Силантьев Михаил Сергеевич

Председатель Совета Архангельской региональной крестьянско-фермерской ассоциации «АККОР», член регионального Совета Общероссийского народного фронта. В 1996-2008 гг. – депутат Архангельского областного Собрания депутатов

 

 

Комментарии эксперта:

27 апреля, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2023)

С момента прибытия господина Цыбульского в Архангельскую область он постоянно избегает прямого общения с людьми — все его встречи всегда проводятся исключительно с заранее подготовленными ответами на согласованные вопросы. Если вдруг случайно его кто-то о чём-то спросит, то Александр Витальевич теряется. Конечно же, никаких массовых мероприятий проводить в регионе нельзя — до сих пор для этого не отменяют карантинные ограничения. На их основании даже коммунистам запретили 22 апреля возложить цветы к Ленину.

Аналогично проводятся и все политические мероприятия — до выборов в регионе допускаются только тщательно отобранные люди, которые гарантированно будут выглядеть хуже, чем кандидаты от партии власти, региональное отделение которой возглавляет тоже Александр Витальевич. Так было и на выборах губернатора, где все его «оппоненты» даже политическому истеблишменту региона не были знакомы и играли за Цыбульского. Так же было и на выборах в Госдуму ФС РФ, на которых кандидат от партии власти, везде изображавшийся вместе с Цыбульским и потративший на выборы только официально порядка 40 млн руб., всего лишь на несколько десятков голосов обошёл оппозиционера практически без гроша в кармане! На выборах прошлого года в Северодвинский горсовет и в других МО власть зачистила всю оппозицию — на кого возбудили уголовные дела, на кого – административные: никто не смог выдвинуться в МО, а кто всё-таки попытался, был снят по надуманным поводам. Даже на всякий случай не допустили до выборов малые партии в тех немногих местах, где партсписки ещё сохранились. Сейчас по аналогичным лекалам идёт подготовка к выборам этого года — а Архангельское облсобрание депутатов, Архангельскую городскую думу, в Приморском, Красноборском и Котласском районах.

Опять же через колено ломается вся система местного самоуправления. Все районы области ликвидируются и переводятся в статус муниципальных округов. Это позволяет сократить депутатов и глав нижнего уровня местного самоуправления: очевидно, что реальная причина этого — невозможность контролировать их решения. Во время Шиесских событий именно поселенческие депутаты выступили на стороне общественности против мусорной мафии. Плюс местные депутаты часто ставили свои подписи за оппозиционных кандидатов, выдвигавшихся в губернаторы (муниципальный фильтр). Именно поэтому их и ликвидируют — в попытке санировать все политическое пространство региона. На должности глав этих округов подбираются люди без биографии, без опыта депутатской и муниципальной службы, без управленческого образования, но лично преданные чиновникам администрации Александра Цыбульского. Понятно, что вопросы экономического развития для них чужды…

Что касательно экономики, то тут ситуация интересная. Безусловно, у Цыбульского есть возможности привлекать федеральные средства, и именно благодаря этому регион и живёт. Реально малый и средний бизнес в области практически уничтожен, а ведь без него – какие налоги и рабочие места? Но всё покрывается возросшим потоком федеральных средств, которые перекрывают и громадный бюджетный дефицит, возникший, в том числе, и благодаря тому, что Цыбульский после появления в регионе набрал коммерческих долгов больше, чем все ранее действовавшие до него губернаторы вместе взятые, сделав регион одним из самых высокозакредитованных в стране. Проблема в том, что в случае скорого ухода Цыбульского обратно в Москву (откуда он прибыл сначала губернатором НАО, а спустя 2,5 года – к нам) и прихода другого губернатора, не столь любимого Кремлём, регион просто обанкротится. Тем более что вся команда регправительства, оставленная им от прежнего губернатора, приведшая региональную экономику к коллапсу, осталась на своих местах и продолжает действовать, разваливая остатки экономики.

