ЖмыриковЖмыриков Александр Николаевич

Политтехнолог, кандидат психологических наук, руководитель Центра исследований модернизационной активности Приволжского филиала Института социологии РАН (г. Нижний Новгород)

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 19, 2016 | Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2016 года)

Глава администрации Нижнего Новгорода Сергей Викторович Белов уже год занимает свой пост. Основным социально-политическим событием 2016 года, ограничивающим свободу принятия решений Беловым, являлись, безусловно, кампании по выборам депутатов Госдумы РФ и депутатов Заксобрания Нижегородской области. При этом выборы депутатов федерального парламента создавали лишь общий фон ограничения активности, тогда как выборы местных депутатов непосредственно и жестко ограничивали свободу выбора управленческих решений. С 2015 года началось открытое конфликтное противостояние между двумя частями политической элиты Нижегородской области. Правительство Нижегородской области, возглавляемое губернатором Виктором Шанцевым, в условиях дефицита консолидированного бюджета области пыталось ограничить «аппетит» бюджетного потребления города Нижнего Новгорода. Бывший до мая 2015 года главой администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов демонстрировал практику сверх лояльности требованиям областной элиты. Взамен он получал молчаливое «незамечание» губернатором грубого нарушения требований Устава Нижнего Новгорода, заключавшееся в уклонении от ежегодных отчетов перед Гордумой. Наконец после неоднократных требований городской Думы, подкрепленных требованиями прокуратуры города, Кондрашов был вынужден сделать Отчет о своей деятельности, получил неудовлетворительную оценку и был отстранен от исполнения обязанностей. Губернатор области открыто встал на защиту Кондрашова, однако депутаты городской Думы пятого созыва вместе с тогдашним главой города отказались изменить свое решение. В результате Кондрашов все же был уволен по истечении срока полномочий. После этого конфликт между областной и городской частями правящей элиты персонализировался в конфликт между губернатором Шанцевым и тогдашним главой Нижнего Новгорода Олегом Сорокиным. В итоге новый состав городской Думы, избранный в конце 2015 года, оказался разделенным на конфликтующие группировки. Ни одной из них не удалось избрать «своего» кандидата на пост главы города. Поэтому был избран компромиссный кандидат Иван Карнилин. Точно так же главой администрации города не был назначен кандидат, представляющий интересы одной из противоборствующих сторон. Сергей Белов представляет компромиссную кандидатуру, по умолчанию одобренную обеими конфликтующими сторонами.

Девять месяцев 2016 года конфликтующие стороны посвятили борьбе за депутатские мандаты в областном Законодательном собрании. Итогом этой борьбы стало примерное равенство представительства сторонников обеих конфликтующих сторон. Не имея собственного большинства среди депутатов гордумы шестого созыва, а также находясь под неусыпным вниманием правительства области и областных депутатов, Белов вынужден действовать, как сапер на минном поле. Отсюда – вынужденная задержка с укомплектованием кадровой структуры администрации Нижнего Новгорода. До настоящего времени комплектование не завершено! На одну из главнейших должностей – заместителя главы администрации – только рассматривается кандидатура известного специалиста, бывшего министра областного правительства Натальи Казачковой.

В сравнении с исполнявшим обязанности главы администрации Нижнего Новгорода с мая по сентябрь 2015 года Андреем Чертковым позитивные сдвиги в результатах управления очевидны. Несмотря на тяжелое долговое бремя, доставшееся Белову, ему удалось снизить муниципальный долг города за ноябрь 2016 года на 0,6%. Если по состоянию на 1 ноября 2016 года долг составлял 8,219 млрд рублей, то по состоянию на 1 декабря 2016 года он составил 8,169 млрд рублей. Сумма долга складывается в основном из кредитов коммерческих банков (7,889 млрд рублей). Тогда как долг по бюджетным кредитам составляет всего 280 млн рублей. Это говорит, на мой взгляд, об отношении руководства области к Нижнему Новгороду: низкопроцентные бюджетные кредиты область предоставляет городу в крайне мизерном количестве, фактически вынуждая город брать высокопроцентные коммерческие кредиты. Два года назад область изъяла из казны города доходную статью – распоряжение городскими земельными участками, предназначенными для строительства. За текущий год администрацией города не допущено существенных нарушений в обеспечении условий жизнедеятельности городского хозяйства. Это достигнуто благодаря оптимизации управлением муниципальными предприятиями, осуществляющими снабжение города теплом, водопотреблением и водоотведением. Несмотря на высокие издержки содержания изношенного подвижного состава общественного пассажирского автотранспорта и электротранспорта, городская администрация изыскала средства и не повысила в 2016 году тарифы на проезд. Тарифы не повышаются уже три года. Это безусловная заслуга администрации города и главы администрации Белова. Завершен капитальный ремонт Канавинского моста через реку Оку, соединяющего Нагорную и Заречную части города. Найдены средства на ремонт Молитовского моста через реку Оку. Город участвует в долевом строительстве нового моста через реку Волгу, в расширении и ремонте автотрассы к аэропорту. Глава администрации города ориентирован на последовательное компромиссное взаимодействие с региональными элитами. Считаю, что после ухода губернатора Шанцева возможности позитивного решения городских проблем существенно возрастут. В том, что улучшением этих возможностей Белов воспользуется с пользой для нижегородцев, я не сомневаюсь. На сегодня Белов оправдывает надежды, связанные с оптимизацией менеджмента.

Август 24, 2015| Регионы России: Рейтинг Мэров (Август, 2015)

Олег Александрович Кондрашов, выполняя функции сити-менеджера, оказался не на высоте положения. Возможно, тут свою роль сыграла непривычная для города двуглавая модель управления. Предшественники Олега Кондрашова работали в иной системе, когда глава города единолично воплощал в своем лице и исполнительные, и представительные функции. Возможно так же, изначально Кондрашов представлял себя в ином ракурсе: будучи городским народным избранником, он привык смотреть на вещи с точки зрения депутата, а не с точки зрения менеджера, который выполняет указания депутатского корпуса.  В основных сферах управления процессом жизнеобеспечения города-миллионника фиксировались серьезные сбои. В зимний период сити-менеджер не справлялся с организацией работы служб по очистке городских улиц от снега. В летний период нарекания вызывали перебои с подачей холодной и горячей воды, качество асфальтного покрытия дорог и т.п. Терпение депутатов испытывали и неоднократные  задержки финансирования утвержденных статей бюджета. В последний год ко всему этому добавилось еще и уголовное дело, возбужденное по факту продажи акций муниципального предприятия «ТЭК-НН» по кратно заниженной стоимости.   Многие задаются вопросом, почему же депутаты не добивались отстранения О.А. Кондрашова год или два назад? Возможно, в решение от 22 июля вмешались политическая подоплека? Лично у меня такая трактовка вызывает сомнение. Полагаю, Олег Кондрашов умело пользовался покровительством губернаторских структур и умело уходил от неудобных вопросов. Он не согласился со своей отставкой и сейчас: почти месяц находится на больничном, поэтому по закону формально все еще числится Главой администрации Нижнего Новгорода (до его выздоровления Врио главы администрации города исполняет его первый заместитель Андрей Геннадьевич Чертков).  Возможно, Кондрашов сам уже давно бы ушел с занимаемой должности, но сказывается позиция губернатора и политические мотивы. Не могу утверждать, но вполне вероятно, мэр Кондрашов нужен для того, чтобы удерживать в руках административный ресурс на выборах, которые пройдут 13 сентября. Думаю, после этой даты, Олег Александрович выздоровеет, и губернатор спокойно согласится с его увольнением.