aronovАронов Дмитрий Владимирович

Доктор исторических наук, профессор Орловского государственного университета — УНПК. Заведующий кафедрой теории и истории государства и права Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева

 

Комментарии эксперта:

30 ноября, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2021)

Работа мэра Орла Юрия Парахина на посту мэра похожа на всех орловских мэров, ибо одной из её неотъемлемых черт является дефицит городского бюджета, а также много проблем, оставшихся в наследство как от предыдущих администраций, так и ещё с советского периода.

Несомненно, ряд проектов, которые реализовала областная власть – попытки улучшить облик города, прежде всего, строительство скверов – вызывают стандартную реакцию. Одним нравится новое лицо города, другие традиционно бурчат себе под нос, что надо было эти деньги раздать или купить новые ящики для мусора.

Единственное, чем отличается период нахождения Юрия Парахина на посту мэра города – достаточно большим количеством негативной информации, связанной с его предыдущей хозяйственной деятельностью, как экономической, так и на посту руководителя Рузского района. Но поскольку ни одно из этих дел ещё не доведено до конца и даже до передачи в суд, здесь лучше руководствоваться известным положением, что человек может быть признан виновным только по решению суда. Строго говоря, занимать мэрскую позицию или продвигать подобную кандидатуру на пост мэра – это заведомо связывать себя с определёнными политическими рисками. Если группа, которая продвигает Юрия Парахина как своего аффилированного члена и бенефициара определённых интересов, считает, что эти политические риски минимизируются относительно той же стабильности – ради Бога. Если же всё-таки оценка этих рисков изменится, тогда возможны изменения в этой части.

Сигналом к этому будут выборы в Орловский городской совет в следующем году. Пресловутая группа братьев Рыбаковых, продвинувшая несколько человек на посты в Горсовете, пришла в областной совет. Было бы очень интересно посмотреть в следующем году, будет ли борьба за не очень властный, но тем не менее Орловский городской совет. Как раз тогда можно будет делать определённые выводы, насколько Парахин является в сильной или слабой позиции для той группы, с которой он аффилирован.

А пока можно констатировать: к каждому Новому году город подходит с отрицательным итогом. Дорожного строительства в этом году практически не было, только по двум дорогам были определённые действия, но не принципиальные. Ещё в «допарахинский» период была массовая замена старого асфальтового покрытия на плиточное в центре города. После известных неудобств это был уже заметный шаг.

Впрочем, пока все бюджеты, за исключением регионов-реципиентов, будут дотированы ,в целях сохранения политического влияния центра на региональные элиты, не стоит говорить о принципиальной связи личности управленца муниципального уровня и его успехов.

 

Июнь 22, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (июнь, 2015)

На свою нынешнюю должность Михаил Берников пришел в результате сложного компромисса, которым завершилось противостояние в Орловской области избранного мэра Виктора Сафьянова с губернатором Александром Козловым в условиях фактического равенства представительства КПРФ и «Единой России» в Орловском городском Совете народных депутатов. Последнее обстоятельство сделало Совет во многом представительным, но реально не работающим органов, который значительную часть деятельности посвящал блокированию взаимных инициатив и уходил в длительное обсуждение формальных процедур и вопросов, которые, как казалось инициировавшим их депутатам, могли дать им возможность для самопиара.

Подобная компромиссность перехода Берникова из депутатов Горсовета на должность сити-менеджера изначально поставила его в сложное положение, сделав фигурой для критики, как оппозиции, так и значительной части населения города, особенно в условиях стагнации городской экономики и общего ухудшения финансовой ситуации в регионе. Соответственно вполне предсказуемо сити-менеджер стал мишенью для общей критики, на фоне которой даже реальные достижения могли теряться на фоне традиционных городских (общероссийских) проблем ремонта (точнее отсутствия такового) дорог, уборки городских территорий и этот список можно продолжать.