Нужно также отметить, что, дав Александру Цыбульскому карт-бланш, Москва остановила практически все коррупционные расследования против vip-чиновников Архангельской области. Если при прежнем губернаторе посадки коррупционеров случались едва ли не ежемесячно, то сейчас с приходом Цыбульского все расследования в отношении членов регправительства остановлены. Всё это тоже прорвётся сразу после его ухода, который ожидается уже в текущем году.

Таким образом, можно констатировать: регион искусственно «заморожен», дабы создать реноме «успешного управленца» для господина Цыбульского, очевидно, для его скорого назначения на должность федерального уровня. Но всё это лопнет, как нарыв, сразу после его отбытия, и если новый губернатор после него не будет обладать такими же возможностями, то регион ждут тяжёлые потрясения.

 

29 апреля, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2020)

Глобальные выводы о деятельности нового врио губернатора Архангельской области Цыбульского делать ещё рано. На мой взгляд, само назначение для него оказалось неожиданным — потому он до сих пор и не изучил основные проблемы региона. Пока что его деятельность сводится к проведению каких-то встреч с руководителями различных региональных структур, к ничего не значащему расшаркиванию друг перед другом. По крайней мере, так это подаёт пресс-служба обладмина.

На фоне проведения противоэпидемиологической операции поведение врио выглядит как нерешительное: вроде бы он и понимает, что никакой эпидемии в регионе нет (число выявленных заразившихся на 1 млн 136 тысяч жителей составляет достаточно малый процент — до критериев эпидемии (5% заразившихся) слишком недотягивает). Но при этом боится быть обвинённым Москвой в недостаточности мер противодействия, а потому одной рукой разрешает выйти на работу некоторым видам МСП, а другой — призывает полицию «подходить к каждому на улице»… 

В главных вопросах региона тоже осторожничает: область за время правления Орлова скатилась на последние места всех рейтингов, но врио заявил, что команда регионального правительства будет работать и дальше… Понятно, что ему надо набрать новых управленцев, но хотя бы как-то отметить недоработки и поставить задачи улучшить ситуацию… Но опять — нерешительность. 

Про известный всем Шиес, ставший именем нарицательным уже во всём мире, — тоже молчок. Обронил малозначащую фразу в интервью одному изданию, что он против, и – всё. Никаких действий или официальных заявлений нет. Впрочем, для СМИ этого оказалось достаточным, чтобы начать петь ему дифирамбы в надежде на получение госзаказа на освещение работы власти…

Видно, что новый врио губернатора старается идти в ногу со временем. Выкладывает видео на своей страничке в ВК, даёт интервью скандальным СМИ. Но и в этом тоже видна какая-то хаотичность. Зачем обещать сделать трансляции заседаний правительства области, когда надо дать распоряжение? Обещания чиновника тогда лишь чего-то стоят, когда в них указаны сроки и другая конкретика. А у него её нет. Зачем давать интервью каким-то своим СМИ, если можно организовать пресс-конференцию, можно даже с онлайн-присутствием журналистов? Ладно бы, он был парнем из глубинки и не знал о таких возможностях…

Самое главное сегодня — это то, что которую неделю мы не можем понять, как будет работать власть в Поморье. Он не обозначил ни одной задачи, которую будет решать. Он не сообщил, кто именно будет ответственен за направления работы. Пока мы видим лишь выстроившуюся к нему очередь лизоблюдов. Ни к СМИ, ни к гражданскому обществу, ни к предпринимательскому сообществу, ни к политическим партиям — ни к каким многочисленным фракциям нашего населения он не обратился, не позвал на диалог. Всё это энтузиазма не вызывает.

 

Май 29, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2019)

Глава муниципального образования Архангельска Игорь Годзиш непубличен, исполнителен по отношению к вышестоящим, действует по устаревшим представлениям о работе главы МО — пытается самостоятельно определять все вопросы жизнедеятельности областного центра без делегирования каких-то полномочий общественным организациям и даже муниципальным органам низового уровня. Но при этом пытается не впадать в огульное противодействие — с теми же митингующими гражданами, хотя и чувствует принуждение к этому со стороны губернатора. Значение персоны Годзиша — чисто техническое: личные качества чиновника не видны, политических амбиций не просматривается.

