Даченков Игорь Борисович

Политический консультант. Генеральный директор Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа»

 

 

 

Комментарии эксперта:

30 августа, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2023)

Электоральный сезон 2023 года выдался довольно насыщенным — в Единый день голосования 10 сентября пройдут прямые выборы глав 21 субъекта России.

Конфигурация зарегистрированных кандидатов, общий ход и стилистика избирательных кампаний, а также данные социсследований говорят о так называемом референдумном сценарии выборов практически во всех регионах. Это значит, что провластные кандидаты, часть из которых – действующие губернаторы, получат поддержку необходимого количества избирателей, что обеспечит их победу в первом туре. Одна из ключевых причин — отсутствие ярких, узнаваемых оппонентов, с ресурсной базой, которые могли бы составить им конкуренцию.

По сути, единственным регионом, в котором проходит по-настоящему конкурентная кампания, является Хакасия. Там кандидат от «Единой России» (депутат Госдумы Сергей Сокол) конкурирует с действующим губернатором от оппозиции (Валентин Коновалов). Сокол и Коновалов — два полюса кампании (причём условный административный ресурс находится в руках губернатора от оппозиционной партии!), которые заметно активизировали свою выборную активность на финальном этапе. Взаимная критика двух оппонентов зашкаливает. Их дебаты стали триггером политизации населения, что должно сказаться на уровне явки. Раскол элит в регионе, подключение федерального пула ЛОМов и экспертов, политтехнологов — всё это указывает на серьёзное по накалу столкновение электоральных машин «ЕР» и КПРФ в республике. В электоральной практике последних лет давно такого не было.

В этой связи необходимо отдать должное политическим администраторам со Старой площади, которые фактически рискнули провести такой эксперимент. Разумеется, он стал возможен и в контексте своеобразного пакетного соглашения (размена) с КПРФ по остальным регионам её присутствия — Ульяновской, Орловской и Новосибирской областям.

Тем не менее, ситуация в каждом из 20 вышеуказанных регионов складывается по-разному: на мой взгляд, призрачные шансы второго тура есть в шести субъектах. Это Ивановская область, Алтайский и Красноярский края, Новосибирская и Омская области, а также Республика Саха (Якутия), где уровень конкурентности выше среднего.

В этих субъектах на выборах может наблюдаться исторически сложившийся высокий протестный потенциал, если есть дополнительные факторы уязвимости у действующих глав или врио, а также довольно сильные оппоненты.

На мой взгляд, Ивановская область — единственный регион в ЦФО и вообще в европейской части России, где электоральная ситуация сложная. Изначально у С. Вознесенского возникла трудность с демонстрацией «линейки достижений» за прошедший пятилетний срок. По сути, кроме статьи в «Российской газете», посвящённой проблеме моногородов, и запуска «Ласточки» из областного центра в столицу, предъявить широкой аудитории избирателей было нечего. Восприятие главы региона как варяга, слабая внутриэлитная поддержка, а также локальные конфликты с муниципальной фрондой — всё это, безусловно, оказывает влияние на имидж главы региона и его электоральную поддержку.

За отказом в регистрации кандидату от КПРФ на выборы губернатора Алтайского края Марии Прусаковой по формальным признакам (не хватило необходимого количества подписей), безусловно, стоит другое. Участие Прусаковой могло стать фактором риска для губернатора Виктора Томенко. Местная, узнаваемая, яркая, харизматичная, статусная Прусакова могла стать серьёзным оппонентом и создать реальные проблемы для главы региона, в отличие от остальных кандидатов, которые с самого начала выполняли функцию спарринг-партнёров.

Реакция краевого обкома КПРФ была ожидаемой: 12 августа он принял решение участвовать в выборах губернатора Алтайского края в форме активного протеста. Участники пленума призвали жителей Алтайского края прийти 10 сентября на избирательные участки, чтобы не допустить победы в первом туре кандидата, выдвинутого «ЕР»: либо прийти на избирательные участки и вычеркнуть всех кандидатов, либо там, где это невозможно сделать, при электронном голосовании, поставить галочку за одного из кандидатов.

