zarubinЗарубин Павел Маркович

Политолог, президент Института развития города (г.Ярославль)

 

 

 

Комментарии эксперта:

30 ноября, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2021)

После прихода в Ярославскую область врио губернатора только ленивый не говорит о том, что мэр Ярославля Владимир Волков – «первый на выход», потому что он не местный, фактически случайный человек, который зашёл с прошлой командой и все предыдущие два года собирал основной социальный негатив жителей области по всем проблемам, которые есть.

Поэтому главная тема, которая в городе на сегодняшний момент актуализирована, это транспортная реформа, которую задумала мэрия города Ярославля летом этого года и вела, к сожалению, из рук вон плохо. Хотя раньше транспорт был одним из самых беспроблемных направлений жизнедеятельности города, отличался стабильностью на протяжении фактически 15 лет, когда параллельно работал и муниципальный общественный транспорт, и частные маршрутки. Изменение всех маршрутов и сокращение единиц подвижного состава, увеличение интервала движения общественного транспорта вызвало шквал негативных эмоций. На протяжении последних месяцев, в том числе октября-ноября, эта тема остаётся главной в общественной повестке Ярославля. И можно сказать, что мы наблюдаем серьёзный транспортный кризис.

Вторая актуализированная тема этого периода – продажа, а точнее «распродажа», ликвидного имущества в городе: Центрального рынка, одного из крупнейших коммерческих площадей в центре города и одного из ключевых экономических активов мэрии Ярославля. Сейчас власти изыскивают способ продажи, но не через торги, а через соглашения, что позволит практически за бесплатно каким-то непонятным коммерсантам получить огромный имущественный комплекс. И общественность, и депутаты, и мэрия сегодня высказываются – можно назвать это довольно широкой резонансной волной, которая сосредоточена вокруг продажи Центрального рынка.

По большому счёту все элиты региона находятся в состоянии ожидания, ждут возможных изменений в структурах местной власти, пытаются утянуть какие-то лакомые куски.

Ощущается и гонка за кресло мэра. Активизировались прежние и новые претенденты. Создаётся впечатление, что все забыли про наступление зимнего сезона, когда надо убирать большие объёмы снега, но, похоже, никого из причастных это не волнует.

При этом были некоторые попытки властей залатать дыры и недоделки по программам благоустройства дворов (а в Ярославле не благоустроенно порядка 70% дворовых территорий), работы велись в немногочисленные солнечные дни, но так и не завершены до конца. Также из-за чехарды с подрядчиками не завершены работы в общественных местах – парках. Вся эта работа идёт с грехом пополам и не понятно, что делать – класть ли асфальт в дождь или снег.

Исходя из реальной обстановки и царящих настроений в политических кругах, можно сказать, что подавляющее большинство наблюдателей ожидают отставки мэра и его команды.

 

Август 28, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2019)

Летние месяцы традиционно считаются отпускными и в этом плане областные руководители, которые больше озабочены ситуацией и работой с Москвой, со своим вышестоящим начальством, конечно, меньше времени проводили в Ярославле. Активно в элитных кругах обсуждалась ситуация с трехнедельным визитом ярославской делегации в Республику Крым, и многие говорили, какой хороший отпуск, можно совместить приятное с полезным: потому что в августе провести трехнедельные переговоры в Крыму  — это не только полезно, но и комфортно, и интересно. Были и разговоры и опровержения по поводу состава делегации, и даже говорили, что губернатор не едет в Крым… Возможные перестановки у нас здесь часто обсуждаются – предосенние месяцы традиционно способствуют муссированию слухов о переходах. Особенно в свете того, что постоянно говорят о том, что два наших руководителя – председатель правительства и губернатор якобы переходят то в министерство, то в госкорпорацию (называются, например, Росатом и Роснефть).

Но на фоне всего этого динамичного сотрясания воздуха не приходится говорить об активной деятельности губернатора, никаких социальных процессов не происходит, даже пиара каких-то позитивных событий. Потому что в этом году в Ярославской области и областной столице нет никаких выборов. Если раньше были какие-то программы, которые пытались привязывать к выборам, и с помощью этого работать с общественным мнением, запрашивать какие-то средства из Москвы, по многу раз перекладывали плитку, дорогами занимались и так далее, то сейчас какой-то большой целенаправленной кампании по дополнительным инвестициям нет, все идет в штатном спокойном режиме и единственное, что будоражит местные политические элиты, это потенциально возможное перемещение руководителей в Москву.

