Казанцев Дмитрий Валерьевич

Политолог

 

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 26, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2019 года)

Сегодня аппаратные позиции и уровень влияния главы Башкортостана Радия Хабирова среди коллег – губернаторов находятся на достаточно высоком уровне. Погружение республиканских властей в безнадежную, застопорившуюся дорожную сферу с известными всем пробками, здравоохранение с множеством проблем, «техасский» транспортный коллапс и бардак в ЖКХ постепенно дали свои результаты. Радий Хабиров набрал большинство голосов избирателей Башкирии — 1,8 миллиона жителей (свыше 82%) республики проголосовали за него на выборах. При явке в 71,8% это один из лучших показателей электоральной активности и поддержки кандидатов в главы субъектов РФ от партии власти, которые победили на минувших региональных выборах.

Руководитель республики недавно вошёл в Генсовет «Единой России» и возглавил региональное отделение партии власти в Башкирии, что демонстрирует поддержку Хабирова со стороны федерального центра.

За год руководства республикой он сумел расшевелить местное чиновничество и пробудить надежду в людях. У этой надежды есть реальные основания: это существенный рост инвестиций (на 14 %) в Башкирии и постепенное возвращение в регион представителей бизнеса.

К тому же республика по результатам 2019 года получила многомиллиардный грант от Правительства России за эффективность деятельности высшего должностного лица субъекта РФ и исполнительной власти в регионе.

 

Ноябрь 28, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2018)

Должность главы столицы Башкирии по условной «табели о рангах» вполне сопоставима с высшими должностями региона. Но несмотря на такой политический статус, бывший сити-менеджер Ирек Ялалов свои первые четыре года на мэрском посту был малозаметной фигурой, без существенных достижений. Его взлет во многом связан с прошедшими в Уфе международными саммитами ШОС и БРИКС. Впоследствии Ялалов не без помощи региональных властей был поддержан на федеральном уровне, войдя в Совет по развитию местного самоуправления при президенте страны.

По итогам его муниципальной службы и избрания сенатором от республики в сентябре 2018 г. экс-глава города однозначно состоялся как публичный политик, но так и не проявил себя как эффективный управленец. Коррупционные скандалы вокруг администрации Уфы, спад инвестиций, огромный муниципальный долг в 10 млрд руб. и высокий уровень безработицы в 1,3% (по республике — 1,13%) – это то тяжкое бремя, которое досталось по наследству уже новому главе Уфы Ульфату Мустафину от прежнего руководства башкирским мегаполисом. Также ранее местные власти не сумели решить проблему качества дорог, что подтверждается низкой оценкой в 42,1 % опроса мнения уфимцев за 2017 г. К тому же по объему выбросов в воздух экологическая ситуация в Уфе пока остается хуже средней по Башкирии.

С другой стороны, Уфа сохраняет за собой лидерство среди муниципалитетов страны по демографическим показателям, в 2016 году город по естественному приросту населения (1,34%) занял первое место. На территории городского округа работает значительное число промышленных предприятий. За счет собираемых в столице республики налогов обеспечивается поступление в бюджет Башкирии порядка 30% (60 от 210 млрд руб.) всех средств. В целом Уфа относится к нефтехимическому, научно-образовательному, туристско-рекреационному и медицинскому кластерам, обладая развитой городской инфраструктурой.

Полагаю, что прошлое руководство Уфы недостаточно плотно работало с властями республики и в какой-то момент увлеклось чрезмерной самодеятельностью, что и привело к ухудшению социально-экономического состояния города и влезанию в огромные долги. Вместе с тем ни у кого не вызывает сомнения, что нынешний глава города Ульфат Мустафин наоборот будет ориентироваться на региональное правительство. Сегодня у местных и республиканских властей есть хорошая возможность сделать гораздо больше и действовать эффективнее будучи в единой общереспубликанской команде. Тем более новый руководитель Башкирии и глава Уфы вместе трудились в администрации президента, оба системные люди, встроены в региональную вертикаль.

В отличие от прежнего главы города, новый градоначальник непубличный политик, но опытный хозяйственник и управленец, имеющий за плечами руководящий опыт работы и на госслужбе, и в промышленных структурах. Отличительной чертой Мустафина является достаточно умеренный управленческий подход, при котором он не создает культа личности, как это делало бывшее руководство столичной мэрии, но постепенно налаживает каналы коммуникации с горожанами и местным бизнес-сообществом. Прежде всего задача Мустафина улучшить деловой климат в городе, привлечь дополнительные инвестиции, поддерживать муниципалитет на качественном уровне. Его первые шаги в этом направлении были достаточно осторожные: идет постепенная настройка системы управления столичной мэрией под нового руководителя, принимаются кадровые решения, но все это не скоротечный процесс.