Заславский Сергей Евгеньевич

Юрист, научный руководитель Центра общественно-политических проектов и коммуникаций

 

 

Комментарии эксперта:

Сентябрь 26, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2018)

Обновление губернаторского корпуса в двух регионах второго тура (Хабаровском крае и Владимирской области) и ожидаемое обновление в Хакасии (Приморье, где в декабре пройдут повторные выборы, пока тема отдельная) с неизбежностью поставит перед новыми главами регионов вопрос об отношениях с главами муниципальных районов и городов, в том числе с мэрами административных центров. Тема изначально непростая. Ведь принесший им победу феномен суммирования протестных голосов, голосования от противного, фактор хоть и судьбоносный для них лично, но конъюнктурный. А впереди срок полномочий и освоение доселе неизвестного управленческого функционала.

По своему предыдущему опыту победившие кандидаты не вписаны в вертикаль власти, они формировались как публичные политики, предприниматели, но управленческий опыт руководства регионом, опыт работы «на земле» – это совершенно другое. Поэтому, прежде всего, им предстоит проверка на прочность в установлении и выстраивании отношений с главами городов и районов: вопрос о том, кто в доме хозяин, по факту не очевиден. Поскольку их появление в кресле губернатора во многом случайно, то и воспринимать их в качестве людей ресурсных, пользующихся расположением федерального центра, на первых порах никто не станет. Для них алгоритмы взаимодействия регионального и местного уровня власти – изначально улица с двусторонним движением.

Особенность ситуации и в том, что победившие на выборах кандидаты не имеют своих управленческих команд, которые могли бы с успехом заменить действующих глав муниципалитетов. Разговоры про партийные коалиции КПРФ и ЛДПР в трех регионах пока что вызывают изрядную долю скепсиса: в обеих партиях кадровая скамейка запасных эффективных управленцев по определению куцая. И без «заемных» компетентных кадров сформировать эффективную команду невозможно, не говоря уже о том, чтобы развивать свой успех на местах, выстраивая под себя управленческую вертикаль из единомышленников.

Победив, оппозиционные кандидаты получили ключевую управленческую должность, но отнюдь не полноту власти в том или ином субъекте федерации. Потерпевшая локальное поражение «Единая Россия» из регионов никуда не уходит, она остается в них ведущей политической силой, силой опирающейся на поддержку федерального центра и обладающей большинством в региональном парламенте и на местах. Многие муниципальные депутаты и главы местного самоуправления от ЕР – как раз те люди, которые дали зеленый свет оппозиционным кандидатам, подписались за них при прохождении «муниципального фильтра», пусть оценивая их на тот момент как кандидатов технических, не имеющих шансов победить, но все же… Диктовать свои правила поведения здесь едва ли получится, стало быть, на первых порах придется маневрировать и втягиваться в тонкую игру обмена ресурсами. И, похоже, созидательный, конструктивный потенциал «муниципального фильтра» в этих условиях заиграет новыми красками.

 

Июнь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2017)

Сегодня в губернаторском корпусе отчётливо наметилась тенденция кадрового обновления. Алгоритм этого обновления в большинстве случаев следующий: губернатор, чья деятельность как управленца регионального уровня недостаточно эффективна, заменяется другим человеком из команды главы государства, определяемого в регион в качестве временно исполняющего обязанности. В течение нескольких месяцев новое первое лицо региона имеет возможность заявить о себе. После чего выбор переходит уже к избирателям, которые узнав кандидата поближе, оценив его по реальным делам, могут сделать свой осознанный выбор. Результат ожидаем, но стопроцентной предсказуемости не даёт, ведь помимо симпатий избирателей новые губернаторы вынуждены выстраивать отношения с прежними местными элитами, десятилетиями формировавшимися в регионах. Особенно трудно приходится новым губернаторам, прибывшим из иных регионов. Но специфика отдельных регионов подчас такова, что именно выбор «варяга» является оптимальным решением. Кадровая ротация в губернаторском корпусе – вещь неизбежная. Сегодняшнему губернатору, чтобы оказаться на высоте своего положения, мало просто быть хорошим хозяйственником и организатором, знатоком местных проблем и обычаев повседневной жизни. Ему необходимо в совершенстве осваивать механизмы обратной связи с избирателями, с бизнес-сообществом, с партиями и со структурами гражданского общества, с депутатским корпусом регионального и местного уровня. Последнее кстати, является юридически значимым условием, выраженным в механизме «муниципального фильтра», который обязателен для всех кандидатов, включая и кандидатов, выдвинутых парламентскими партиями. Таким образом, современный губернатор, занимая пост высшего должностного лица региона, по факту воплощает в себе и качества организатора, управленца, и навыки коммуникатора, публичного политика. Особый случай, когда причиной замены в губернаторском корпусе стали коррупционные скандалы, в т.ч. уголовное преследование с отрешением от должности. Нельзя сказать, что прежде подобного не случалось, однако обвинения, имевшие уголовно-следственную перспективу, в прошлые годы всё же чаще выдвигались к заместителям губернаторов, местным чиновникам, а их шефы по большей части несли репутационные потери. Сегодня федеральный центр чётко и недвусмысленно даёт понять: независимо от прошлых заслуг (а чаще всего они имеются, причем значительные, реальные) неприкасаемых нет, а первое лицо в регионе несёт всю полноту ответственности за свои дела и дела своих подчинённых. Вплоть до уголовной. В контексте начавшейся предвыборной кампании всем губернаторам приходится решать целый комплекс проблем, одновременно разыгрывая свою партию на предвыборной доске и решая неотложные и стратегические задачи в жизни региона. Можно было бы сказать, что это игра на двух досках, но это далеко не так. Это игра на одной политической доске, где ходы поочередно приходится делать по разным правилам, в чём-то подстраиваясь под ритм предвыборной кампании, где-то отказываясь от привычных форм коммуникации, поскольку жёсткие требования избирательного законодательства не оставляют иной возможности. Конечно, у действующего губернатора, даже у и.о, существует больший запас возможностей, но в предвыборном раскладе всё это уравновешивается большей ответственностью: любые промахи и упущения, в том числе по вине предшественников, конкуренты тут же поднимают на свои знамена. А высокая узнаваемость действующего главы среди избирателей по итогу подчас может быть и со знаком минус. Думается, ключ к эффективной кампании действующего губернатора – понятная и доступная программа решения насущных вопросов региональной повестки.