Несмотря на это «Единая Россия» поставила Михаила Берникова на праймериз в проходной для него округ в Северном районе от которого он ранее избирался в Горсовет, где он предсказуемо победил, набрав 61% голосов против 25 у ближайшего конкурента (еще двое набрали соответственно 9 и 4 %). «Таким образом «Единой России» на июньской конференции предстоит решить берет ли она в кандидаты сити-менеджера, разделяя всю критику власти в сложном городском округе?

Последний местечковый скандал был связан с приобретением супругой Михаила Берникова торговых площадей (кафе) в историческом и административном центре города Орла. Стоимость квадратного метра, по которой было продано помещение, заинтересовала представителей правоохранительных органов и по данному факту проводится комплекс соответствующих мероприятий. Весьма вероятно, что эта, в общем-то, достаточно тривиальная для областного центра история с перераспределением наиболее интересных для бизнеса объектов собственности, в сложившихся условиях может стать той последней соломинкой, которую дальше не сможет везти даже хорошо тренированный спортсмен. Таким образом, шансы Михаила Берникова не только остаться на посту сити-менеджера, но и продолжить политическую карьеру на уровне регионального центра с возможно последующей пролонгацией в Орловский областной Совет народных депутатов представляются крайне маловероятными.

 

Май 05, 2015 | Регионы России: Рейтинг Губернаторов (Январь-Апрель, 2015)

На протяжении последних четырех месяцев ситуация в политической сфере Орловской области определялась состоянием двух базовых процессов: подготовкой к выборам в Городской Совет народных депутатов г.Орла и попытками противостояния региональной власти одного из орловских бизнесменов Виталия Рыбакова. Прочие факторы, влияющие на политический вес губернатора в регионе и связанные с раскрученными в СМИ комментариями к ряду заявлений В.В.Потомского, оказались кратковременными и не получили своего развития, в будущем исчерпав свое влияние в обычные для современного российского медийного пространства сроки.

Что же касается базовых трендов развития политической ситуации в регионе, то их динамика показывает стабилизацию ситуации в пользу региональной власти. В процессе, начатой предпринимателем Виталием Рыбаковым, массовой критики действий региональной власти с базовым акцентом на критику губернатора и его команды как варягов, ее масштаб постепенно сошел на нет. Из подконтрольной Виталию Рыбакову еженедельной местной газеты ушли многостраничные статьи, обвинение губернатора и его команды в семи смертных грехах, ее тираж сократился с 45 тысяч до 5 тысяч экземпляров. Судя по всему, завершается и проплаченная Рыбаковым кампания публикаций в федеральных изданиях статей антигубернаторской направленности. Не исключено, что это связано с известными проблемами финансирования, что также ставит под сомнение вероятность анонсированного в политическом сообществе региона заявление о выставлении 28 кандидатов по всем одномандатным избирательным округам г. Орла на выборах Горсовета 13 сентября 2015 г.

Два проведенных митинга (декабрь, март), второй из которых имел ярко выраженную антигубернаторскую и антикоммунистическую направленность, показали отсутствие роста динамики протестных настроений (примерно одинаковая численность участников – по самым оптимистическим оппозиционным прогнозам до 1500 участников). Предсказуемо оказалось невыполненным, т.к. было невыполнимым, обещание проведение третьего антигубернаторского митинга в Москве. Некоторое изменение состава участников, связанное с замещением части работников подконтрольных Виталию Рыбакову коммерческих структур, традиционным городским протестным электоратом (женщины пенсионного возраста, профессиональные борца против всего, чтобы то ни было) вряд ли можно оценивать как положительную для оппозиции динамику.

Политические риски в части противостояния с оппозицией для действующего губернатора могут быть в случае вмешательства в этот процесс третьей силы с достаточно серьезными финансовыми и организационными ресурсами, что представляется маловероятным в связи с поддержкой Губернатора, как со стороны высшей федеральной власти, так и со стороны главной оппозиционной партии.

