zarubinЗарубин Павел Маркович

Политолог, президент Института развития города (г.Ярославль)

 

 

 

Комментарии эксперта:

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

С приходом нового мэра  Владимира Волкова в Ярославле ничего не изменилось.  В течение нескольких месяцев мы наблюдаем всё те же самые проблемы. А зимой многие из них только усугубились. Особенно они касались коммунального хозяйства.  

Люди жаловались на работу городского транспорта, который ходил с большими перебоями. Обращали внимание чиновников на дороги, которые не чистятся, и вообще, надо сказать, в этом году ситуация с уборкой дорог, пожалуй, была самая плачевная за последние  5-7 лет.

Третье, часто упоминавшееся в претензиях от жителей Ярославля недопущение  – падение снега и сосулек с крыш домов и связанные с этими происшествиями травмы.

Всю зиму  эта массовая коммунальная проблема выходила на первый план в характеристиках деятельности городских властей.

Кроме того, негативный отклик общества получили некоторые инициативы, высказанные  мэром. В штыки была встречена идея сократить любимый народом теплоходный транспортный маршрут. Волков решил отменить трамвайчик по Волге, который последние 50-70 лет был традиционным способом не только, чтобы съездить на дачу и в монастырь, но и был просто востребован горожанами для речных прогулок.  Соответственно был очень дешевый тариф. Поэтому идею закрыть популярный маршрут прогрессивная общественность восприняла болезненно и не поддержала. После развернутой общественниками кампании инициативу с закрытием трамвайчика власти свернули.

Второе резонансное предложение мэра Волкова, вызвавшее шквал негодования горожан  – закрыть музей Истории города, как было сказано, в связи с нехваткой бюджетных средств. Надо заметить, что Ярославль действительно испытывает хроническое недофинансирование по всем фронтам. Мы фактически – город-банкрот с многомиллиардными долгами. У любого начальника есть в такой ситуации два варианта: обращаться к вышестоящим бюджетам,  чтобы получить дополнительное финансирование, либо сокращать расходы. Но тут тоже все неравнодушные граждане встали на дыбы и эту инициативу отменили.

В свете этих двух инициатив, эксперты отмечают, что Волков выступает громоотводом региональной власти. Все, что происходит негативного в региональной повестке,  всё прилипает именно к мэру, а не к областной власти — губернатору, главе правительства, который реально управляет текущей экономической и политической ситуацией, в том числе, и в городе. Весь негатив собирает на себя новый человек – мэр Волков, который помимо того, что он новый, он ещё и не местный.

В начале марта его имя снова было замешано в «плохой истории», когда в рейтинге телеграмм-каналов Волков был назван «самым необразованным» мэром России (по количеству образований, специализации, названию и статусу вузов и т. д.). Тема вызвала бурную реакцию, как местных СМИ, так и мэрии города, которая начала активно опровергать написанное, провоцируя и раздувая вокруг этого события ещё большую шумиху, чем это можно было бы себе представить. Дипломы Волкова действительно получены в достаточно специфических заведениях, а его стиль и манера речи наводят на некоторые размышления. 

Впрочем, всего этого «набора» достаточно для того, чтобы справляться с ролью публичного громоотвода, в которой Волкова использует региональная власть. С этим «амплуа» мэр Ярославля отлично справляется. Местные элиты ему не противодействуют, но и своей поддержки не выказывают. В определенной степени вокруг Волкова создался некий вакуум, так как все понимают, что он очередной временщик и принятие решений находится не в его компетенции. Он всего лишь менеджер, функционал которого жестко ограничен. 

Сентябрь 06, 2015 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2015)

Говоря о ситуации в Ярославской области, следует отметить, что здесь за последний год произошел настоящий прорыв в градостроительстве. Мы изменили все регламенты по выдаче разрешительной документации. Благодаря этому в 1,5 раза увеличили объем вводимого жилья. Жилищная политика направлена на две задачи: увеличение объемов ввода жилья и расселение ветхого аварийного жилья. Как регион в расселении мы являемся лидерами. Мы расселяем порядка 20 тыс. кв. м. ежегодно. Эти темпы растут в геометрической прогрессии из года год, и суммы, затраченные на эти проекты, тоже увеличиваются. В ЦФО за исключением Московской области, мы находимся на первом месте по объему вводимого нового жилья. За последние два месяца, мы приступили к большому проекту – Карабулинская развязка. Теме больше 10 лет, и не один губернатор пытался к ней подступиться. Нынешнему руководству удалось договориться с Министерством транспорта, что будет вложено порядка 12 млрд. федеральных рублей, и мы строим эту стратегически важную развязку, которая объединит две части города Ярославля и избавит нас от транспортного коллапса. В Ярославле пробки московских масштабов, поэтому нам создание такой магистрали. В общей сложности на нее будет потрачено более 20 мдрд – это 20 годовых бюджетов на дорожное финансирование в Ярославле. Проект масштабный. Надеемся, что эта развязка принципиально изменит Ярославль.

