КазанковКазанков Григорий Михайлович

Политтехнолог

 

 

 

Комментарии эксперта:

Февраль 28, 2019| Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2019)

Белгородская область, с одной стороны, один из самых политически стабильных регионов Российской Федерации. Много лет там ничего не менялось. Когда почти 30 лет у власти в регионе находится один и тот же человек, в этом, конечно, есть некие плюсы.

С другой стороны, и с каждым годом это ощущается явственнее, людям хочется перемен, новых лиц. Жизнь становится сложнее в целом в стране, и Белгородская область – не исключение.

Поэтому в таких крупных промышленных центрах региона как Старый Оскол и Губкин у власти областной и у губернатора Евгения Савченко проблемы появились некоторое время назад и, в общем, никуда не делись. В этих городах не первый год зреет межэлитный конфликт, в котором ранее принимали участие даже некоторые представители муниципальной власти и ряд депутатов. И, если посмотреть на итоги последних губернаторских выборов, Савченко в том же Осколе получил не очень высокий результат. Это не только следствие противостояния элит. Это отношение простых людей – выражение их довольно высокого запроса на перемены.

Очевидно, что внутри региона готовой альтернативы Савченко нет. Но, несмотря на то, что нынешний белгородский губернатор на хорошем счету у федерального центра (область никогда не была проблемной, как по экономическим показателям, так и, с точки зрения протестной активности), в ближайшие годы, здесь стоит ожидать перестановок.

Думаю, что тенденция претензий к власти в 2019 году будет усиливаться. Конечно, люди на белгородчине достаточно спокойные, но определенный отрыв власти от людей здесь заметен, и эта ситуация, создающая напряжение, прежде всего, требует незамедлительной политической работы по взаимодействию с гражданами. Возможно, на данном этапе хорошо будет омолодить команду, ввести во власть новые знаковые персоны.

И, если лично Евгений Савченко не найдёт в себе силы и ресурсы (понятно, что другим он стать не может) уловить складывающуюся ситуацию и дать на неё адекватный ответ, то негативный фон будет усугубляться.

 

Ноябрь 28, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2018)

Несмотря на отсутствие глобальных претензий населения к прошлому губернатору Жилкину, его уход воспринят крайне положительно. Он правил областью почти 15 лет — устали. Смена губернатора Астраханской области послужила отправной точкой для замены и градоначальника столицы региона.

Олег Полумордвинов написал заявление об уходе по собственному желанию, и теперь в Астрахани новый глава Радик Харисов – известный в регионе человек. Он только приступает к новым обязанностям на посту градоначальника. Хотя опыта для ведения городского хозяйства Харисову не занимать: он работал в правительстве, в Газпроме, знаком со многими нюансами обеспечения жизнедеятельности города.

На данный момент назначение Харисова – важный шаг врио губернатора Сергея Морозова в формировании новой управленческой команды. При этом назначение мэра идет в рамках стратегии Морозова – он набирает людей только из региона.

Харисов для Морозова – надёжный вариант. Он понимает, как обходиться с городом, как им управлять, всё про него знает и много лет там живёт.

Сегодня жители региона посылают очень серьезный запрос на обновление власти, в том числе и в городе. В регионе, и конкретно в Астрахани, накопилась масса проблем, столица пребывает в плачевном состоянии. Поэтому смена мэра – это часть ответа на чаяния людей, а в столичном регионе сосредоточена половина жителей области.

В Астрахани многое выглядит удручающе: очень много ветхого жилья, неважная инфраструктура, есть серьезные проблемы с транспортом (один из предыдущих мэров зачем-то уничтожил трамваи и троллейбусы), возможно теперь надежда жителей на восстановление хотя бы троллейбусных маршрутов осуществится.

Астрахань сегодня «чемпион России» и по изношенности коммунальных сетей, при этом с весьма немаленькими тарифами на услуги ЖКХ и большими проблемами с питьевой водой.

В общем, перед ранее непубличным Радиком Харисовым огромное поле деятельности для того, чтобы себя проявить.

————

Отставка мэра Ярославля Владимира Слепцова для многих наблюдателей стала весьма неожиданным событием. Поскольку Владимир Витальевич был хотя и не суперуспешный, но и не провальный мэр. Горожане к нему относились скорее позитивно. Некоторая часть бизнеса в Ярославле воспринимала его не вполне однозначно, как и городская общественность, и экспертное сообщество не было единодушно в своих оценках. Тем не менее, серьёзного противостояния внутри города не было. Но отставка случилась, Слепцов уехал работать в Московскую область. 