В результате действия мэрии выглядят нелепо и незакончено, например, затеянный «ремонт» площади Ленина в Архангельске, или отказ протестующим в предоставлении места 7 апреля, но при этом подготовлена аппаратура, которой воспользовались участники несанкционированного митинга.
Впрочем, на отношение к мэру со стороны людей и элит это не влияет: в основном оно нейтральное. Годзиш не привлекает к себе внимание, негатив генерируется на главное лицо — губернатора, который не скрывает, что ГМО лишь выполняет его указания. Эксперты даже сочувствуют ему – так как он вынужден брать на себя ответственность за какие-то негативные действия губернатора.

Основные решения за Годзиша принимаются губернатором, а мэр их лишь легитимизирует в пределах своих полномочий. Наверное, поэтому даже митингующие против мусорных свалок не воспринимают его как фигуру для ведения каких-либо переговоров.

Перспективы Годзиша напрямую связаны с отношением к нему губернатора Орлова – если тот захочет его поменять — Годзиш не будет противиться, захочет глава региона дать другую должность — безропотно согласится: мэр Архангельска — человек-функция.

 

Сентябрь 06, 2015 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2015)

Один из объективных показателей для оценки деятельности главы региона – это статистика.  В нашей Архангельской губернии эти цифры крайне тревожны: народ из области уезжает тысячами, предприятия закрываются, госдолг вырос и равен практически величине собственных доходов, экономические показатели падают — сократился даже оборот торговли… Всё это происходит в последние несколько лет, из которых 3 года – это время работы нынешнего губернатора Игоря Орлова. В любом случае тот факт, что за 3 года даже сам губернатор не захотел получить хотя бы временную прописку в управляемом им регионе — говорит о многом. Но Президент РФ оказал ему доверие и предложил досрочно снова идти на выборы. Раз Президент так решил — значит — на фоне остальных — наш губернатор неплохо выглядит! То есть экономика региона у нас ещё не так сильно падает — как, вероятно, в других субъектах РФ. Но, по моим ощущениям, региональная власть людей не замечает. По требованиям федерального центра — в регионе постоянно имитируются различные народные движения из одного и того же номенклатурного сословия. Реальные общественники доступа никуда не имеют. В большинстве своём эксперты органами власти не востребованы, на должности министров и прочих руководителей пришли люди без опыта и даже профильного образования. Они тяготятся общения. Другая причина — ангажированность некоторых высокопоставленных чиновников местными олигархами, в угоду которым те принимают решения. Все недовольные тут же объявляются «врагами» — их мнение просто перестают спрашивать. Выборы идут по «накатанному» — все парламентские партии в них принимают участие как положено, но кандидатов выдвинули таких, что хуже не бывает. На их фоне действующий губернатор — как в анекдоте – Д`Артаньян. Губернаторские выборы у нас, можно сказать, состоялись. Парламентские партии выдвинули столь политически мелких кандидатов, что уже на стадии выдвижения все стало ясно. Оппозиция добилась выполнения возложенной на неё задачи — она раздробила «протестник», не позволив ему объединиться вокруг одной из фигур. Почему так произошло? Всё просто — каждый из руководителей парламентских партий нынче — достаточно крупный бизнесмен. Без солидного капитала в политику стало не пробиться. А бизнесмен всегда, во-первых, думает о прибыли — а не об избирателях. На выборах мэр Архангельска, обладающий серьёзным политическим опытом, мог бы серьёзно помешать действующему губернатору, не имеющему ни опыта, ни серьёзной поддержки в элитах региона, получить голоса избирателей. Мог и сработать на одного из оппозиционных кандидатов. Но срок полномочий мэра подошёл к концу. И как старый комсомольский аппаратчик, достаточно неуютно чувствовавший себя в противостоянии с вышестоящим начальником, мэр с радостью влился в колонну поддержки, отдав губернатору весь свой административный и выборный ресурсы.