Участие кандидата Александра Глискова от ЛДПР в губернаторской гонке по Красноярскому краю — палка о двух концах. С одной стороны, условно конкурентный сценарий кампании повышает легитимность её результата и играет в пользу действующего врио. С другой – в крае проходят также выборы в горсовет Красноярска. 36 депутатов краевой столицы избираются по смешанной системе: 50% – одномандатники, 50% – по партийным спискам. Сейчас в составе горсовета депутатов от «ЕР» – 18 человек, а от ЛДПР – 11 (!), то есть ЛЛПР является второй фракцией в горсовете Красноярска. Это понимает новый лидер либерал-демократов Леонид Слуцкий, который посетил Красноярск и поддержал коллег по партии.

Как я уже говорил раньше, участие Глискова как кандидата в губернаторы Красноярского края и одновременно как одного из лидеров списка кандидатов ЛДПР в горсовет создаёт важную синергию. Она позволит либерал-демократам получить весомую электоральную поддержку на выборах в представительный орган краевой столицы и, возможно, даже улучшить свой результат по партийным спискам в сравнении с результатами кампании 2018 года. Понятно, что без Глискова, как «электорального паровоза», шансы ЛДПР были бы значительно меньше. Отказ в регистрации оттолкнул бы его сторонников от участия в голосовании, и большинство просто не пришло бы на избирательные участки. Соответственно, партийный список ЛДПР потерял бы эти голоса.

Глисков теоретически мог бы консолидировать разогретый протестный электорат и побороться за второй тур. Но шансы маловероятны.

В Новосибирской области основной проблемой является традиционно высокий уровень протестных настроений среди избирателей региональной столицы, отчасти подогреваемых «фактором Локтя».

Анатолий Локоть – с 2013 года мэр самого крупного муниципалитета России (третьего города в стране), представитель КПРФ и лидер новосибирских коммунистов. И хотя он доказал свою договороспособность с региональной властью, сохраняется риск консолидации ядерного электората коммунистов и рассерженных горожан вокруг фигуры «тишайшего» кандидата в губернаторы от КПРФ Романа Яковлева. Чёткий индикатор непростой ситуации и демпфирования рисков — регистрация кандидатом от «Коммунистов России» Андрея Щукина. Таким образом, при «молчаливой» поддержке административного ресурса Новосибирской мэрии, для действующей власти может возникнуть риск второго тура.

Аналогичная ситуация – в Омской области, где врио Виталию Хоценко на выборах губернатора противостоит депутат Государственной Думы, известный в области лидер от КПРФ Андрей Алехин. Примечательно, что в кампании принимает участие кандидат-спойлер Владимир Казанин («Коммунисты России»). Последнее подтверждает наличие рисков для действующей власти при существующем раскладе.

В Якутии по итогам регистрации осталось 4 кандидата. Помимо действующего главы Айсена Николаева, это кандидаты от ЛДПР Гаврил Парахин, Виктор Губарев от КПРФ и, что характерно, Игорь Борисов от партии «Коммунисты России». Последний, очевидно, выполняет спойлерскую функцию по отношению к кандидату от КПРФ и размывает протестные голоса.

Примечательно, что от участия в кампании отказались известные политики республиканского и федерального уровня: бывший мэр Якутска Сардана Авксентьева («Новые люди») и представитель СЗРП Федот Тумусов.

В целом ситуация для Николаева складывается благоприятно, однако есть нюанс: регион имеет репутацию устойчиво протестного.

 

27 апреля, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2023)

Лидерство руководителей московской агломерации (Москвы и Московской области), национальных анклавов (республик Башкирии, Татарстана, Чечни) прочно закрепилось в рейтингах.

Попадание в верхние строчки двух территорий (Белгородской и Курской), граничащих с зоной СВО, полностью оправдано. Губернаторы выстроили эффективную коммуникационную работу с жителями по освещению всех нештатных ситуаций, став для них главным источником получения быстрой и объективной информации.

Нахождение Кузбасса в первой десятке закономерно. Несмотря на сложный 2022 год, сохранен профицитный бюджет, заявлено о решении проблем, которые не решались десятилетиями. В начале апреля 2023 года супруга губернатора возглавила федеральный Фонд поддержки участников СВО, что свидетельствует о важности региона.

Попадание в верхние строчки рейтинга Республики Саха (Якутия) и Новосибирской области связано в том числе с грядущими перевыборами их руководителей. Оба получили поддержку президента и должны это доверие оправдать в сентябре 2023 года.