Все остальное, если брать отголоски московских протестов, то в Ярославле они откликнулись очень слабо. Единственная тема, которая имеет хоть какой-то видимый резонанс – это экология. Ярославский губернатор давно и целенаправленно выступает против целлюлозно-бумажного комбината на Рыбинском водохранилище, организацию которого затевает г-н Мордашов и компания Илим Палм. Ряд экологов Вологодской и Ярославской областей выступили против, эта информация дошла до Валентины Владимировны Терешковой и они совместно с губернатором Мироновым поддержали протест, донеся свою позицию до верховного руководства. Естественно, это очень не понравилось руководству Вологодской области и бизнесменам, планирующим организацию проекта, что выразилось даже в волне публикаций в СМИ против недовольных: мол, протестующие идут против глобальных инвестиций и чуть ли не против президента.

В данной ситуации губернатор Ярославской области имиджевых рисков не несет, однако, что действительно может пошатнуть его карьерные перспективы и внутриполитическую ситуацию в Ярославской области – так это появление определенной контр-элитной группы в российской столице из-за жесткой позиции губернатора по ЦБК.

Если раньше у нас было четкое представление, что у Миронова в Москве со всеми башнями Кремля в принципе ровные отношения, сейчас может сложиться ситуация, при которой целый ряд этих башен, так называемых групп влияния в Москве, будут активно играть против ярославского губернатора. Даже постоянное падение рейтинга ярославского губернатора не угрожает его карьере, а вот внутриэлитные конфликты в Москве – это реальная угроза. Когда крупная финансово-промышленная группа, поддержанная крупными игроками из так называемого «Политбюро 2.0», говоря по-Минченко, выступает и чувствует, что она не удовлетворена персоной губернатора Миронова, хватит ли у нее потенциальных возможностей, будет ли она как-то заниматься его нейтрализацией? Это вопрос. Но, в принципе, на мой взгляд, это очень опасный для губернатора сигнал.

 

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

С приходом нового мэра  Владимира Волкова в Ярославле ничего не изменилось.  В течение нескольких месяцев мы наблюдаем всё те же самые проблемы. А зимой многие из них только усугубились. Особенно они касались коммунального хозяйства.  

Люди жаловались на работу городского транспорта, который ходил с большими перебоями. Обращали внимание чиновников на дороги, которые не чистятся, и вообще, надо сказать, в этом году ситуация с уборкой дорог, пожалуй, была самая плачевная за последние  5-7 лет.

Третье, часто упоминавшееся в претензиях от жителей Ярославля недопущение  – падение снега и сосулек с крыш домов и связанные с этими происшествиями травмы.

Всю зиму  эта массовая коммунальная проблема выходила на первый план в характеристиках деятельности городских властей.

Кроме того, негативный отклик общества получили некоторые инициативы, высказанные  мэром. В штыки была встречена идея сократить любимый народом теплоходный транспортный маршрут. Волков решил отменить трамвайчик по Волге, который последние 50-70 лет был традиционным способом не только, чтобы съездить на дачу и в монастырь, но и был просто востребован горожанами для речных прогулок.  Соответственно был очень дешевый тариф. Поэтому идею закрыть популярный маршрут прогрессивная общественность восприняла болезненно и не поддержала. После развернутой общественниками кампании инициативу с закрытием трамвайчика власти свернули.

Второе резонансное предложение мэра Волкова, вызвавшее шквал негодования горожан  – закрыть музей Истории города, как было сказано, в связи с нехваткой бюджетных средств. Надо заметить, что Ярославль действительно испытывает хроническое недофинансирование по всем фронтам. Мы фактически – город-банкрот с многомиллиардными долгами. У любого начальника есть в такой ситуации два варианта: обращаться к вышестоящим бюджетам,  чтобы получить дополнительное финансирование, либо сокращать расходы. Но тут тоже все неравнодушные граждане встали на дыбы и эту инициативу отменили.