Возможна потеря части политического капитала в случае реализации силового сценария подавления деятельности оппозиции с соответствующей подачей этого в федеральных СМИ. Возможно, что именно на подобный сценарий оппозиция и провоцирует действующую власть. Целью может быть создание для оппозиции имиджа борца за справедливость в сочетании с нимбом мученика и выходом с данными ресурсами в избирательные кампании 2016 г. Для Орловской области — это как выборы депутатов Госдумы, так и Орловского областного Совета народных депутатов.

Второй тренд развития политической ситуации в Орловской области связан с началом процедуры формирования партийных списков кандидатов в депутаты Орловского городского совета. Специфика ситуации состоит в том, что по итогам выборов 2011г. в Горсовете сложилось равновесное представительство ЕР и КПРФ, что, фактически, крайне затруднило процесс принятия решений, создав в условиях известных проблем в экономике страны дополнительный раздражающий фактор для населения областного центра. Соответственно, задача региональной власти состоит в формировании в Горсовете фракции большинства, поддерживающего общий курс руководства региона в сфере экономики, социальной политики, градостроительства.

Прогноз состоит в формировании большинства от ЕР. Он основан на том, что при выборах 2011 г. равенство в Горсовете сложилось в результате несогласованных действий команды избранного мэра (В.В. Сафьянов) и региональной власти (А.П. Козлов), допустивших по нескольким округам конкуренцию своих кандидатов, поделивших провластный электорат. Это привело в Горсовет нескольких депутатов от КПРФ. Также по ряду округов разница между кандидатами ЕР и КПРФ составила несколько десятков голосов. Соответственно, даже простое исправление технических политтехнологических ошибок способно дать искомый результат.

Новации в законодательстве о выборах в Горсовет предполагают выборы по партийным спискам (10 из 38 мандатов), в этом случае шансы на преодоление 5% барьера, дающего 1 мандат в Горсовете, имеет ЛДПР. Участие в выборах «Справедливой России», утратившей оргструктуру маловероятно, в случае участия, при активной кампании, окажется на грани прохода в Горсовет. Максимальный результат одномандатника на прошлых выборах – 8%. В случае если одна из партий наберет более 50% голосов, то в распределении оставшихся мандатов участвует только она и вторая, по числу голосов партия, из тех, которые смогли преодолеть 5% барьер. Законодательство позволяет участвовать в выборах на основании собранных в свою поддержку подписей избирателей практически любой партии, однако электоральный выбор последних 15 лет в области и городе показывает четкую поляризацию по принципу за власть (в широком смысле) или против. Соответственно речь пойдет о выборе между ЕР и КПРФ и, скорее о том, преодолеет ли ЕР 50% барьер. КПРФ традиционно набирает в городе, в зависимости от участка, порядка 30%, с пиковыми показателями до 42%.

Общая ситуация в экономике и социальной сфере в преломлении применительно к восприятию Губернатора электоратом состоит, судя по результатам социологических опросов, не в критике сокращения ряда показателей развития региона, а, скорее, в ожидании перемен. Негативная составляющая данного восприятия сглажена общероссийским фоном экономических и внешнеполитических проблем, переживаемых страной, и не персонифицируется на фигуру губернатора. Подтверждается и давно отмечаемый в области тренд на оценку стабильности (отсутствие резких негативных изменений), как на значимую ценность.

Интересны показатели опроса молодежи, которые также показывают ориентацию на стабильность в период общего кризиса как на значимую ценность.

Таким образом, политический капитал В.Потомского будет в основном формироваться за счет выбора сценария в отношении оппозиционных течений, сфокусированных вокруг фигуры бизнесмена Виталия Рыбакова и результатов выбора в Горсовет, где главным риском (с невысокой вероятностью) выступает повторение равного представительства ЕР и КПРФ, при номинальном участии ЛДПР.