Теперь город возглавляет ещё как «исполняющий обязанности» Владимир Волков, который до этого работал мэром Переславля-Залесского. Ситуацию с его вхождением в город простой не назовешь. Во-первых, он не местный и его не особенно знают. Как и многие назначенцы в Ярославском регионе, новый градоначальник приехал из Московской области. Итоги его деятельности в Переславле не вполне однозначные. С одной стороны, он сдвинул с мертвой точки решение многих проблем города. С другой — происшедшее объединение города с районом (создание большого городского округа «Переславль») довольно ощутимая часть местных жителей восприняла негативно, что создало почву для не очень стабильной политической атмосферы. Теперь Владимиру Александровичу надо входить в новый город с позитивным настроем и сделать всё для того, чтобы его узнали с лучшей стороны. Конечно, депутаты за него проголосуют, но в Ярославле пристально смотрят на отношение жителей к мэру, и над этим нужно серьезно работать. Волкову обязательно придётся заниматься коммуникациями. И он, похоже, уже избрал правильную тактику. Он постоянно во дворах, скверах и парках. Общается с людьми, пытается понять, какие существуют проблемы и какие принять решения. Трудно спрогнозировать насколько ему удастся завоевать симпатии ярославцев. Но он понимает необходимость этого, несмотря на, в общем-то, предсказуемое голосование депутатов, и это важный момент.

Эффективность мэра проявляется довольно быстро, поэтому в ближайшее время будет ясно, насколько успешен в новом городе мэр Волков.  Это обеспечение тепла, уборка дорог и дворов, нормальная работа общественного транспорта.

Немаловажна для города открытость мэра и возможность диалога с властью. Владимир Слепцов при всех прочих плюсах больше использовал монолог: общался с людьми, но в одну сторону – рассказывал и объяснял, меньше слушал. Но в городе бывшего мэра как земляка многие знали. Волков человек абсолютно новый. Губернатор Ярославской области особо подчеркнул, что Волкову нужен именно диалог.

У города большие долги за газ, причем в подавляющем большинстве долги не граждан, а управляющих компаний и предприятий, в том числе муниципальных. Тут придётся искать компромисс и вырабатывать непростые схемы.

Если ему удастся не допустить никаких серьезных сбоев, а в чем-то добиться улучшения, то прогноз положительный. Ярославцы в этом случае довольно спокойно отнесутся к тому, что мэр не местный. Есть и попутное мнение, что если чиновник не местный, то он не будет связан круговой порукой с местными темными историями, сможет принимать решения без оглядки на старые связи и обязательства.

Волкова не назвать компромиссной фигурой для местных элит. Любой его просчет будет серьезно обсуждаться, вытаскиваться в публичное поле. Ситуация для него сложная, но шансы справиться с ней есть. И ресурс у него есть, на мой взгляд, и поддержка областной власти, что для мэра столичного города немаловажно.

 

Январь 22, 2016| Национальный Рейтинг Депутатов (№3, январь 2016)

Главным качественным изменением Государственной Думы-2016 будет появление в ней одномандатников, которые прошли реальную избирательную кампанию. В значительной части округов она будет достаточно конкурентная  и жесткая. Поэтому кандидаты от конкретного округа будут вынуждены строить свою работу, исходя из интересов избирателей, своих им обещаний.

При этом в Думу, наверняка, пройдут одномандатники одной или нескольких партий, не представленных сегодня в нижней палате парламента. И если сейчас никто практически интересы регионов в Думе не защищает, то теперь  возвращение выборов по одномандатным округам должно сильно изменить стиль работы Государственной Думы.

Действующие депутаты, которые захотят еще раз переизбраться по своему округу, будут вынуждены вплотную заняться решением проблем региона, к которому они формально приписаны в ГД. Сегодня большинство парламентариев в «свои» регионы не наведываются и не знают их.

В этом смысле, я считаю, что Дума, опять превратиться в место для дискуссий, чего уже давно не было.

В смысле партийного представительства, думаю, что Дума глобально не изменится. Даже если Единая Россия получит несколько меньше процентов, что весьма вероятно, по партийным спискам, с учетом одномандатных округов они свою ситуацию выправят. ЛДПР могут расширить свое парламентское представительство. И, вполне возможно, в зависимости от ситуации в стране, какая-то еще из 14 партий, которые могут участвовать в гонке, не собирая подписи избирателей, также преодолеет думский барьер.