kabanovКабанов Кирилл Викторович

Председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

 

 

Комментарии эксперта:

Июнь 27, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2019)

Шокирующие приговоры, даже смертная казнь, к сожалению, не искореняют преступления. Поэтому вынесение в июне приговора бывшему губернатору Коми само по себе вряд ли станет пугающим фактором или некой профилактикой казнокрадства для чиновников, в том числе занимающих высокие посты региональных лидеров.

Участники коррупционного бизнеса прекрасно понимают за что они идут на риск.    Существующая практика исполнения наказаний и люфты в законах позволяют сократить сроки пребывания в тюрьме до нескольких лет и затем выйти миллиардером, беспрепятственно пользоваться всем незаконно присвоенным богатством.

Самое главное, что необходимо сделать для невозможности такого сценария: ужесточить систему контроля, широко использовать внешний и общественный контроль. Эту точку зрения я изложил на встречах с президентом Владимиром Путиным: в первую очередь необходимо ужесточить уголовное законодательство. Ответственность за хищение бюджетных средств должна составлять от 10 до 25 лет без права условно-досрочного освобождения в случае невозмещения ущерба. Если ущерб возмещается, например, возвращены средства из-за рубежа, что государство сделать технически не может, то возможно снижение срока осуждённому до 8-10 лет.    

В целом, конечно, благодаря вниманию к коррупционной теме со стороны руководства страны, общественных деятелей, СМИ, а также новым принципам кадрового подхода, случаев казнокрадства в губернаторском корпусе становится меньше. Возможно, свою роль играет выдвижение в губернаторы людей молодых, рекомендуемых президентом, которые приходят во власть, не воспринимая её как придаток к своим бизнес-интересам. Сегодня это карьерные амбициозные чиновники, которые губернаторскую должность рассматривают как трамплин в своей карьерной лестнице.

Вообще, первым критерием для отбора в губернаторы я бы сделал неучастие кандидата в бизнес-процессах. Возникающие вопросы по инвестициям с бизнесом можно обсуждать публично (как это делается в Тульской области, где губернатор создал бизнес-совет). Бюджетные истории губернаторы могут обсуждать напрямую с федеральными органами. В регионах Северного Кавказа, где велика роль тейпов, возможен иной работающий сценарий (мы видим его на примере Дагестана).

Конечно, особенности регионов предполагают различный профессиональный и личностный бэкграунд губернатора, но везде формула избавления от коррупции в целом одинакова: глава региона, его родственники и окружение не должны участвовать в бизнес- и коррупционных схемах, а тех, кто участвует, должно ждать неотвратимое жесткое наказание.

 

Май 05, 2015 | Регионы России: Рейтинг Губернаторов (Январь-Апрель, 2015)

Говоря о борьбе с коррупцией и отношению к ней губернаторского корпуса, следует иметь в виду, что борьба с коррупцией и борьба с коррупционерами – это разные вещи. Коррупция – это бизнес. Бизнес, нацеленный на получение ренты за счёт административного властного ресурса. В нем используются различные процедуры, закладываются с определёнными целями деньги в бюджеты и т.д. Борьба с коррупцией — это выявление подобных практик и борьба за уменьшение бюрократического влияния на соответствующие процессы. Борьба с коррупционерами — это функция правоохранительных органов. Не все губернаторы, но большинство из них, вообще не понимают, что такое борьба с коррупцией. Они считают, что правоохранительные органы должны бороться с коррупционерами. К тому же огромная часть губернаторов затянута в конфликт интересов, в бизнес. Поэтому, даже в таких формальных вещах, как региональные планы противодействия коррупции, которые губернаторы обязаны составлять в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, зачастую содержатся моменты буквально на уровне детского сада. Конечно, есть регионы, представляющие собой положительный пример, но я не буду никого пиарить. К сожалению, такая ситуация пока является скорее исключением, чем правилом.

Борьба с коррупционерами губернаторами, крайне сложный процесс, поскольку такие губернаторы имеют поддержку в местных элитах и определённые силы лоббирования с момента назначения, вплоть до их снятия или ареста (тут вполне уместен пример бывшего губернатора Сахалинской области господина Хорошавина). Поэтому зачастую федеральные правоохранительные органы поступают по примеру одного нашего бывшего министра внутренних дел: как только вступал в должность новый губернатор, он начинал собирать на него информацию и готовить соответствующие оперативные мероприятия. Нужно понимать, что региональные элиты срастаются, сотрудники местных правоохранительных органов — тоже жители того или иного региона, вступающие во внутриэлитные отношения. Поэтому борьба с коррупционерами губернаторами намного сложнее, чем например, со средним звеном, руководителями департаментов и ведомств. Всегда найдутся доброхоты, всегда будет попытка «слить» информацию, всегда есть те, с кем парились в бане, и эта система коротких связей очень затрудняет работу. Но сейчас эта работа активизируется по одной простой причине: коррупция является фактором дестабилизирующим, вызывающим негативную реакцию в обществе, что хорошо осознаёт руководство страны. Власть, от которой люди непосредственно зависят, для населения во многом ассоциируется с губернаторским и муниципальным начальством. Поэтому здесь, в первую очередь, начинают закручиваться гайки. Хотя уже и на федеральном уровне гайки эти тоже подкручиваются, но основные усилия пока обращены именно на регионалов. В этом смысле знаковыми были выступления Президента России и руководителя администрации Президента перед губернаторами, где они в принципе всё сказали и всех предупредили.