Несколько регионов отметились инициативами по празднованию юбилеев областных центров. Губернатор Вологодской области пригласил В. В. Путина на празднование 880-летия региональной столицы в 2027 году. Началась подготовка празднования 650-летия Кирова в 2024 году с участием вице-премьера Д. Н. Чернышенко.

Долгое время сохранялась интрига с Красноярским краем, которая буквально несколько дней назад разрешилась отставкой А. В. Усса. Будем наблюдать, как изменится место края в рейтинге после смены руководителя.

 

Май 29, 2017 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2017)

В июле 2017 года истекает пятилетний срок полномочий действующего мэра Омска Вячеслава Двораковского. В рамках общероссийского тренда за прошедший период в городе коренным образом изменилась система выборов градоначальника. Отныне Омск находится в числе 78 региональных столиц, где институт прямых выборов главы отменен. В этом году мэра Омска избирает специальная конкурсная комиссия.

В контексте анализа сложившейся ситуации отметим её плюсы и минусы. Минус № 1. Кризис власти и затягивание процедуры избрания мэра. Процедура избрания мэра конкурсной комиссией должна была состояться в апреле 2017 года. Однако избрание мэра (Двораковского) пришлось отложить из-за отсутствия других кандидатов на эту должность. Как известно, все альтернативные кандидатуры снялись с голосования. По оценкам экспертов, процедура выборов мэра может затянуться до осени 2017 года. Минус № 2. Судебные процессы, оспаривающие новую систему избрания мэра Омска. Новую систему выборов, а значит и легитимность возможного избрания Двораковского, оспаривает региональное отделение КПРФ, пытаясь опротестовать её в областном суде. Обком КПРФ недоволен тем, что до участия в конкурсе не был допущен их однопартиец В. Жарков. Учитывая сильные позиции КПРФ в регионе можно предположить, что градус политической активности основных оппонентов при раскрутке данной темы будет только повышаться. Тема – отличный предмет для торга между партией власти и коммунистами, в том числе за будущий расклад портфелей (комиссии и комитеты) в горсовете. Минус № 3. Пожилой возраст действующего главы. В августе 2017 года действующему мэру исполняется 68 лет. Если в 2012 году избирателям еще как-то можно было объяснить приход 63-летнего В. Двораковского во власть, например, на один срок, то в 2017 году аргументов, объясняющих, зачем Двораковскому работать до 73 лет – достаточно мало. Учитывая общий кадровый тренд на обновление, приход в исполнительную власть молодых управленцев, возраст главы – серьёзная проблемная зона. Возможный лейтмотив выдвижения на новый срок – продолжить начатое? Если так, то надо показать достижения и успехи, которые необходимо отразить в риторике образа будущего, и, соответственно, учесть этот аспект при формировании имиджевого и программного позиционирования действующего главы.

Есть и плюсы. Это прекращение «войны» между областным и муниципальным уровнями власти. Двораковский является компромиссной фигурой. Ему удалось прекратить 15 летний конфликт между уровнями власти в регионе. Это серьёзный аргумент в пользу выдвижения действующего главы. Вполне вероятно, фактор «примирения элит» в непростом регионе может быть сигналом для федерального центра сделать ставку на фигуру Двораковского. Другой «козырь» — крупный инфраструктурный проект. Мэры 3-х городов: Красноярска, Челябинска и Омска обратятся в Правительство РФ с просьбой о выделении средств на окончание строительства городских метрополитенов. Метро – хорошая «программная фишка» для главы, стратегический проект для качественного развития городской инфраструктуры. Результаты количественных и качественных социологических исследований свидетельствуют, что жители к заслугам мэра относят: дорожное строительство и улучшение состояния центральных магистралей города. Жители отмечают уменьшение очередей в детские сады (особенно в новых микрорайонах города). Для избирателей заметна программа капитального ремонта домов и объектов социальной инфраструктуры. Личная популярность мэра у населения города во многом связана с предыдущим блоком. Но поскольку теперь выбирает специальная комиссия, а не избиратели, то во многом ресурс избрания Двораковского находится в другой плоскости. В сфере межэлитных отношений (выстраивание диалога с партийно-политическими и бизнес-группами влияния) и лоббистских возможностей, в том числе по линии контактов с федеральным центром.