Калашников Максим Александрович

Футуролог, член Федерального совета Партии Дела

 

 

 

Комментарии эксперта:

Октябрь 30, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2019)

Губернаторы в РФ – группа риска и мальчики для битья. Каким образом можно эффективно управлять регионами, если ты не можешь влиять на самые важные для развития территорий факторы? То есть, на таможенно-тарифную политику, на бюджетную политику государства, на учетную ставку Центробанка, на налоговую политику РФ (совершенно губительную для реального сектора и развития страны)? Если Москва отсасывает у тебя две трети налоговых поступлений? А не половину, как при правительстве Примакова? Если тебе надо выполнять майский указ 2018 г. (и майские указы 2012-го), но у тебя нет для этого ресурсов, а Москва убивает промышленность? Губернатор нынче – собачья должность.

Не будет кардинальной смены социально-экономического курса в РФ на немонетаристский, индустриализаторский и протекционистский Новый курс – большинство регионов РФ так и останутся депрессивными, вымирающими.

В силу вышеозначенного всякие новые теории управления регионами есть сотрясение воздуха. Без курса на новую индустриализацию и протекционизм, без русского Трампа регионы обречены на унылое прозябание.

Мне претит употребление навязанной сегодня кремлевской пропагандистской чуши про т. н. «технократов»: во власти РФ нет ни одного (ни единого!) технократа. Этим словом в РФ называют серых бюрократических мышей, канцелярских гомункулусов, не умеющих ничем управлять. Кремль рассадил по губернаторским креслам просто молодых чиновников, в жизни не поднявших ни одного предприятия или города, ничего в жизни не разработавших и не запустивших в производство.  Технократы – течение 1920-х годов, призывавшее к всевластию руководителей сложных технических корпораций, инженеров и конструкторов, которое совмещало сильные социалистические черты с чертами Третьего пути. Где вы видели таких людей вообще во власти в РФ?

Отношение местного населения к губернаторам понятно: они видят очередных серых назначенцев Москвы, иногда – с явными проблемами в умственных способностях и психике, которые и изменить-то соскальзывание регионов в нищету и бесперспективность не могут. На них вымещают злобу на Кремль, на общую обстановку серого и нищего застоя в стране. В стране вообще идет вырождение управленческого корпуса, плода «отрицательного отбора», и отмена выборов мэров столичных городов в субъектах РФ только усугубляет общую тенденцию к всевластию безответственных самодуров, все больше глядящих на электорат как на подобие туземного населения в колониях.

И никакая ротация тут не помогает. От усиленной перестановки коек в борделе и даже смены девочек публичный дом не становится Генеральным штабом.

Объективной картины в стране не видим ни мы — наблюдатели, ни Кремль. «Выборы» в регионах стали торжеством административного насилия (снос неугодных власти кандидатов и партийных списков под любыми предлогами, полный беспредел – мы это видели в Севастополе). Кремль в 2018-м увидел призрак региональных электоральных бунтов и зажал гайки. В результате вы видите не реальную картину происходящего, а силой установленную Кремлем бутафорию.

В стране набирает силу социально-экономическо-управленческий кризис.

 

Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)

В условиях российского сырьевого феодализма, институт мэрства, безусловно, умер. Практически исчезла выборность мэров. И это понятно: страна деиндустриализована, источников дохода очень мало. В основном – это сырье.

Местного самоуправления в России нет. Система пирамидальная – представляет собой власть, слитую с собственностью. Налоговая база местного самоуправления (если исключить города так называемого федерального значения: Москву, Санкт-Петербург и Севастополь) – отсутствует. Как-то мне рассказывал один из мэров среднего российского города: у него остается подоходный налог и налог на имущество. И это все. Этого в условиях наших нищеты и деиндустриализации чертовски мало.

Сложившаяся система городского управления в корне порочна. Она провоцирует пирамидальную иерархию и сопровождается всеми её «прелестями»: коррупцией, бесхозяйственностью, казнокрадством. Просто ввести выборность мэров, не создав местного самоуправления, не отдав ему соответствующую долю налогов (а я вообще противник деления налогов на федеральные, региональные и муниципальные – они должны быть едины и соответственно необходимости расщепляться) нельзя.

Поэтому, конечно, мэрам надо нужную долю налогов отдать, вообще заинтересовать местное самоуправление в экономическом развитии, чтобы оно тянуло к себе торговлю и промышленность. И, наконец, покончить с сырьевым феодализмом в стране. Провести новую индустриализацию. А это немыслимо без введения протекционизма, смягчения денежно-кредитной политики и нужного налогового маневра. Надо вводить прогрессивный налог на личные доходы  и налоговые скидки и льготы для предприятий. Смысл прост: не хочешь платить драконовы проценты по личным доходам – вкладывай их в новые предприятия, создавай рабочие места. А для этого государство должно помогать таким инвесторам, обеспечивая и покровительственные таможенные тарифы, как дядюшка Трамп делает (чтобы было выгоднее производить в самой РФ, а не завозить в нее готовые изделия, чтобы иностранные корпорации открывали в стране свои заводы, причем не сборочные, а с полноценным производством).

Немаловажно: мэр обязан быть и хозяйственником, и политиком, должен уметь работать с людьми. Потому что управлять большим сообществом людей, не будучи политиком, нельзя. В СССР председатель крупного колхоза  уже был политиком. Я бы сказал так: в городах-миллионниках все-таки должны существовать (не может быть миллионная самоуправляемость!) районные советы. Я предлагаю систему нейромира – то есть ступенчатых выборов, новой власти советов. Избиратель, горожанин должен выбирать того, кого он знает, кого он может контролировать. Должен выбирать в районный совет и иметь право отзывать. В свою очередь, районные советы должны избирать из своих депутатов членов горсовета. И так же иметь право (и механизм!) их отзыва, коль они плохо работают.

Чистые управленцы быть мэрами неспособны. Я прошу избегать слова «технократ». В Российской Федерации это слово используют неправильно, его применяют к администраторам, а это не технократия,  а серенькие бюрократические мыши, которые у нас называются управленцами. Они неконкурентоспособны.

Другая беда: нынешние мэры городов (или иногда сити-менеджеры, на уродливом расеянском новоязе) – дойные коровы для той же силовой системы. В РФ система законов настолько запутана, что здесь повторяется худшая советская практика. Тогда ты не мог управлять колхозом, районом, заводом, не нарушив какой-либо инструкции или нормативного акта. И любого могли посадить, особенно успешного управленца. А в РФ эта ситуация повторяется в квадрате. Любого мэра можно «закатать». Что сделали с главой Владивостока Игорем Пушкаревым, взявшим стройматериалы у своей фирмы для срочного ремонта и благоустройства города, чтобы не ждать сроков проведения конкурса? Дали 15 лет. А какие репрессии идут на Сахалине против тех мэров, что не пассивничали и не выпрашивали средства, а что-то пытались делать сами! В РФ инициатива теперь наказуема, сиди и не трепыхайся. Запущен страшный «отрицательный отбор».

На мой взгляд, институт мэрства в РФ имеет перспективы к ухудшению. В таких условиях в мэры готовы идти очень отчаянные и при этом крайне циничные люди. Они, как правило, не отвечают перед избирателями и их главное умение – выбить какие-то дотации-субвенции и соответствующим образом их освоить. На мой взгляд, «институт мэрства» при нынешнем сырьевом нью-феодализме и при оравах размножившихся силовиков будет только деградировать в том виде, в котором он существует.