Петросян Дмитрий Ильич

Философ, доцент Владимирского филиала РАНХиГС, доцент кафедры социологии Волгоградского Государственного Университета, Генеральный директор Исследовательской компании «Среднерусский консалтинговый центр»

 

 

Комментарии эксперта:

25 июня, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2020)

Работу губернатора Владимирской области Владимира Сипягина можно оценить как взвешенную, спокойную, без лишних рывков и скачков.

В режиме повышенной готовности региональные и муниципальные власти ведут себя достаточно разумно, не «кошмарят» людей чрезмерными проверками, штрафами. Надо сказать, что жители области сами проявляют достаточно большую сознательность, в высокой степени соблюдают самоизоляцию

Возможно, у нас просто недостаточно ресурсов, чтобы контролировать каждую улицу, загонять людей домой. Но в этом смысле всё достаточно спокойно, и не требуется столь жёстких мер.

Как показывают опросы, за время пандемии доверие к власти не сильно изменилось. Не уменьшилось, не увеличилось. По пятибалльной шкале это порядка 3,2 балла в пользу региональной власти. Федеральная власть потеряла гораздо больше доверия, чем региональная. Если брать конкретно Владимира Путина, то сейчас его деятельность одобряется на 3,4 балла.

В оценке губернатора надо учитывать много факторов: он был избран в пику Светлане Орловой, сам, вероятно, и не собирался становиться губернатором. Поэтому не особо большие надежды с ним связывали те, кто за него голосовал. На вопрос о том, жалеете ли вы, что Светлана Орлова покинула область, половина отвечает, что не жалеет, процентов 12 выявляется жалеющих, а остальным – безразлично.

В плюс Сипягину идёт тот факт, что от него никто не ждал свершений. Но поэтому и больших разочарований не наблюдается. Жизнь в регионе стала более спокойной, взвешенной. Региональные элиты получили возможность критиковать губернатора, вступать с ним в споры и конфронтацию, что они не могли себе позволить при Орловой. Это несколько оживило политическую повестку в области.

На протяжении всего времени после его избрания муссируется вопрос о его «вот-вот отставке», но мы видим, что пока его никто не снимает. Сейчас партия «Родина» начала кампанию, призывая Сипягина покинуть пост. Под этим жёстким прессом губернатор находится постоянно. У него большие проблемы с формированием команды, что провоцирует ощущение некой его «временности». Местные специалисты не верят в то, что его приход – надолго, не готовы идти к нему в администрацию. Приходится привлекать со стороны кадры, которые не находят доверия у местного сообщества. Но процесс идет.

Да, Сипягина нельзя уличить в информационном доминировании, в отличие от его предшественницы Орловой – нет шума и звона. Я бы отметил это как позитивный факт, особенно на фоне режима повышенной готовности. Также обратил бы внимание на то, что Сипягину удалось скоординировать действия с депутатами Заксобрания и местными муниципалитетами и принять решение по поддержке бизнеса.

Об ответственном подходе к руководству областью, на мой взгляд, свидетельствует и решение Сипягина не проводить сейчас на территории области Парад Победы. Судя по графикам, темпы заболевания во Владимирском регионе не снижаются – в среднем 60 человек в день.

Поэтому регион из эпидемии не выходит. Но, судя по онлайн-опросам, которые мы проводили, люди относятся с пониманием к предпринятым ограничениям: говорят, что терпеть самоизоляцию тяжело, но на просьбу оценить введение жёстких ограничений примерно половина респондентов соглашается с данной мерой, а ещё некоторая часть выступает за более жёсткие действия. Те, кто считают чрезмерными сдерживающие меры – в меньшинстве.

А в общем регион живёт обычной нормальной жизнью, соревнуются политические партии, идёт подготовка к выборам в Горсовет. Поэтому в ближайшей перспективе можно ожидать новостей из этой области.

 

31 октября, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2017)

Губернатору Владимирской области Светлане Юрьевне Орловой удалось избежать отставки, которую все ждали. И, значит, каким-то образом её положение достаточно прочное. Либо просто никого не нашлось на замену. Ведь интересно, что в регионе многие обсуждали – отправят её в отставку или нет, но никто почему-то не задавался вопросом: а кого пришлют вместо неё? Хотя это, наверное, более важный вопрос, чем отставка. Через год у Светланы Юрьевны срок полномочий и так истекает.

Тем не менее, тот факт, что она осталась – показывает некие её способности к устойчивости. У нас есть в области меньшинство, которое губернатора поддерживает, и меньшинство, которое крайне негативно к ней относится — и среди СМИ, и среди элиты. Большинству жителей при этом всё равно, потому что они не политизированы и живут в несколько иной плоскости, в которой губернатор существует как некое явление природы – типа солнца или луны, и не важно, кто это. До тех пор, пока мы не задаём вопрос в анкете, как вы оцениваете деятельность губернатора, многие респонденты об этом и не задумываются. А результат по опросам о доверии примерно совпадает с тем уровнем, который был традиционно у губернатора Николая Виноградова. Показатели довольно стабильные, что говорит о том, что большинство оценивают не личность, а как бы сам институт губернатора. Тем не менее, социальной напряжённости населения мы не наблюдаем, потому что свое будущее люди связывают не с властью, а со своими усилиями. От региональной власти, например, зависимыми чувствует себя только 16 % опрошенных.

Непосредственно репутации самой Светланы Орловой на посту губернатора повредили несколько скандалов, связанных с арестами заместителей близких к ней людей. Раздаётся много критики по поводу стиля работы Светланы Юрьевны, общения с представителями местных властей. Потому что среди широких слоёв населения кому-то может быть и нравится такая чрезмерная жёсткость, но люди, более продвинутые, воспринимают её сленг негативно. Ну и сама риторика Светланы Юрьевны, что де «60 лет в области ничего не делалось, а мы сейчас здесь все перевернём», а перевернуть-то особо ничего не получилось – одни какие-то эмоции, одобрения не находит. Поэтому если бы её отставка состоялась сейчас, никто бы не удивился и не воспринял это как шок.

С другой стороны Орлова — яркий представитель губернатора-политика, вызывающего к себе интерес, как позитивный, так и негативный. Её все время обсуждают СМИ. С её уходом всё это может уйти и, возможно, сами критики будут грустить потом. Хотя, уверен, что настоящие журналисты, которые в области есть, будут пристально следить за любым губернатором и грустить придётся не долго.

Главные проблемы Светланы Юрьевны образовались как раз в области взаимоотношений с местными элитами. Она их подавила. Местные «элиты», я ставлю жирные кавычки, не демонстрируют себя, и если есть недовольство, то оно не выливается в политическую борьбу, как это было при коммунисте Виноградове, когда была нормальная, совершенно открытая политическая борьба с дискуссиями, голосованиями. Здесь все быстро поддались напору. В результате противостояние выливается в какие-то невидимые шпильки, например, в виде уголовных преследований, как с одной, так и с другой стороны. Это коррупционные скандалы в окружении губернатора, и то, что сидит один из кандидатов в губернаторы прошлых выборов (он довольно быстро сел), что многих охладило сразу же. Из ощутимых достижений – строительство Лыбедской магистрали. Однако, каких-то других серьёзных достижений вряд ли можно назвать. Да и возможности губернатора очень сильно преувеличены. А главное преимущество Светланы Юрьевны – её личные лоббистские возможности, оборачиваются очень большими кредитами, которые региону когда-то придётся отдавать.