Тропина Людмила Ивановна

Заслуженный юрист РФ. Полковник милиции в отставке. Адвокат. Советник Губернатора Московской области (2002-2012 гг.). Председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области (2002–2012 гг.). Советник Уполномоченного по правам человека в РФ ( 2014-2016 гг.). Член Общественной Палаты Московской области (2018-2021 гг.).

 

Комментарии эксперта:

28 февраля, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2022)

Сегодня жители Подмосковья, как и все граждане России, переживают не лучшие времена. В социальном государстве, которое провозглашено и подтверждено новой редакцией Конституции, власти в пору быть ближе к народу. Стараться слышать и оперативно реагировать на негативные процессы. Рука помощи социального государства должна ощущаться людьми круглосуточно.

Несмотря на громкие и пафосные лозунги, губернатор Московской области не подтверждает на деле декларации власти. Как местный житель, как управленец со стажем более 40 лет я этого не ощущаю.

Я с интересом отношусь к губернатору. Но, будучи общественным деятелем, с горечью констатирую: профессиональной команды у губернатора нет. И получает он о себе и о своей деятельности только хвалебную информацию. При этом он должен понимать, что речь идет не только об его авторитете, но и авторитете тех, кто инициировал его назначение.

В окружении Андрея Воробьева нет должностных лиц, которые прошли профессиональный путь от сохи. Как правило, это не местные жители, все больше друзья по жизни и партии.

Как зеркальное отражение этой ситуации в Подмосковье – так называемые институты гражданского общества, которые зачищаются от профессионалов и местных жителей. Примером является Общественная палата Московской области и различные общественные советы, где, как я называю, существует «многочленство» — одни и те же, часто случайные, люди, не известные успехами, в них числятся. Важная форма работы власти с населением результаты по обращениям граждан. Также важен личный прием. По обращениям, даже адресованным Президенту, другим представителям верховной власти, к сожалению, сохраняется такой принцип: пишем в ООН – отвечает начальник ЖЭКа, да и то не по существу.

В этом году депутаты Московской областной Думы за 10 минут, с подачи недавно назначенного министра Минсоцразвития, внесли изменения в закон Московской области о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, кардинально изменив принцип работы Московской областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В начале 2000-х этот закон перед принятием продумывался с экспертным и правозащитным сообществом несколько лет. Были минимизированы риски нарушений с целью защиты семьи и детства. Теперь же органы опеки и попечительства становятся еще более бесконтрольными.

Только и слышны возгласы, что по всей Московской области закрыты Детские дома. Да, есть такая кампанейщина по изменению названий учреждений и объединению. Но количество проблем сегодня в организации деятельности самих органов опеки и попечительства, да и других субъектов профилактики не сокращается. Главная из них – отсутствие инфраструктуры для защиты прав семьи и детства, кулуарность, нехватка профессиональной помощи родителям: и кровным, и приемным.

Сужу по личному опыту о серьезности вопросов и ответственности. Сама, работая в Правительстве Московской области, личные приемы вела, за что строго спрашивали, поскольку это последняя инстанция для тех, кто уже получил сотни отписок ранее. Есть определенный, регламентированный, утвержденный губернатором график приема граждан Правительством МО, который постоянно нарушается. Будучи членом Общественной палаты, семь раз записывалась на прием к Первому заместителю Председателя Правительства МО Ольге Забраловой – куратору социального блока, в том числе — вопросов, связанных с защитой семьи. Хотела рассказать молодой коллеге об опыте Подмосковья, истории вопросов и актуальных проблемах, обсудить трагедию многодетной семьи, выселенной из единственного жилья, бездомных, алгоритм взаимодействия с родительской общественностью, ветеранами — бесполезно. Сейчас Ольга Сергеевна пошла на повышение, став сенатором от Московской области. Ничего не меняется: трижды уклонилась от приема граждан ее преемница Ирина Каклюгина, недавно ставшая вице — губернатором. Аналогичная история в феврале с зампредами: Вячеславом Духиным и Романом Каратаевым, министром по социальным коммуникациям — Швелидзе Екатериной. То они не могут, то ссылаются на ковид, то срочный вызов, то рассказывают сказки о том, что приемы проводятся по телефону. Что мы видим: все эти зампреды и министры не признают губернатора Московской области, они запросто самовольно не приходят на утвержденный им прием, или перепоручают его нижестоящим лицам.

Власть недоступна для людей: если я как общественный деятельно не могу попасть, представьте, как простой человек может достучаться к такому лицу…

Поэтому я очень сочувствую Андрею Юрьевичу и считаю, что он должен внимательно посмотреть на свою команду и потребовать с них персональной ответственности, в том числе за работу с обращениями граждан и за личный прием. Нужно не мешать формироваться гражданскому обществу. Но об этом отдельно.