В свете этих двух инициатив, эксперты отмечают, что Волков выступает громоотводом региональной власти. Все, что происходит негативного в региональной повестке,  всё прилипает именно к мэру, а не к областной власти — губернатору, главе правительства, который реально управляет текущей экономической и политической ситуацией, в том числе, и в городе. Весь негатив собирает на себя новый человек – мэр Волков, который помимо того, что он новый, он ещё и не местный.

В начале марта его имя снова было замешано в «плохой истории», когда в рейтинге телеграмм-каналов Волков был назван «самым необразованным» мэром России (по количеству образований, специализации, названию и статусу вузов и т. д.). Тема вызвала бурную реакцию, как местных СМИ, так и мэрии города, которая начала активно опровергать написанное, провоцируя и раздувая вокруг этого события ещё большую шумиху, чем это можно было бы себе представить. Дипломы Волкова действительно получены в достаточно специфических заведениях, а его стиль и манера речи наводят на некоторые размышления. 

Впрочем, всего этого «набора» достаточно для того, чтобы справляться с ролью публичного громоотвода, в которой Волкова использует региональная власть. С этим «амплуа» мэр Ярославля отлично справляется. Местные элиты ему не противодействуют, но и своей поддержки не выказывают. В определенной степени вокруг Волкова создался некий вакуум, так как все понимают, что он очередной временщик и принятие решений находится не в его компетенции. Он всего лишь менеджер, функционал которого жестко ограничен. 

 

Сентябрь 06, 2015 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2015)

Говоря о ситуации в Ярославской области, следует отметить, что здесь за последний год произошел настоящий прорыв в градостроительстве. Мы изменили все регламенты по выдаче разрешительной документации. Благодаря этому в 1,5 раза увеличили объем вводимого жилья. Жилищная политика направлена на две задачи: увеличение объемов ввода жилья и расселение ветхого аварийного жилья. Как регион в расселении мы являемся лидерами. Мы расселяем порядка 20 тыс. кв. м. ежегодно. Эти темпы растут в геометрической прогрессии из года год, и суммы, затраченные на эти проекты, тоже увеличиваются. В ЦФО за исключением Московской области, мы находимся на первом месте по объему вводимого нового жилья. За последние два месяца, мы приступили к большому проекту – Карабулинская развязка. Теме больше 10 лет, и не один губернатор пытался к ней подступиться. Нынешнему руководству удалось договориться с Министерством транспорта, что будет вложено порядка 12 млрд. федеральных рублей, и мы строим эту стратегически важную развязку, которая объединит две части города Ярославля и избавит нас от транспортного коллапса. В Ярославле пробки московских масштабов, поэтому нам создание такой магистрали. В общей сложности на нее будет потрачено более 20 мдрд – это 20 годовых бюджетов на дорожное финансирование в Ярославле. Проект масштабный. Надеемся, что эта развязка принципиально изменит Ярославль.

 

Ноябрь 05, 2014 | Регионы России: Рейтинг губернаторов (Октябрь, 2014)

