В понедельник Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) презентует методику экономической оценки эффективности глав регионов, она будет учтена в ноябрьском выпуске рейтинга эффективности губернаторов. В методику не вошли данные о закредитованности регионов, поскольку, как считают в фонде, это не обеспечивает единого подхода. ФоРГО посчитает способность регионов обслуживать долги и ознакомит с подсчетами экспертов, участвующих в составлении рейтинга.
В критерии оценки антикризисных успехов региональных руководителей включен параметр добавленной стоимости (ее отражают сборы по НДС). «Я вижу необходимость определить собственный экономический потенциал регионов, поскольку только он отражает способность к развитию и возможность рассчитаться по госдолгу. А НДС, перечисляемый субъектами РФ в федеральный бюджет,— единственный показатель, отражающий собственный экономический потенциал»,— пояснил «Ъ» один из авторов методики ФоРГО Игорь Астафьев. В рейтинге ФоРГО сравнивает эти показатели за текущий и предшествующий периоды, превращая в баллы: положительная динамика — 5, отрицательная — 2, отсутствие динамики — 3.
От других параметров фонд решил отказаться, потому что они не равно применимы ко всем регионам, допускают разные толкования или требуют отдельного аудита, либо источники информации не регулярны и не общедоступны. В частности, речь идет о закредитованности регионов. Как считают авторы рейтинга, этот критерий не позволяет учесть цели государственных заимствований, а результаты использования кредитов могут иметь эффект только в долгосрочной перспективе. «Его трудно применить математически, он требует трактовки»,— говорит глава фонда Константин Костин. Поэтому показатель закредитованности будут учитывать эксперты при составлении анкеты к рейтингу (экспертный модуль).
Между тем данные о закредитованности регионов кардинально не повлияли бы на позиции губернаторов в рейтинге эффективности. Серьезно упрочить позиции могли бы лишь Алтайский край и Республика Алтай, которые, как выяснилось, успешно обслуживают те небольшие заимствования, которые у них есть. Так, в распоряжении «Ъ» есть данные ежеквартального рейтинга, составленного экспертами фонда на основании данных Минфина и Федерального казначейства, он отражает соотношение долговых обязательств и источников их покрытия к сумме доходов консолидированных бюджетов. В топ-15 этого рейтинга с минимальной долей закредитованности вошли Ненецкий АО (ноль совокупного долга и, соответственно, нулевой индикатор закредитованности), Тюменская, Сахалинская, Московская области, Санкт-Петербург, Алтайский край, Ханты-Мансийский АО, Ленинградская область, Республика Тыва, Владимирская область — у всех этих субъектов закредитованность менше 10%; Москва, Чеченская Республика, Иркутская область, Республика Алтай, Камчатский край (закредитованность — 10-11,2%). Индикатор — это фактически показатель способности региона обслуживать свои долги. Среди топ-15 много лидеров из первой группы рейтинга: и Ненецкий АО, и Тюменская и Ленинградская области, Ханты-Мансийский АО и т. д.
«Случай с Алтаем и Алтайским краем для меня некоторый сюрприз, и это показатель того, что оба региона грамотно обслуживают долги, но здесь как раз нужна трактовка: оба региона проводят консервативную политику, что я бы оценил сдержанно, потому что я сторонник инвестиционных кредитов, которые бы работали на долгосрочное развитие региона»,— говорит господин Костин.
Экономический модуль будет учтен в ноябрьском выпуске рейтинга эффективности губернаторов (в сентябре после единого дня голосования рейтинг выйдет без экономического модуля).