицы. Этот сбор введен федеральными властями, но в Москве он самый высокий, что горожанам очень не нравится. И они, естественно, выплескивают свой гнев не только на Кремль, но и на мэрию. Недовольны деятельностью мера в первую очередь автомобилисты, многие из которых все еще не могут простить Собянину введение зоны платной парковки. К тому же эта зона вышла далеко за пределы Садового кольца, хотя изначально декларировалось, что она останется в границах Бульварного кольца. Даже те, кто в принципе согласен с необходимостью платной парковки, ругают мэрию за многочисленные нарушения тех правил, которые регулируют эти взаимоотношения (непонятная разметка, эвакуация даже правильно припаркованных автомобилей и т.п.), не замечая, что в данном случае речь идет об эксцессе исполнителя, в первую очередь коммерческих структур и ГИБДД. Многочисленные выступления Сергея Собянина в прессе вызывают уважение – москвичам нравятся его грамотная речь, понимание городских проблем, стремление лично присутствовать на всех важных мероприятиях, высокая юридическая квалификация. Есть, конечно, недовольные. Как правило, они обращают внимание на конкретные недостатки: где-то началась незаконная стройка, где-то снесли историческое здание, где-то жителям мешает шум и т.д. Но иначе и быть не может, город строится, развивается, живет. А вот некорректные замечания о неспособности Сергея Собянина руководить Москвой только потому, что он «варяг», лишены, на мой взгляд, оснований. Нынешний мэр довольно давно живет в столице, еще в то время, когда он представлял в Совете Федерации Ханты-Мансийский автономный округ, он уже был знаком со многими вопросами мегаполиса, предлагал пути их решения. В ближайшей перспективе, полагаю, рейтинг Собянина, если в городе не произойдут какие-то катаклизмы техногенного характера, будет оставаться стабильным. Пользуясь поддержкой федерального центра и значительного количества москвичей, мэр может довольно спокойно продолжать свою работу, но по мере приближения следующих выборов ему придется больше ориентироваться на требования избирателей. Хотя популистом Собянин никогда не был и вряд ли станет. Мне представляется, что у Сергей Собянин имеет все основания баллотироваться на второй срок. Итоги выборов предсказывать не хочу, но уверен, что судьба его предшественника, покинувшего мэрию в связи с утратой доверия со стороны Президента РФ, нынешнему московскому градоначальнику пока не грозит.