Оценка деятельности глав регионов, сложная и обширная проблема, которую решают специалисты ЦИК «Рейтинг», требует учёта весьма многих нюансов. Ярославский губернатор Сергей Ястребов занимает свой пост два с половиной года. Он сейчас находится на своеобразном временном «экваторе», так как до официального истечения его полномочий в 2017 году остается сравнимый срок. Сергей Николаевич —  один из последних назначенных глав субъектов Российской Федерации. Изначально он попал в крайне тяжёлую ситуацию. Я бы хотел напомнить, что в 2011 году «партия власти» получила на выборах с 29% голосов, что являлось самым худшим результатом по всей стране. В 2012 году «Единая Россия» проиграла выборы мэра города Ярославля, и яркий оппозиционный кандидат возглавил столицу субъекта. Это то, сразу скажем, печальное для главы региона наследие, которое получил Сергей Ястребов. Новому главе региона пришлось предпринимать спешные меры для выправления ситуации, для консолидации местной элиты. Консолидация эта проходила, во-первых, вокруг фигуры самого губернатора, как это и должно быть в любом регионе; во-вторых, вокруг партии «Единая Россия», в местном отделении которой прошло существенное содержательное и кадровое обновление, были внесены открытость и конкурентность во внутрипартийные процедуры. В результате «Единая Россия» получила в 2012 году по городу Ярославлю 41% голосов и две трети мандатов в Городской Думе; а в 2013 году 42% по партийному списку и 80% мандатов в Ярославской Областной Думе. Эти достижения фактически явились тем фундаментом, на котором стала выстраиваться вся политическая конструкция поддержки губернатора, поддержки, в конце концов, федерального центра. Рейтинг доверия к  Сергею Ястребову, естественно, приобрел положительную динамику. Этот факт нельзя не отметить, особенно если вспомнить, что Сергей Николаевич был совершенно новым человеком для региональной элиты и не очень хорошо известен в области в целом. Рейтинг доверия ему на момент, когда он стал губернатором, был не высок. Эти два с половиной года и создание неких институциональных точек роста позволили существенно его увеличить. Сегодня он составляет, по различным оценкам, около 50%. Существенно вырос уровень доверия к институтам власти вообще, к президенту. Так, мы фиксировали в 2011-2012 годах некое падение уровня доверия в нашем регионе к фигуре Владимира Путина, понижающий тренд.  Во многом это было связанно с тем, что деятельность достаточно популярного местного оппозиционного политика Евгения Урлашова носила резкий антипутинский характер. В унисон с ним работал, заезжающий к нам на гастроли, федеральный политик Борис Немцов. После того, как вскрылась коррупционная составляющая вокруг  Евгения Урлашова, и все попривыкли к шоуменским выходкам Бориса Ефимовича, их влияние резко пошло на убыль. Кстати, окончательно обрушила авторитет Немцова в массовом сознании  его позиция по Украине.

Закон политики об элитах и контрэлитах действует везде, поэтому бурление в местных элитах было, есть и будет. Особенности Ярославской области только усиливают данный процесс. По модели внутренних политических процессов, по результатам выборов мы всегда были близки Москве и Санкт-Петербургу, для которых характерна некая самостийность, проявления развитого гражданского общества, влияние некой контрэлиты, альтернативное видение текущей ситуации. В Ярославской области исторически это всегда было и имеет место быть. Достаточно часто такие особенности выливаются в некую деструктивную позицию. С другой стороны, самостоятельность отдельных депутатов, отдельных фракций по тем или иным вопросам, необходима для нормального течения политического процесса. Поэтому политическая жизнь в области должна базироваться на здоровой консервативной позиции, поступательном движения без резких рывков и шараханья, без завертывания гаек, которое приводит к обратному эффекту, который мы уже видели в 2011 году. С другой стороны, нельзя запускать систему в свободное плавание, отпускать вожжи и создавать некую неуправляемую ярославскую вольницу. Эта другая крайность, от которой мы должны уйти. Эта та задача, которую Сергей Николаевич Ястребов, как человек, максимально спокойный по характеру, как компромиссный, вполне способен решить. У него даже есть сложившийся образ доброго, народного губернатора, который, с моей точки зрения, очень подходит для наших условий.

Повторюсь, — сложно сравнивать губернаторов между собой. У всех разная ситуация, необходимо осознавать, какие были стартовые позиции, на какое «хозяйство» пришел тот или иной глава субъекта, грубо говоря, от какого дна кто отталкивался, и кто на каком фундаменте стоит. Некоторые из таких фундаментов создавались десятилетия, причем, не только действующими главами, но и их предшественниками. Я считаю, что для Сергея Николаевича Ястребова, который: а) назначен б) не прошел ещё избирательной кампании в) назначенный в область в очень тяжелый для неё момент, положение в середине таблицы ЦИК «Рейтинг», безусловно, позитивно. Сейчас социально-политическая ситуация в регионе лучше, чем была до прихода нынешнего губернатора. При этом, конечно, следует понимать, что любой рейтинг это, в первую очередь, только стимул для лучшей работы, на каком бы месте не находились в нем те или иные руководители. Ты впереди, — тебе нужно доказывать, что ты лидер, прилагать усилия, чтобы не потерять позиции; ты в конце, — тебе нужно подтягиваться.