shestШестопал Елена Борисовна

Доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ

 

 

Комментарии эксперта:

Апрель 20, 2014| «Прямая линия» Президента с народом. Итоги

Из цифр, содержащихся в исследовании ЦИК «Рейтинг», мне особенно бросились в глаза эти 8%, которые посчитали, что мистер Обама спасет господина Путина в открытом океане. Это катастрофически мало. Те события, которые происходят сейчас на международной арене, нанесли сильнейший удар по взаимному доверию не только на уровне политических элит, но на уровне самых широких слоев населения. Я помню результаты опросов на тему «Как воспринимают Америку русские», которые проводились в течение многих лет. У нас всегда был достаточно низкий уровень доверия к Соединенным Штатам. Гораздо больший уровень доверия к европейцам, хотя, на мой взгляд, это ментальное противопоставление достаточно наивно. Сейчас уровень недоверия достиг своего максимума, что создает исключительно плохую основу для любого рода соглашений и позитивного взаимодействия между странами. Ведь если население России  верит тому, что американцы, так или иначе, обманут, предадут, то очень тяжело будет убедить людей в необходимости и даже возможности честного и плодотворного сотрудничества с Соединенными Штатами. Я полагаю, что это взаимное ощущение, хотя в опросах, проводимых американцами, их граждане намного более позитивно оценивают личность Путина, чем россияне оценивают того же Обаму. Но, пожалуй, Обама дал для этого повод.

___________________________________________________________________________

Полагаю, что не очень справедливо мнение тех 13,2% респондентов, которые сочли ответы Путина не очень внятными. На мой взгляд, у него была как раз очень ясная и очень последовательная позиция. Другое дело, что эти проценты укладываются в ту квоту, которые социологи обычно дают праволиберальному спектру нашего электората. Социологам ЦИК «Рейтинг» было бы очень полезно более подробно исследовать этот кластер с точки зрения социального положения, доходов, образования, возраста этих респондентов. Я могу только предположить, что это, в основной массе, именно оппоненты Путина, которые просто не принимают его точку зрения, не считают его аргументы убедительными и ясными потому, что они базируются на принципиально других ценностях и установках, отличных от их собственных.

___________________________________________________________________________

Во время прямой линии Владимира Путина, был явный акцент на внешнюю политику. Но при этом, нет ничего странного, что относительно небольшая часть аудитории сконцентрировала своё внимание именно на этом направлении. Для людей, которые слушали, смотрели, участвовали в прямой линии, внешняя политика не стоит на первом месте, несмотря на её значимость для национальных интересов страны. Для подавляющего большинства преобладающее значение имела внутриполитическая проблематика опроса ЦИК «Рейтинг», — люди живут повседневной жизнью, со своими заботами, для них всегда внешняя политика, за исключением особых случаев, не является значимой. Преобладающее внимание респондентов «Народного рейтинга» к внутренней жизни страны говорит и о тех проблемах, трудностях, житейских невзгодах, которые имеют место у очень большого количества людей в нашей стране. Но неоспоримый факт, что события в Крыму консолидировали страну до такой степени, до какой она не была консолидирована даже, например, в брежневские времена. Это говорит о том, что всё, связанное с Крымом, не воспринимается нашими гражданами как внешнее по отношению к нашей стране. 

___________________________________________________________________________

Я очень хорошо помню Владимира Путина в двухтысячном году, трагическую историю с подлодкой «Курск», когда он неделю просто молчал, видимо, не мог найти в себе силы, чтобы отреагировать.

 У меня была возможность наблюдать относительно недавнее выступление Путина в Георгиевском зале перед Федеральным собранием. На меня оно произвело исключительно сильное впечатление, потому, что по сравнению с присутствующими в зале депутатами, сенаторами, губернаторами Путин выглядел на голову более профессиональным, на голову более активным, более взвешенным, более интеллектуальным. За последние несколько лет, даже со времен предыдущей его прямой линии, он накопил потенциал публичного оратора, публичного политика. Он держался лучше, чем в прежние времена, он лучше контролировал время, он лучше, сосредоточеннее отвечал на вопросы, более точно, не размазывая. У меня ощущение, что его опыт за это время позволил ему усовершенствовать свои навыки публичного политика. То, что некоторые люди увидели ухудшение, — я бы отнесла это за счёт того, что никто не становится моложе, красивее. Но, как специалист по лидерству, я могу сказать, что сегодня ему просто нет соперников: человек, с такого рода опытом, с такого рода навыками публичной политики в мире просто отсутствует. Те цифры, которые привели социологи ЦИК «Рейтинг», в общем, отражают и моё мнение, как эксперта, относительно успешности выступления Путина. И от одной прямой линии до другой эти позитивные изменения можно наблюдать, как говорится, невооруженным глазом.