shuШулаев Владислав Викторович

Директор по продвижению территорий Коммуникационного агентства АГТ

 

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 20, 2019 | Национальный туристический рейтинг-2019

Уходящий 2019 год – трудный год перехода туристического ведомства в новое министерство с другой экономической логикой.

Из положительной динамики, на мой взгляд, особенно радует заметный рост запросов на короткие путешествия по российским малым городам – причем в буквальном смысле, запросов на рекомендации маршрутов в социальных сетях.

Еще одним заметным фактом, на мой взгляд, является укрепление феномена популярности Владивостока среди соседних стран. Есть шанс на развитие этого успеха, если будут правильно разгаданы источники и составные части этого феномена.

В этом году на дальневосточном направлении произошел целый ряд значимых событий.

Так, состоялся конкурс с международным участием на создание концепции туристского кластера в Оймяконе. Холода у нас мирового уровня, а туристическая дестинация полюса холода еще не обустроена. Сергей Бачин, создатель мощных туристических объектов в «Розе Хутор», «Завидово» и «Ярославском взморье», начал проработку новых проектов на Камчатке и на Сахалине. Там же на Сахалине в феврале этого года состоялись первые зимние спортивные игры «Дети Азии» с участием 30 стран. Главный бенефициар этих игр – горнолыжный курорт «Горный воздух», получивший отличный импульс превращения в международный курорт, – тихоокеанского брата «Красной Поляны».

Якутский праздник Ысыах «перевалил порог» в 200 тысяч участников.  Это гроссмейстерский уровень для регионального события, тем более для национального праздника в существенном отдалении от основных путей миграции туристов.

В Центральной России я бы выделил Фестиваль музейных путешествий «Музейный ретрит» (ярославское издание), который размыкает привычные схемы потребления традиционных объектов посещения, предлагая на имеющейся «материально-технической базе» другой – современный, эмоциональный – туристический продукт.

Стартовал проект «Живое наследие» – создание Национальной карты локальных культурных брендов России. В свод первых 500 вошли объекты со всей России, многие из которых были ранее выбраны в ходе референдумов «7 чудес России», «Россия 10» и т.п. и уже вошли в различные федеральные программы. Этот проект может не только заполнить вакантное место информационной платформы с избранными культурно-туристическими ценностями и практиками страны, но и помочь выращиванию новых локальных брендов международного уровня.

Гастрономические фестивали (а точнее, фестивали еды) стали не просто трендами, а превратились в обязательный элемент региональной идентичности, рассчитанный не только на туристов, но и на местных жителей. И Дальний Восток здесь, кстати, также впереди России всей. 

Из недоработок – совершенно не был использован ресурс юбилейного года открытия таблицы Менделеева – культового явления в современном мире, в том числе в виртуальном. Питер не сделал ничего, чтобы акцентировать внимание туристов на том, что эта гениальная идея пришла к Менделееву – во сне или наяву – именно в Санкт-Петербурге.

 

Ноябрь 21, 2018 | Национальный рейтинг туристических брендов-2018

– Нужно отметить, что в последние два года произошел сдвиг в общественном осознании, что такое региональный бренд. И рейтинг это очень наглядно отражает. Бренд – это маркетинговый инструмент, это то, что помогает повышению благосостояния территории и жителей. Это то, что помогает продавать, а не требует все новых и новых затрат без отдачи.

Увы, к таким брендам очень редко относятся общерегиональные. Зато часто – городские. Есть даже города – самостоятельные туристические бренды. Такие как кубанские, крымские и «кавминводские» города-курорты, как ярославские исторические города, а также горнолыжные курорты, которые городами официально не являются.

В России целое созвездие музеев-брендов. Причем не только столичных. Статистика посещаемости не дает усомниться, что региональные музеи притягивают иногородних гостей и одновременно продвигают в целом территорию, на которой находятся. Особенно в России успешны кремли, мемориальные музеи литераторов и художников, военно-исторические парки.

Российские океанариумы, в отличие от большинства зоопарков, моментально превращаются в «градообразующие» места развлечений хорошего международного уровня. Не случайно все недавно построенные или модернизированные объекты «звучат» и успешно заманивают посетителей – Воронежский, Приморский, Сочинский, «Москвариум».

Увы, пока не такое большое число «работающих» региональных брендов в продуктовой сфере. В рейтинге представлены, пожалуй, все наиболее активные из этой группы, за исключением алтайской «линейки товаров». Причем на примере Белевской и Коломенской пастилы мы наблюдаем «ускоренный» процесс развития бренда, что должно вселить веру в реальность такого ускорения для других брендов.

Народные промыслы – сложившиеся бренды регионального, российского и международного масштаба, которые не сильно влияют на туристическое продвижение базовых территорий, а могли бы. Вероятно, дело в рассогласованности туристической стратегии территории и стратегии продвижения народно-художественного промысла. Чтобы помочь им, возможен как минимум фестиваль, посвященный местной игрушке, изделию или технологии. Как, например, фестиваль вологодского кружева «Vita Lace».

Вообще, ежегодный тематический фестиваль – это напрашивающийся первый, как правило, полезный шаг конвертации энергии бренда в приток туристов и в продвижение территории. И одновременно благодаря этому фестивалю или просто дню рождения бренда происходит дальнейшее его развитие.

 

Февраль 28, 2017 | Национальный рейтинг туристических брендов (ТОП-100)

Событийные мероприятия – это не только одно из развивающихся направлений индустрии туризма, но и один из самых эффективных коммуникаторов. В идеале главное событие территории должно отражать главное туристическое предложение. И по нынешним временам обладать отличной фото- и видеогеничностью. Близкое к такому образцу мероприятие – «Грелка» на Шерегеше – и бренд, и коммуникатор, и событие, генерирующее свой поток туристов. Но обычно рекордные по массовости и эмоциям мероприятия в России – например, «Алые паруса» в Питере и «Ысыах Туймаады» под Якутском, – не вполне туристические.

В нашей компании провели небольшое исследование по истории возникновения региональных туристических событий. Волна создания фестивалей на основе местного бренда началась в 2007 году и продолжалась до 2012 года. Именно в этот период стартовали Фестиваль Алтайского сыра, День рождения Снегурочки в Костроме, День соли в Соликамске, День Вулкана во Владивостоке и фестиваль «Кружева в Вологде», фестивали ухи и арбуза в Астрахани, «Бриллиантовая неделя» в Якутске и другие. С 2013 года тренд сменился. Сейчас набрала силу волна рождения фестивалей этнической и гастрономической направленности: фестиваль этнокультуры «Липецкое городище», Праздник длинной колбасы в Калининграде, Праздник русского холодца в Павловском Посаде, «Баранье воскресенье» в Каргополе, фестиваль «Великая ростовская уха» в Ярославской области, этнофестиваль «Люди леса» в Сыктывкаре, Всемирный день пельменя в Ижевске, «Раненбургское застолье – пир на весь мир!» в Чаплыгине Липецкой области, Фестиваль варенья в Москве.

И самая последняя событийная мода – формирование и перезапуск традиционных событий в формате мультифестиваля – «фестиваля фестивалей», который длится от двух до четырех недель и именно благодаря своей длительности и насыщенности становится сам себе промо и генератором потока гостей как в пределах субъекта Федерации, так и как минимум из соседних регионов.