Сайгин Александр Феликсович

Политолог, заместитель директора Фонда прикладного анализа Института региональных исследований ЮФО

 

 

 

Комментарии эксперта:

Ноябрь 28, 2019| Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2019)

В последний год фигура волгоградского градоначальника Виталия Лихачёва находилась в подвешенном состоянии из-за выборов областной думы и губернатора, а также прошедших ранее выборов волгоградской городской думы. Тем не менее, можно говорить о том, что Лихачёв пост удержал. В его пользу играет умение идти на компромиссы с областной властью, а также отсутствие резонансных проколов со стороны его подчинённых и его самого. Этой зимой на стороне Лихачёва и весьма позитивный прогноз погоды, согласно которому не ожидается серьёзных морозов, что означает отсутствие потенциальных аварий на объектах ЖКХ и ТЭК, а также малое количество осадков: меньше неудобств коммунальным службам. В плюс Лихачёву идёт и умелое освоение бюджетных средств, потраченных на благоустройство Волгограда.

Нерешённым остаётся вопрос с транспортной инфраструктурой — общественный транспорт по-прежнему головная боль для волгоградцев, однако в городе отсутствуют акторы, способные возбудить общественное недовольство по данной теме. Концентрация управленческих полномочий в руках губернатора также снимает с мэра ряд обязанностей и отводит от него удары по вопросам развития предпринимательского сектора города и земельных вопросов.

Задача Лихачева на ближайшую перспективу — удержаться в тени губернатора и не превратиться в самостоятельного актора коммуникации с той же Волгоградской городской думой. Она, хоть и лишена политических полномочий, а также внешне монолитна, но готова взорваться рядом серьёзных конфликтов, как только в регионе запахнет переменами.

 

Сентябрь 26, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2018)

Виталий Лихачёв несколько изменил свой статус после выборов волгоградской Городской Думы и расширил свои полномочия вследствие административной реформы, проведенной через Гордуму ранее. Теперь он полноправный хозяин Волгограда и единственный глава города. Тем не менее достаточно трудно спрогнозировать его дальнейшую судьбу, а также степень влияния на городские процессы. Во-первых, у Волгограда слишком мало своих полномочий. Во-вторых, несколько лет подряд не удаётся увеличить бюджет города. Толику позитива внесли федеральные деньги, которые были потрачены на подготовку к ЧМ-2018, однако тут практически нет заслуги городских властей.

Существенной проблемой Лихачёва сегодня является неуправляемость отдельных его замов, которые пришли в администрацию до него. Это значительно тормозит важные процессы и снижает управляемость муниципалитетом. Не способствует этому и чрезмерное давление со стороны областного руководства. Если говорить о самом Лихачёве, то он не пытается встать в жёсткую оппозицию или вытребовать для города что-либо важное, работает с теми ресурсами, которые пока у него остаются, пытается сформировать свой кадровый состав, ищет специалистов, но безуспешно.

Лихачёв сегодня – это заложник крупных экономических, общественных и социальных процессов, которые происходят без него, и на которые он не может оказать влияния. Большой личной заслугой Лихачёва можно считать то, что он не вызывает ненависти у населения и элит, как это было с предыдущими главами и сити-менеджерами. Впрочем, многие жители просто не знают, кто сейчас является главой города.

 

Май 29, 2017 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2017)

Смена главы администрации Волгограда с Александра Чунакова на Виталия Лихачёва фактически никак не отразилась на ситуации в городе. Во-первых, Чунаков был лояльным и не публичным. Во-вторых, Лихачёв перешёл на должность главы администрации с должности руководителя аппарата губернатора, что также предполагает лояльность и не публичность. С приходом Лихачёва в Волгоград можно говорить о некотором усилении «Волжской группы элит» (выходцы из города-спутника Волгограда), однако реальных рычагов управления и доступа к бюджетным ресурсам Лихачёв, судя по всему, не получил. Во всяком случае, в системе управления городским хозяйством действуют те же сами люди, которые занимались им на протяжении последних 15-20 лет. Изменения коснулись лишь транспортной системы, но их «продавливала» региональная администрация, и систем теплоснабжения и водоснабжения города, но на них вошёл крупный федеральный игрок, которого также «продавила» областная администрация. Фактически сегодня сити-менеджер Волгограда – это фигура, сочетающая в себе функции «перерезателя ленточек», дворника и вахтёра. Стратегическая функция управления мегаполисом у него отсутствует вместе с необходимыми полномочиями, которые регион забрал себе. Реформа транспортной системы была воспринята горожанами негативно, поскольку делалась фактически «на коленке». Во-первых, фирма, которая будет обслуживать миллионный город, определялась весьма сомнительным путём. Во-вторых, традиционные местные перевозчики были удалены с рынка грубым образом. Наконец, в-третьих, и это признают сами чиновники как городской, так и областной администрации, как таковой новой «комплексной транспортной системы» не было подготовлено. Маршруты определялись скорее по желанию перевозчика, а не исходя из потребностей жителей города. Специфика города также не была учтена в полной мере (вытянут на 60 км, было присоединено несколько посёлков вокруг города), что приводит к перегруженности некоторых маршрутов и незаполненности других. Кроме того, новый перевозчик «ПитерАвто» не учитывает старую остановочную схему для своих автобусов, что создаёт для некоторых жителей определённые трудности. Из достоинств нового перевозчика можно признать только то, что автобусы (и то не все) оборудованы системой Глонасс. Кстати, если судить по ней, то ни о каком интервале в 2-3 минуты между автобусами для жителей посёлка Гумрак говорить не приходится. В утренние часы интервал составляет до 15-20 минут. Про день говорить вообще не приходится. Да и расписание выглядит достаточно хаотичным и не учитывает нужды тех, кто едет в аэропорт Волгограда.