Савинков Валерий Васильевич

Историк. Журналист. Создатель и редактор алтайского общественно-политического сайта «Что делать?»

 

 

 

Комментарии эксперта:

30 июня, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2021)

Пожалуй, самое значимое, что можно отметить в деятельности губернатора Алтайского края Виктора Томенко за последние месяцы – это 3-летие его пребывания на этом посту (пришедшееся на конец мая). Если текущая деятельность руководителя депрессивного сибирского региона, ушедшего при Томенко в густую информационную тень, дает мало поводов для содержательных комментариев, трехлетие пребывания норильчанина в губернаторских чинах на Алтае — напротив, позволяет оценить и сделанное и ожидания. А сделано оказалось … да ничего, можно сказать, за эти годы сделано не было. Более того, по основному и самому болезненному и для небогатого Алтайского края (а сегодня и для всей России) индикатору – реальным располагаемым доходам населения – результаты Томенко просто чудовищны.

Нет, все эти 3 года он стабильно обещал рост этих доходов. Но в реальности они, напротив, стремительно падали (2018 г. – минус 4,1%, 2019 г. – минус 0,8%, 2020 г.– минус 5%). Общероссийские цифры за эти годы также преимущественно в минусе – однако показатели Алтайского края при Томенко в разы хуже кремлевских. Неудивительно, что последние месяцы на прямо подконтрольных АП ресурсах все чаще в его адрес раздается недовольное бурчание: Ты ж вроде и не бандит и не генерал, парень, мы ж тебя брали как профессионального менеджера. А что ж так плохо-то у тебя все? И зачем ты нам тогда? Своего рода «черной меткой» от кураторов региона в АП, по-видимому, можно считать начавшиеся аресты близких к губернатору высших руководителей краевого правительства – как сейчас водится, по внезапно вскрывшимся коррупционным обвинениям.

Влиятельная представитель Томенко в краевом Заксобрании Стелла Штань (март) и ушедший в отставку за несколько дней до возбуждения дела министр транспорта Александр Дементьев (июнь) – это явная тенденция, или, если хотите, намек их шефу. У которого в прошлом, кстати, тоже с коррупцией не все гладко (достаточно вспомнить панамский оффшор и озвученные свидетелями на процессе по оспариванию реальности его победы на выборах в 2018 г. аргументированные подозрения в уклонении от уплаты налогов). Но нельзя при этом сказать, что в активе у Томенко ничего нет. Банальностью на Алтае стало мнение о том, что глава края рассматривает свой пост здесь как временный, как ступеньку для продолжения карьеры в федеральных органах власти. Отчасти реальность это мнение подтвердил внезапно свалившийся недавно на Томенко орден Дружбы — вы будете смеяться – не больше не меньше, чем «за вклад в развитие региона». Сомнительное награждение взывало в крае шквал негативных откликов в соцсетях. Но высказывалось в этой связи и мнение, что в этом случае может идти речь о некоем авансе со стороны команды некогда всесильного (да и сегодня его еще – ого-го!) Игорь Ивановича, близкий которого и вроде как кандидат в будущие премьеры при нем нынешний вице-премьер Новак – друг юности Томенко.

Ну и вообще образ Томенко за 3 года на Алтае хоть и сильно поблек, но все же еще сохраняет что-то положительное на контрасте со своим предшественником. В отличие от правившего краем полтора десятилетия до него мстительного и кровожадного силовика, Томенко – мирный и приличный городской парень. Появление его в историях вроде той, когда недавно глава Республики Алтай Олег Хорохордин засветился в ролике, где, едва ворочая не слушавшимся его языком с кривой улыбкой нес на митинге какую-то безумную чушь – ну, просто нереально. В отличие от поставленного губернатором РА бывшего барнаульского дворника, коему пристрастие к русской сыворотке правды вроде как положено по происхождению, Томенко же можно скорее встретить сегодня на дорожке бассейна или на ежедневных пробежках по Барнаульского ленточному бору. Ну, прямо алтайская реинкарнация Николая II — человек-то, губернатор, пожалуй, и не плохой. Но явно на своем посту не тянет.

 

24 мая, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2021)

Деятельность управляющей Барнаулом команды и ее главы – Вячеслава Франка – в апреле-мае можно было бы охарактеризовать прежде всего словом «осторожность». Фактически последние месяцы сити-менеджер все больше старался «светиться» по минимуму, похоже, что он и его люди перешли в режим работы «в ожидании Годо». Сложно сказать, насколько высоко они оценивают достоверность кулуарных разговоров о скором «транзите» (и последующем вероятном смене курса Кремля, элит и т.п.) – в конце концов, позиции руководителей пусть крупных, но отдаленных от столичных интриг и инсайдов сибирских городов по статусу не предполагают особой осведомленности в щекотливых вопросах. Однако то, что эти ребята в реальной текущей деятельности с каждым месяцем все более закладываются на вариант «подождем, пока там у них прояснится» – несомненно. Вероятно, эта линия поведения станет моделью поведения и для глав прочих алтайских городов (включая и адмцентр «малого» Алтая – столицу Республики Алтай Горно-Алтайск). В итоге публичная сторона деятельности г-на Франка в последние месяцы свелась к довольно-таки унылому комментированию различных коммунальных аварий (типа саморазвала построенной еще чуть ли не при тов. Сталине трубы принадлежащей олигарху Андрею Мельниченко одной из двух городских ТЭЦ) и серии конфликтов горожан с провластными застройщиками. Такие конфликты, кстати, все более заменяют в Барнауле довольно-таки успешно подавленную в классических формах оппозиционную активность. В этой ситуации возможно, что столь же унылые призывы г-на Франка к горожанам «жить дружно» с нахальными бизнесменами, приобретшими у его же собственной команды право покушаться на общественные пространства, в будущем станут основным вызовом для правящих в Барнауле чиновников.

 

Апрель 29, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2019)

Врио губернатора Республики Алтай Олег Хорохордин, на мой взгляд, ожидаемо выглядит достаточно слабой фигурой – и это вполне коррелирует с многочисленными странностями его биографии. Насколько я знаю, подходящего под требуемые условия (с Алтая, с опытом работы в федеральных структурах, русский) эмиссара для Республики Алтай долго не могли найти. Ну, вот вам – нашли что нашли….

Бывший дворник из Барнаула с дипломом сомнительной, ликвидированной на сегодня «академии». Впрочем, поскольку скромное благополучие Республики Алтай зиждется на федеральных вливаниях в ее бюджет – если они сохранятся (а на это сильно похоже), то и кризиса здесь не будет. Если только этот товарищ не влезет как-то неловко в интересы части элиты, представляющей этнических алтайцев: там ситуация напряженная и часто искрит.

Электоральные перспективы врио представляются определяемыми двумя факторами: подкупом и рисованием. И тот и другой, по-видимому, будут максимальны. И обеспечат мандат. Ну и конкурентам посоветуют не активничать. И дадут за это конфетку. Так что электоральный процесс будет сложный. Но, видимо, с предсказуемым финалом. В целом врио пока не допускает явных косяков, что говорит в его пользу. Впрочем, совершенно не рождают оптимизма все более устойчивые разговоры о том, что фактическим главой правительства при нем станет его вероятный патрон — алтайский бизнесмен Алексей Андронов, даже по публичным данным связанный с Хорохординым совместным семейным бизнесом. Андронов — с его бурным бэкграундом и здешними алтайскими госконтрактами эдак в миллиардов на 35, на сегодня для знающих — некий маркер того угара, который вскоре будет твориться в Республике Алтай вышеозначенным тандемом.