Кузнецов Игорь Иванович

Политолог, профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ

 

 

Комментарии эксперта:

31 марта, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2021)

Мэры – это политически значимые единицы, мощный ресурс, особенно если речь идёт о мэрах крупных городов, которые по влиянию и ресурсным возможностям сопоставимы с крупными федеральными фигурами или даже главами корпораций.

Поэтому в ходе подготовки к выборам, новому электоральному циклу и сентябрьскому голосованию, конечно, от позиций, работы градоначальников зависит очень многое.  В том числе социальный и  экономический климат городов и настроения электората.

Не секрет, что в городах общество наиболее критично и внимательно к власти, причём любого уровня: от муниципалитета до города федерального значения. Именно там социальный запрос на изменения – наиболее острый и последовательный. Мы этого можем не видеть в сельской местности, но мэры крупных городов это наверняка чувствуют.

Поэтому от того, как будет складываться повседневная жизнь в ближайшие полгода, зависит настроение людей. И это касается многих моментов, начиная от благоустройства городов, чистоты и нормальной работы транспорта и заканчивая ситуацией с тарифами на электроэнергию, ЖКХ и т. д.

Инструменты для этого у мэров есть. Нельзя сказать, что эти инструменты достаточны, и они могут всё – нет, здесь есть ограничения, например, влиять на естественные монополии сложно. Или решать проблемы инфраструктурного свойства, которые не решались десятилетиями – мэру сложно с этим справиться за короткое время. Но ресурсов немало, учитывая, что сейчас в крупных городах и бизнес, и налоговая база достаточно серьёзные.

Есть деньги, есть возможности, важно ими правильно распорядиться и делать реальным исполнение запросов от граждан, работать в контакте с людьми. Основная проблема – в том, что либо контакт недостаточный, формальный, либо имитационный, когда поддержка выражается при помощи контроля каких-то общественных структур, не всегда реально имеющих реальную базу. Мы знаем, это пиар, размещение и подготовка публикаций, освещение деятельности первого лица вместо регулярной серьёзной работы. Но, как правило, это всем быстро становится понятно, особенно в ситуации кризиса. Любые коммунальные аварии, стихийные бедствия, природные катаклизмы – сразу на поверхность выходят уровень и масштаб человека и задач. Если человек способен всё это правильно организовать, отработать, то гражданам совершенно чётко понятно: человек на своём месте. Если же (такое бывает, к сожалению) мэр в момент тяжёлых дней, испытаний предпочитает где-то отсидеться или уехать отдохнуть – тоже всем всё становится понятно.

Крайне важно, чтобы у городского руля находились только профессионалы, понимающие ответственность, осознающие цену ошибки в таких условиях. Этому надо уделять большое внимание не только губернаторам – у нас традиционно рассматривают губернаторов как представителей региональных элит, носителей специфических навыков. Но и мэры городов – это мощнейший институт, мощнейший кадровый ресурс, по крайней мере, по набору возможностей. В кресле градоначальника не должно появляться случайных людей, решающих собственные локальные задачи.

Удастся мэрам удержать и контролировать ситуацию – значит, потенциал невротической, стрессовой реакции будет ниже. Не удастся или, наоборот, будет провоцироваться ошибками в их работе – возникнут серьёзные риски для электоральной кампании и в целом стабильности в стране.

 

Февраль 27, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2018)

Избирательная кампания по выборам президента России, которая достигла своего пика, хороший повод для губернаторов подумать о процессах внутри региона. Мы видим, что федеральная кампания представляет публике альтернативы, разные видения развития страны, стимулирует оппозицию на местах, привлекает общественный интерес. Политическая ситуация в регионах стала динамичной и всем, а особенно новым руководителям, которые появились на территориях в ходе прошлогодней массовой ротации, это на руку. За короткое время они могут увидеть всех действующих политических игроков вверенного им региона, познакомиться и наладить диалог. Постоянное общение с представителями различных политических, бизнес и общественных кругов даёт губернатору возможность всесторонней оценки принятых решений, предварительного зондирования программ развития – сейчас хороший шанс всё это обсуждать со всеми сторонами.

При этом, я не вижу особых попыток со стороны глав регионов, особенно тех, кто пока только исполняет обязанности, «проехаться» на президентской кампании. Они сами прекрасно понимают, что к осенним выборам-2018 должны будут показать не только стремление и обещания, но и реальные результаты деятельности в ранге «и.о.». За федеральную кампанию спрос будет по гамбургскому счёту. А что касается дорог, благосостояния дворов и зарплаты бюджетникам — это понятная, чёткая, измеряемая повестка. И если она, по сравнению с прошлой администрацией, ухудшит положение, люди проголосуют ногами.

Думаю, губернаторы нового призыва это прекрасно понимают, они изначально ориентированы на решение сложных поставленных задач. В этом их особенность. И это некоторым удается. Активно включаются в местную политическую практику, выдвигают новые идеи, как, например, в Рязанской области. Где то процесс идёт непросто – в Крыму, Севастополе, где складывается непростая ситуация в части определения возможностей дальнейшего развития на фоне конфликтного политического поля. Нелегко приходится и в Калининградской области.

Тем не менее, большая ротация 2017 года стала не только стресс-тестом для регионов в целом, но и, действительно, стимулом развития. Руководящие посты заняли довольно молодые люди. При этом наблюдается определённая настороженность относительно тяжеловесов, которые давно и прочно сидят на своих местах и в отношении них пока не приняты окончательные решения.

Другая заметная тенденция, относящаяся к губернаторскому корпусу, обращение центра к новациям в кадровой работе. В Администрации президента сегодня не тасуют политических тяжеловесов, а привлекают к региональным проблемам людей, которые знакомы с современными технологиями управления, знают толк в постоянных взаимоотношениях с различными группами – с организациями гражданского общества, с бизнесом, понимают, что работа регионального начальника – это процесс многосторонних переговоров, коммуникаций, активного лоббирования, согласования интересов. То есть, в «обойму» берут тех людей, которые способны вести такой диалог и добиваться решения поставленных задач. Мы наблюдаем отсутствие ярко выраженных популистских назначений, которые способны были бы потрафить интересам отдельных групп, как это иногда было прежде. Нынешние главы органично встроены в систему власти и имеют поддержку федерального центра, прекрасно ориентируются в особенностях российской политики. Они, скорее всего, не будут использовать назначение в качестве исключительно личного политического капитала, а будут ориентированы на решение задач: развитие экономики региона, повышения благосостояния, решение текущих кризисных, в первую очередь, социальных проблем. Назначенцам можно посочувствовать – действовать им придётся в довольно сложной и многоуровневой ситуации, где надо быстро эти задачи решать и оправдывать ожидания.

Получится ли раскрыть потенциал управленцам нового типа в сложной экономической ситуации? Уже в этом году мы будем наблюдать ответ на этот вопрос. В любом случае неплохо, что новым руководителям дали возможность себя проявить и даже сделать и, возможно, успеть исправить свои ошибки.