Агапов Олег Дмитриевич

Философ, профессор Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), эксперт Общественной палаты Республики Татарстан. Член Общественной палаты Республики Татарстан (2012-2016 гг.)

 

 

Комментарии эксперта:

30 ноября, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2021)

Избрание в ноябре мэра Казани Ильсура Раисовича Метшина главой Всемирной организации «Объединенные города и местные власти» как для Казани, Татарстана, так и для России обозначает развитие международного сотрудничества именно в рамках устойчивого развития городов-мегаполисов. Мегаполисы давно уже являются важнейшим фактором развития современной цивилизации, это во многом – вызов. Мегаполис – всегда сложно, но вместе с тем, как показывает, например, исследователь Ханна Парок, за ними – будущее. Научиться совмещать различные уровни сложности: мегаполисы, города поменьше, и сочетать пространство – это одна из важнейших задач современной цивилизации.

Это, конечно, и большая ответственность, потому что Казань станет своего рода пилотной площадкой, в рамках которой можно протестировать многие современные решения. Например, управление структурами города с помощью цифровых платформ, лучшую динамику развития местного городского самоуправления.

Это будет замечательный опыт, главное, чтобы он выстраивался в конструктивном русле, чтобы принимались взвешенные решения, и мы имели возможность смотреть и влиять на темп и ритм этих изменений, на их смысловую составляющую.

Ильсур Раисович Метшин хорошо себя зарекомендовал ещё мэром города Нижнекамска, в Казани он свои качества только развил. Очень грамотный руководитель, многие изменения реализовывает личным примером, выстраивает хорошую коммуникацию между НКО и муниципальной властью. Ильсур Метшин – зрелый, взвешенный политик, который может реализовывать не только управление мегаполисом, но и достойно воплощать и республиканские, и федеральные проекты.

 

Февраль 27, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2020)

Основополагающим событием наступившего года для всей Российской Федерации стало Послание Президента РФ Федеральному Собранию. Владимир Путин определил жизненно важные приоритеты политической системы страны. И в Татарстане уже полным ходом идёт работа по воплощению предложенного Москвой плана.

Глава Татарстана Рустам Минниханов практически сразу по возвращении из российской столицы инициировал обсуждение президентских тезисов на всех уровнях власти нашей республики – в Госсовете, в Общественной палате. Главное сейчас – выполнить поставленные Москвой задачи в условиях региона. Большое внимание в послании было уделено социальной сфере. Здесь Татарстан неплохо справляется. По данным министерства экономики РТ, все проекты этой сферы, в том числе национальные проекты,  выполняются не менее, чем на 90%.

Небольшое напряжение элит вызвала неожиданная пертурбация кабинета министров РФ и назначение нового главы российского правительства. Однако в целом истеблишмент Татарстана в этой «обновленной» ситуации чувствует себя вполне уверенно и проявляет оптимизм. На раскачивание времени нет, поэтому нынешняя политическая ситуация рассматривается в Татарстане как конструктивная, обладающая позитивной динамикой.

Президент Татарстана в этой конфигурации проявил себя как сдержанный политик, который готов выполнять поручения президента и нацелен на эффективную совместную работу. Минниханов вошёл в президиум Совета по стратегическому развитию и нацпроектам при президенте России. Очевидно, что работа в таких проектах для Минниханова – не просто галочка-показатель, а именно возможность реализовать важные для людей программы. Напомню, что в 2015 году в Татарстане была принята стратегия развития республики до 2030 года, в которой одно из главных мест отведено развитию социального и человеческого капитала республики. Тот же документ провозглашает задачу Татарстана: стать федеральным драйвером роста, регионом, который доказывает не только Поволжью, но и стране, какой может быть Россия в плане экономических и политических преобразований. Важный для нас акцент, конечно же, – поддержание межнационального и межрелигиозного мира. В данный момент, на мой взгляд, Татарстан поступательно и успешно движется в выбранном направлении.

Действительно сложным событием минувшей повестки и большой утратой для политических институтов в целом и для республики Татарстан стала гибель нашего земляка, депутата Государственной Думы Айрата Хайруллина, который представлял новое поколение современных успешных политиков.

 

Июнь 27, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2019)

Стиль работы главы Татарстана Рустама Минниханова вписывается в провозглашенную еще в 2015 году стратегию социально-экономического развития республики до 2030 года, и в концепт национальных проектов, которые сегодня в приоритете федерального центра, о чем говорил президент РФ Владимир Владимирович Путин. В этом плане все основные позиции Минниханова, связанные с социально-экономическими трендами, вполне четко просматриваются. Более того, Рустам Нургалиевич много внимания уделяет способствующим факторам – я бы назвал их социокультурными практиками. Недавно прошла конференция, связанная с формированием национальной самобытности татар, проблемами развития татарского народа. В контексте выработки политики единства и многообразия РФ Рустам Нургалиевич ведёт очень важную работу.

К сожалению, пока ещё существует множество предубеждений. И просьба украинских беженцев из Набережных Челнов на прямой линии к президенту это подтверждает, показывает, что мы до сих пор ждём последнего решения самого первого барина. А президент – он такой же выбранный гражданин России, у которого есть соответствующие полномочия на этот срок. У нас в республике, говоря социологическим языком, очень респонсивная власть, легко идущая на контакт и радеющая за обратную связь.  

Власть в Татарстане – живая. Своевременно происходит ротация – мы видим это по информации об обновлении правительства, перемещения бывших чиновников на законодательную работу. Ротации обусловлены новыми вызовами, необходимостью преемственности, подключения к управлению республикой нового поколения. Сегодня не только в Татарстане явно наблюдается межпоколенческая преемственность, где поколение 60+ рано или поздно смещается поколением 40+ и т. д.  А то, что каждая сложившаяся политическая элитная группа пытается иметь своё мнение и преемственность – это нормальный момент.

В этом ключе идёт выборная кампания в госсовет Республики Татарстан. И Рустам Минниханов приветствует конструктивную работу оппозиции и представительство её в законодательных органах власти. Права и свободы гражданского общества, рост его институтов в Татарстане не пустые понятия. В этом смысле, как и вся Россия, Татарстан сильно продвинулся в последние годы.

Минниханов прекрасно показал себя как премьер-министр, и теперь показывает себя  замечательным президентом. Думаю, что в своё время (учитывая, что третий срок подряд у нас не предусматривается), и он сам проявит себя в полной мере на законодательном поприще.

 

Ноябрь 28, 2017 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2017)

Ильсур Метшин – известный общественный и политический деятель, вполне заслуженно пользующийся репутацией мэра, способного разумно сочетать политическую и хозяйственную деятельность; способного ставить и воплощать федеральные и масштабные городские проекты, программы; способного формировать команды профессионалов и общественников. С каждым годом Казань преображается, экономический потенциал города растёт. Устойчивое развитие получают сферы ЖКХ, транспортной инфраструктуры, социального обеспечения. Мэр открыт для предложений со стороны горожан, институтов гражданского общества, как для личного общения, так и в виртуальном «поле». Его интернет-страница довольно полно и объективно отражает стратегические задачи и тактические решения, которые И.Р. Метшин ставит как перед собой, так и своей управленческой командой. Будучи мэром столицы Татарстана И.Р. Метшин успешно взаимодействует со всем сообществом возможных партнёров, способных вывести Казань на ещё более высокий уровень социально-экономического развития: это и федеральные министерства, и республиканская власть, а также муниципальные субъекты.