Антонов Константин Александрович

Доктор социологических наук, политолог, руководитель Сибирского филиала Фонда развития гражданского общества (ФоРГО)

 

 

 

Комментарии эксперта:

31 августа, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2022)

Постоянные читатели многочисленных рейтингов всегда с интересом наблюдают за изменениями в первых и последних строчках рейтинговых таблиц: всегда интересно, кто вырвался вперед, а кто нынче аутсайдер. При этом мало обращают внимание на крепкую середину, в которой устойчивые позиции всегда занимает та же Новосибирская область. Делают это зря.

Регионы-середнячки – это тот становой хребет, на котором, собственно, Россия и держится. Впрочем, и среди этого небольшого количества медианных регионов Новосибирская область стоит особняком – здесь нет особых природных ресурсов, крупной промышленности, вертикально-ориентированных холдингов. Социально-экономическая структура области сказывается на формировании особенностей регионального политического режима, во главе которого востребован определённый тип политического лидера.

Обратим внимание на следующие цифры: доля промышленного производства занимает в валовом региональном продукте всего лишь 19%, а доля добычи полезных ископаемых сведена к арифметической погрешности. Вместе с тем, постоянно фиксируется рост объёмов во всех секторах экономики, который превышает общероссийский показатель. Так на чём стоит экономика Новосибирской области? Транспорт и логистика – 15,3% и оптовая и розничная торговля – 14,9%. Вместе это – треть всей региональной экономики – такого нет ни в одном регионе. К этому можно добавить «научную деятельность» – 4,8%; образование – 3,9%; столько же – информация и связь, да ещё достаточно хорошо развитый сектор здравоохранения и социальных услуг – 4,5%.

Невысокие цифры по каждой отрасли – это высокая отраслевая дифференциация региональной экономики, что требует от управленческой команды такой же интеллектуально-компетентностной дифференциации, выработки системно-сетевых управленческих подходов, учитывающих не только огромное количество равновеликих субъектов социально-экономической деятельности, но и их многочисленные и подчас противоположные интересы.

Понятно, что структура экономики прямо отражается (формируется) социальной тканью. Конечно, главе региона проще всего договариваться с одним-тремя собственниками крупных вертикально-ориентированных корпораций, нежели с многочисленной «мелюзгой». А она и правда многочисленна: удельный вес предприятий малого и среднего предпринимательства в ВРП области составляет 35%, а в России – 21%.

Структура экономики, естественно, оказывает прямое влияние на политическую надстройку – специфика парламентской демократии в Новосибирской области всегда отличалась открытостью, высокой конкуренцией, обширным репертуаром политических и идеологических репрезентаций.

А теперь зададимся вопросом: какими качествами должен обладать лидер такого региона? Точно тип «хозяина тайги», сторонника моноцентрической модели управления, когда можно стукнуть кулаком, и всё заработает, здесь не подходит, к тому же в области уже был такой печальный опыт.

Губернатор Андрей Травников, исходя из собственного лидерского капитала, органично вписался в эту региональную специфику: техническое и управленческое образование, спокойный и выдержанный характер, конвертированные в региональную политику, вызывают доверие и у населения, и у региональных элит, предупреждая возможные конфликты и сглаживая естественные противоречия между огромным множеством субъектов, претендующих на реализацию властного ресурса.

При этом Травников обладает чертами «компульсивного типа» политического лидера – это желание сделать все наилучшим образом, без конфликтов и междоусобиц, не допустив при этом грубых просчётов, строгая приверженность раз и навсегда сформулированным принципам и нормам. От «интегративного типа лидерства» ему присуще стремление и умение коммунициировать и объединять разные группы интересов.

К этому можно добавить добротное знание экономических процессов, понимание и своевременное реагирование на сигналы, поступающие из федеральных центров принятия решений.

Всё это сказывается на положении региона, которое также можно проиллюстрировать цифрами. По итогам первого полугодия индекс промышленного производства – 102,3%, строительства – 109%, продукции сельского хозяйства – 108,8. Налоговые поступления увеличились на 22% по сравнению с 1 полугодием 2021 года. Из этих налоговых поступлений в областной бюджет поступило на 32% средств больше.

Понятно, что к концу года возможно ухудшение и замедление социально-экономического развития, что связано с внешними беспрецедентными факторами. Однако сейчас главный инструмент их нивелирования лежит не столько в экономической плоскости, сколько в социальной – требуется высокая консолидация всех групп населения, иной уровень коммуникации, открытость и искренность власти, что до сих пор команде Андрея Травникова в целом достигать удавалось.