Ратьков Андрей Геннадьевич

Историк, социолог. Директор филиала медиа-холдинга «Народная медиа-группа» в Краснодарском крае, главный редактор портала «Сочи Стрим»

 

 

 

Комментарии эксперта:

30 ноября, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2021)

Заметным успехом, можно сказать, реперной точкой двух лет работы мэра Сочи Алексея Копайгородского стало выделение муниципалитету 139 миллиардов рублей на программу комплексного развития курорта до 2030 года. Сообщил об этом в первый рабочий ноябрьский день после локдауна сам председатель правительства России Михаил Мишустин, что только усилило резонанс.

Первые сообщения о работе в данном направлении начали озвучиваться командой сочинского мэра ещё два года назад. При этом у части местных общественников возникал вполне логичный скепсис: руководствуясь предыдущим опытом развития города, они заявляли, что анонсирование инфраструктурных мероприятий программы и сама программа, а главное – реальные деньги, которые под все это закладывается – разные сущности. Не всегда в истории Сочи красиво озвучиваемые цели реализовывались в конкретные дела. В настоящее время могу констатировать ситуацию, когда действующая команда управления муниципалитетом достигла Рубикона: принципиальное решение по срокам, объёмам финансирования и главным направлениям развития Сочи приняты. Векторы целеполагания и принятия решения совпали.

В этой длительной и сложной работе, завязанной на обширные коммуникации с большим количеством центров принятия решений, Алексей Копайгородский сумел продемонстрировать удивительную гибкость и организаторские качества. Работа предыдущих сочинских градоначальников неоднократно показывала, что должность мэра Сочи часто связана с прямым выходом на федеральный уровень. Ключевую роль при подобных контактах играли субъективные качества того или иного мэра. Россия полна типичных примеров, когда именно эти качества являлись источником возникновения конфликтов на уровне региональных элит. При этом действующий мэр города Алексей Копайгородский не только демонстрирует приверженность политике действующего губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, но и на практике следует этому курсу. К примеру, выражая в своем Телеграм-канале благодарность всем, кто принимал участие в разработке и принятии указанной программы, Алексей Копайгородский чётко расставил ранги: президент Владимир Путин, правительство, премьер Михаил Мишустин, вице-премьер Марат Хуснуллин, губернатор Вениамин Кондратьев. Только после упоминания губернатора мэр Сочи в своём благодарственном сообщении перечислил имена федеральных министров, участвовавших в решении этого значимого вопроса. В российской практике в таких случаях обычно вначале следует весь «федеральный блок», а потом уже отдельной строчкой в комплиментарном контексте упоминается тот или иной губернатор.

В кратко-историческом контексте решение, принятое правительством, является самым крупным выделением средств муниципалитету со времени масштабных строек, связанных с подготовкой к Олимпиаде. Однако, в отличие от эпохи олимпийских строек, когда крупные ассигнования направлялись в первую очередь в развитие горного кластера и спортивных объектов в Имеретинской низменности, а также в транспортную инфраструктуру Центрального, Адлерского и отчасти Хостинского районов города-курорта, сейчас векторы развития выглядят несколько иначе. Так, значительная часть средств по принятой восьмилетней программе развития затрагивает инфраструктуру Лазаревского внутригородского района, который, с точки зрения благоустройства, до сих пор считался своеобразной «сочинской Аляской».

Важным испытанием для Алексея Копайгородского стал инициированный федеральными структурами ГИБДД эксперимент по введению одностороннего движения по пути из Адлера в Красную Поляну и обратно. Предполагалось, что движение на Красную поляну пойдёт по так называемой «новой дороге», тогда как в сторону Адлера из горного кластера нужно будет двигаться по автотрассе, созданной ещё в советскую эпоху. На практике оказалось, что данный эксперимент (затрагивавший, кстати, и честь проектировщиков самой дорогой в России олимпийской, совмещенной с ж/д, автотрассы) создал множество транспортных проблем для местных жителей. В новом режиме трасса проработала сутки и вызвала волну недовольства жителей.

Путем координации усилий местной команды управленцев с жителями попытки стихийного уличного протеста 22 октября были трансформированы в сход граждан утром 23 октября, на котором было объявлено о прекращении эксперимента. В данном случае местная власть продемонстрировала населению, что с ней возможен гражданский диалог, а муниципалитет способен договариваться с федеральными и краевыми центрами принятия решений по подобным вопросам и выступать на стороне горожан. Реакции силовых структур по отношению к общественным активистам во время и по итогам эксперимента не последовало, что тоже показательно. Публичное объявление решения о прекращении эксперимента сочинцы, присутствовавшие на сходе жителей в селе Молдовка, встретили аплодисментами. Аналогичная реакция прозвучала и в социальных сетях.

Введение недельных «каникул», связанных с распространением коронавирусной инфекции, обусловило массовый приезд в Сочи туристов из различных регионов России. Одновременно с этим в Краснодарском крае были усилены санитарные ограничения, ужесточён масочный режим, усилилось стимулирование граждан к вакцинации. На этом фоне в Сочи были зарегистрированы лишь немногочисленные случаи нарушения режима QR-кодов в секторе HoReCa, что свидетельствует о способности команды Алексея Копайгородского взаимодействовать с местными бизнес-структурами без режима «закручивания гаек», жёстко наказывая лишь немногочисленных нарушителей порядка. При этом наибольшее административное воздействие для соблюдения режима ограничений пришлось применить в общественном транспорте. Жители неоднократно заявляли в социальных сетях о пренебрежении значительной части горожан мерами безопасности в автобусах и электропоездах. Последовавшие вслед за этими обращениями рейды на транспорте вновь продемонстрировали эффективную информационную и административную связку в системе взаимодействия «жители – местная власть».

Ещё одним испытанием для Алексея Копайгородского стал крупный оползень на Мамайском перевале города-курорта, через который проходит единственная федеральная трасса, связывающая Сочи со страной. Часть дороги на перевале была повреждена. В зоне оползня оказался коттеджный посёлок, дома в котором стали не пригодными для жилья. Мэрия в контакте с силовиками сумела быстро организовать переселение граждан, обеспечить охрану территории и личного имущества людей. Пострадавшим от оползня выплачены первые компенсации. В короткие сроки дорожники сумели снять режим реверсивного движения на этом участке трассы. Для предотвращения транспортного коллапса на Мамайском перевале Алексей Копайгородский провёл оперативные переговоры со структурами РЖД и крупным бизнесом, работающим в Сочи, по переводу значительной части грузопотока, следующего в город, на железнодорожный транспорт. В данном случае команде сочинского мэра предстоит решить немало хозяйственных и юридических задач по нормализации ситуации с разрушенными домами. Насколько эффективно это будет сделано – покажет время и реальная практика.