prokПрокопьева Светлана Владимировна

Журналист, главный редактор газеты «Псковская губерния» (2013-2014 гг.)

  

 

 

Комментарии эксперта:

Март 27, 2017| Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2017)

Игорь Викторович Калашников занял пост сити-менеджера Пскова в 2013 году и остаётся на должности дольше, чем любой из его предшественников с момента введения «двухголовой» системы власти. В отличие от предыдущих глав администрации, у Калашникова нет ни политических амбиций, ни конфликта с главой города, ни конфликта с губернатором.

Последнее невозможно по умолчанию: Калашников – креатура Андрея Турчака. От конфликта с Иваном Цецерским его уберегает отсутствие претензии на публичность. Игорь Викторович полностью отдал Ивану Николаевичу представительские функции (формально и так принадлежащие главе города). Цецерский заполняет собой все медийное пространство Пскова: о нем главным образом пишет муниципальная газета «Псковские новости», его комментарии публикует официальный сайт, он присутствует на официальных встречах и так далее. Добавлю, что Иван Николаевич – активный пользователь Фейсбука и легко вступает в переписку и даже споры с горожанами. Это представляет разительный контраст с Калашниковым, у которого нет даже аккаунта в социальной сети.

Калашников позиционируется как хозяйственник, человек-функция. Он не занимается политикой, он работает. Как работает, над чем работает – горожане, включая журналистов, узнают только постфактум, по видимым результатам. При Калашникове мэрия стала совершенно непубличной. Мы понятия не имеем, на что расходуются бюджетные деньги, где их хватает, где не хватает, как работают подрядчики – кто хорошо, кто плохо, что происходит с муниципальными предприятиями и т.д. Пресс-служба периодически рапортует об успехах в преодолении бесконечных трудностей и на этом всё. В отсутствие публичных политических конфликтов детали городского управления не имеют шанса выйти на свет.

Калашников редко дает интервью и высказывает личную точку зрения. Когда это все-таки происходит, мы видим человека консервативного, довольно категоричного, не склонного к всенародному обсуждению проблем и перемене позиций под влиянием общественного мнения. Он определенно не понимает и не разделяет ценностного подхода к историческому городу; такие понятия как «историческая среда», «охранная зона» и прочие существуют для него только в рамках федерального законодательства. Образно говоря, Калашников не чувствует Псков: дай ему волю, он запросто снес бы всю старинную средовую застройку («бараки») и выдал разрешения на дешевое типовое строительство из современных материалов в любой части города. Впрочем, это лишь предположения на основании разрозненных наблюдений – Калашников, повторю, не публичный человек.

Учитывая эту закрытость, сложно говорить о том, насколько Игорь Викторович самостоятелен в своих решениях. Какие направления он выбирает и пробивает сам, какие – диктует губернатор или региональный бизнес. Мы видим, что при Калашникове значительно усилилось влияние определённых бизнес-структур. Одна из них, помимо ряда выгодных строительных проектов, полученных не совсем законным путем (и есть протест прокуратуры), также получила дорогостоящий муниципальный контракт на ремонт и содержание дорог. При этом качество этого ремонта ухудшилось катастрофически.

В коммунальной сфере Калашникову повезло дважды. Во-первых, стандарты качества, в виду хронической бедности города, достаточно скромны: псковичи многого не ждут и рады любому новому газону. Во-вторых, в предыдущее, политически-конфликтное время, коммунальные проблемы были в постоянном фокусе СМИ, а значит, решением проблем водоснабжения, теплоснабжения, уборки мусора власть действительно занималась. Ему достались более-менее целые трубы и модернизированные котельные.

При Калашникове мы видим устойчивое функционирование городского хозяйства – без серьёзных аварий и провалов, но и отсутствие качественного развития. Темпы благоустройства недостаточны и определённо проигрывают энтропии; качественные рывки в развитии городской среды связаны исключительно с реализацией федеральной целевой программы по созданию туристской инфраструктуры, а это зона ответственности областной власти. Особенно раздражает в работе администрации Калашникова урезание пешеходных и зелёных зон в пользу автомобильных дорог, всё более и более масштабные вырубки деревьев, коммерциализация публичных пространств. Самый заметный плюс – расширилась территория, закрытая муниципальными контрактами на уборку, покос травы и пр.

Резюмируя, скажу, что Игорь Калашников – определённо не «народный мэр». Он никак не связан с горожанами – ни эмоционально, ни электорально, ни ценностно. Продвинутая городская молодежь, мечтающая жить в современном, европейском городе, каким мысленно представляется Псков, не найдёт с ним общий язык. Тем не менее, его политическое будущее видится светлым и безоблачным – до тех пор, пока во главе региона остаётся Андрей Турчак, как минимум.