Белозеров Владимир Леонидович
Профессор кафедры Экономика транспорта Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения. Член Общественной Палаты РФ (2005-2013 гг.). Заместитель Министра путей сообщения РФ (2003-2004 гг.). Представитель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей в СЗФО РФ
Комментарии эксперта:
22 декабря, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2022 года)
В целом работой Александра Беглова я доволен и оцениваю на «четыре с плюсом». Хотя в городе существуют и проблемы, требующие решения. В частности, трамвайное движение. Этот экологичный вид транспорта крайне нужен городу. Тем не менее, трамвайные парки сокращаются, пути убирают. Даже на Литейном закрыли трамвайное движение! Такое впечатление, что это делается в угоду автомобильному лобби. И сотни новых экоавтобусов, появившихся в этом году в Санкт-Петербурге, проблему с общественным транспортом не решают.
Что касается уборки снега и пыли, то город, конечно, чистят. Но делают это силами механизированной техники, которая не везде может проехать из-за коммуникаций, фонарей и рекламных конструкций. «Жилкомсервис» убирает дворы не везде качественно. Не хватает дворников с метлой, которые бы выметали территории целиком, а не избирательно.
Хорошо, что упорядочили розничную торговлю. Но плохо, что в центре города нет магазинов шаговой доступности и того, что раньше называлось бытовым обслуживанием – ремонта обуви, ателье, недорогих парикмахерских. Очевидно, для таких предпринимателей слишком взвинтили арендную плату. Но они должны быть в центре. И для них следовало бы создавать приемлемые условия.
Беглов возрождает метростроение. Им анонсировано увеличение протяжённости линий на 139 км и открытие 89 новых станций, из которых в первую очередь откроется 31 станция.
Глава Санкт-Петербурга открыт, регулярно общается с Законодательным собранием и не замечен в скандалах. В нём чувствуется большой управленческий потенциал.
Март 28, 2018| Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2018)
Деятельность Георгия Сергеевича Полтавченко как руководителя Санкт-Петербурга можно оценить достаточно хорошо, хотя, конечно, есть некоторые нарекания по различным направлением, которые, впрочем, не являются неисправимыми или критичными.
Глобальные стратегические вопросы решаются очень неплохо. Город развивается устойчиво, хорошими темпами идёт метростроение, возводится жильё. То есть – создаются условия для развития промышленности, транспорта. В целом развивается транспортная система города, меньше стало пробок – это очевидно, и в этом отношении Г.С. Полтавченко можно только пожелать успехов.
Может быть, где-то необходимо оптимизировать работу в сфере обслуживания населения, есть нарекания по уборке города – вывозу бытовых отходов. Есть над чем работать и мы знаем, что город предпринимает необходимые усилия в этих направлениях.
Сетование же горожан на то, что Г. С. Полтавченко не слишком открытый, необщительный – думаю, не тот фактор, который является критичным. Мы знаем очень много примеров, когда руководители находятся постоянно в медиапространстве и многое говорят, много обещают и также многое остается невыполненным. Дела превыше слов. Хотя, возможно, что Полтавченко это направление следовало бы где-то усилить, где-то более открыто вести работу с журналистами и обществом, это губернатору вполне по силам. И его советники, думаю, в состоянии сформировать некий другой алгоритм его поведения. Но самое главное – это результаты, дела.
Если говорить о конкретике, я, как человек, близкий к транспортной сфере, акцентировал бы внимание на том факте, что именно в развитии транспортной инфраструктуры многое Полтавченко удалось решить. Запущен скоростной диаметр, который очень сильно разгрузил нашу городскую транспортную среду. Наведён порядок с пригородным железнодорожным сообщением. В результате компания работает устойчиво и даже прибыльно. Развивается метрополитен.
Одна из приоритетных задач в развитии городов, которую должен решить каждый мэр — преобразование системы общественного городского транспорта, доступного и недорогого. В последнее время нередко приходилось слышать утверждения градоначальников, что, например, трамвай мешает нам в центре — не проехать, не пройти. Однако, тогда не понятно, а зачем в том же центре города столько личного транспорта, который и формирует коллапс? Инфраструктура российских городов, их исторические центры не приспособлены для такой лавины автомобилей, которую мы наблюдаем сейчас. При этом невозможно для них всех организовать парковку, что, в свою очередь, затрудняет продвижение транспорта общественного, вредит экологии.
Уже сделан правильный шаг – создание выделенных полос для общественного транспорта. В плане развития городской транспортной системы сделан неплохой шаг вперёд и в части развития такси. Наконец-то мы видим, что это пространство заполняется вполне доступным видом услуг, вытесняющим личный автотранспорт с улиц городов. И это правильно. Появляются платные парковки.
Стратегическая задача мэров — найти ту самую оптимальную пропорцию транспорта личного и общественного в городе, упорядочить городскую транспортную среду. Пока это весьма серьёзная повсеместная проблема общества. Городские жители должны тоже пересмотреть свою позицию – помните: «наши люди в булочную на машине не ездят».
А если серьёзно, здесь вскрывается ещё одна комплексная проблема городских хозяйств, решение которой, не в меньшей степени, также зависит от мэров – наличие магазинов шаговой доступности. В Санкт-Петербурге, например, Валентина Ивановна Матвиенко пыталась создать такую сеть магазинов, но, к сожалению, попытка властного решения этого вопроса не увенчалась успехом.
Вырисовывается целый комплекс первостепенных задач для мэров: обеспечить бесперебойную работу удобного общественного транспорта, и возможность купить всё желаемое вблизи места проживания, дабы люди без действительной необходимости не эксплуатировали бы личный транспорт.
Думаю, что личный транспорт останется больше в сегменте деловой жизни. А систему передвижения в мегаполисах сформируют массовые перевозки. Частный транспорт тоже никуда не денется, но будет вынужден подстраиваться под общественные интересы. И это не какое-то российское ноу-хау. Все цивилизованные города мира прошли этот путь. В центре того же Мюнхена, час парковки стоит 3 доллара.
Отрадно отметить, что большинство российских градоначальников сегодня эти проблемы замечают и предпринимают шаги к их решению. Закрытые трамвайные парки восстанавливаются, вводятся новые автобусные маршруты. Хотя, пока и не везде. Думаю, после недавнего послания президента Владимира Путина Федеральному собранию, мэры активизируют процесс создания удобной транспортной среды. Напомню, что сказал президент: «Нам нужно создать современную среду для жизни, преобразить наши города и посёлки. При этом важно, чтобы они сохранили своё лицо и историческое наследие». К транспортной инфраструктуре это имеет прямое отношение, о ней, в том числе, упоминал глава государства. Кроме того, как правильно заметил президент, важно «использовать экологичные виды общественного транспорта». А, значит, трамвай и троллейбус должны вновь появиться на маршрутах наших городов, но уже в обновленном виде с удобными и комфортными салонами для пассажиров.