Ноябрь 05, 2014 | Регионы России: Рейтинг губернаторов (Октябрь, 2014)

Оценка деятельности глав регионов, сложная и обширная проблема, которую решают специалисты ЦИК «Рейтинг», требует учёта весьма многих нюансов. Ярославский губернатор Сергей Ястребов занимает свой пост два с половиной года. Он сейчас находится на своеобразном временном «экваторе», так как до официального истечения его полномочий в 2017 году остается сравнимый срок. Сергей Николаевич —  один из последних назначенных глав субъектов Российской Федерации. Изначально он попал в крайне тяжёлую ситуацию. Я бы хотел напомнить, что в 2011 году «партия власти» получила на выборах с 29% голосов, что являлось самым худшим результатом по всей стране. В 2012 году «Единая Россия» проиграла выборы мэра города Ярославля, и яркий оппозиционный кандидат возглавил столицу субъекта. Это то, сразу скажем, печальное для главы региона наследие, которое получил Сергей Ястребов. Новому главе региона пришлось предпринимать спешные меры для выправления ситуации, для консолидации местной элиты. Консолидация эта проходила, во-первых, вокруг фигуры самого губернатора, как это и должно быть в любом регионе; во-вторых, вокруг партии «Единая Россия», в местном отделении которой прошло существенное содержательное и кадровое обновление, были внесены открытость и конкурентность во внутрипартийные процедуры. В результате «Единая Россия» получила в 2012 году по городу Ярославлю 41% голосов и две трети мандатов в Городской Думе; а в 2013 году 42% по партийному списку и 80% мандатов в Ярославской Областной Думе. Эти достижения фактически явились тем фундаментом, на котором стала выстраиваться вся политическая конструкция поддержки губернатора, поддержки, в конце концов, федерального центра. Рейтинг доверия к  Сергею Ястребову, естественно, приобрел положительную динамику. Этот факт нельзя не отметить, особенно если вспомнить, что Сергей Николаевич был совершенно новым человеком для региональной элиты и не очень хорошо известен в области в целом. Рейтинг доверия ему на момент, когда он стал губернатором, был не высок. Эти два с половиной года и создание неких институциональных точек роста позволили существенно его увеличить. Сегодня он составляет, по различным оценкам, около 50%. Существенно вырос уровень доверия к институтам власти вообще, к президенту. Так, мы фиксировали в 2011-2012 годах некое падение уровня доверия в нашем регионе к фигуре Владимира Путина, понижающий тренд.  Во многом это было связанно с тем, что деятельность достаточно популярного местного оппозиционного политика Евгения Урлашова носила резкий антипутинский характер. В унисон с ним работал, заезжающий к нам на гастроли, федеральный политик Борис Немцов. После того, как вскрылась коррупционная составляющая вокруг  Евгения Урлашова, и все попривыкли к шоуменским выходкам Бориса Ефимовича, их влияние резко пошло на убыль. Кстати, окончательно обрушила авторитет Немцова в массовом сознании  его позиция по Украине.

Закон политики об элитах и контрэлитах действует везде, поэтому бурление в местных элитах было, есть и будет. Особенности Ярославской области только усиливают данный процесс. По модели внутренних политических процессов, по результатам выборов мы всегда были близки Москве и Санкт-Петербургу, для которых характерна некая самостийность, проявления развитого гражданского общества, влияние некой контрэлиты, альтернативное видение текущей ситуации. В Ярославской области исторически это всегда было и имеет место быть. Достаточно часто такие особенности выливаются в некую деструктивную позицию. С другой стороны, самостоятельность отдельных депутатов, отдельных фракций по тем или иным вопросам, необходима для нормального течения политического процесса. Поэтому политическая жизнь в области должна базироваться на здоровой консервативной позиции, поступательном движения без резких рывков и шараханья, без завертывания гаек, которое приводит к обратному эффекту, который мы уже видели в 2011 году. С другой стороны, нельзя запускать систему в свободное плавание, отпускать вожжи и создавать некую неуправляемую ярославскую вольницу. Эта другая крайность, от которой мы должны уйти. Эта та задача, которую Сергей Николаевич Ястребов, как человек, максимально спокойный по характеру, как компромиссный, вполне способен решить. У него даже есть сложившийся образ доброго, народного губернатора, который, с моей точки зрения, очень подходит для наших условий.

Повторюсь, — сложно сравнивать губернаторов между собой. У всех разная ситуация, необходимо осознавать, какие были стартовые позиции, на какое «хозяйство» пришел тот или иной глава субъекта, грубо говоря, от какого дна кто отталкивался, и кто на каком фундаменте стоит. Некоторые из таких фундаментов создавались десятилетия, причем, не только действующими главами, но и их предшественниками. Я считаю, что для Сергея Николаевича Ястребова, который: а) назначен б) не прошел ещё избирательной кампании в) назначенный в область в очень тяжелый для неё момент, положение в середине таблицы ЦИК «Рейтинг», безусловно, позитивно. Сейчас социально-политическая ситуация в регионе лучше, чем была до прихода нынешнего губернатора. При этом, конечно, следует понимать, что любой рейтинг это, в первую очередь, только стимул для лучшей работы, на каком бы месте не находились в нем те или иные руководители. Ты впереди, — тебе нужно доказывать, что ты лидер, прилагать усилия, чтобы не потерять позиции; ты в конце, — тебе нужно подтягиваться.