Путин упразднил Минкрыма

Министерство по делам Крыма после 15 месяцев работы прекращает свое существование: премьер Дмитрий Медведев объясняет такое решение завершением процесса интеграции полуострова в российское правовое поле, президент Владимир Путин подчеркивает, что это обеспечит большую самостоятельность региональных властей.

Крым, как и находящийся на Крымском полуострове город Севастополь, стали российскими регионами после референдума 16 марта 2014 года, когда более 96% проголосовавших высказались за выход из состава Украины и воссоединение с Россией. Референдум стал реакцией на государственный переворот в Киеве в феврале 2014 года.

 Министерство по делам Крыма было создано 31 марта 2014 года, через 10 дней после подписания президентом Путиным договора о принятии Крыма и Севастополя в состав России. Министром был назначен Олег Савельев, который до назначения главой Минкрыма более пяти лет проработал заместителем главы Минэкономразвития РФ.

Анонсируя в марте 2014 года создание министерства, Медведев сказал, что оно поможет развитию новых российских регионов.

«Решение такой задачи (развитие Крыма) потребует очень значительной концентрации усилий различных ведомств и решения межотраслевых задач. В связи с этим считаю правильным создание специального федерального органа исполнительной власти для решения задач Крыма и Севастополя, такого, которое мы имеем применительно к Дальнему Востоку», — сказал он на заседании правительства.

Уже тогда многие эксперты говорили о том, что министерство просуществует недолго и создано на переходный период.

 

Указ об упразднении Минкрыма подписан президентом Путиным в среду, 15 июля. Перед этим вопрос ликвидации министерства обсуждался на встрече Путина с Медведевым в Ново-Огарево.

«В настоящий момент все юридические вопросы закрыты, речь идет не только об изменении конституции, что было сделано, но и о полной интеграции в правовое поле РФ… В этом смысле можно считать, что министерство по делам Крыма свою задачу исполнило», — сказал Медведев главе государства.

Премьер также подчеркнул, что упразднение министерства сэкономило бы средства.

«Ну, давайте так и сделаем. Думаю, таким образом можно будет обеспечить большую самостоятельность региональных органов власти Крыма и Севастополя и, с другой стороны, не утратить контакт взаимодействия между федеральной исполнительной властью и правительством», — ответил Путин.

По словам Медведева, вопросы развития Крыма будет курировать Министерство экономического развития РФ.

«В то же время, естественно, работа по дальнейшей интеграции, экономической и социальной, Крыма в состав РФ должна быть продолжена. Это не самый быстрый процесс. Мы знаем, насколько Крым отстал от других территорий нашей страны, поэтому эти задачи можно было бы возложить на министерство экономического развития», — сказал Медведев на встрече с президентом Путиным.

В Минэкономразвития РФ уже заявили, что готовы взять на себя вопросы развития Крыма.

Также будет создана специальная правительственная комиссия по делам Крыма и Севастополя, секретарем которой Медведев предложил назначить уходящего с поста главы Минкрыма Олега Савельева.

 

В последние дни многие эксперты и политики, комментируя сообщения о возможном упразднении Минкрыма, говорили, что министерство выполнило свою работу и в нем больше нет необходимости.

«На сегодня министерство выполнило свою функцию. На мой взгляд, с ним можно было бы безболезненно расстаться. Есть вице-премьер Козак Дмитрий Николаевич, который координирует работу по Крыму. В каждом министерстве, как правило, один из заместителей министра занимается проблемами по Крыму. Полагаю, что было бы правильно его упразднить. Но сейчас я высказываю свою точку зрения и не знаю позицию президента», — сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Глава крымского отделения Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), зампред Общественной палаты Крыма Александр Форманчук также считает миссию Минкрыма выполненной.

«Нужно отдать должное этому министерству, которое в непростой для Крыма момент обеспечило грамотное экономико-правовое решение очень многих проблем. Оно выполнило серьезную миссию по адаптации Крыма в экономическое пространство Российской Федерации», — сказал он РИА Новости.

В частности, по его словам, министерство имело непосредственное отношение к разработке Федеральной целевой программы развития Крыма до 2020 года и крымской свободной экономической зоны. Однако сегодня, по мнению эксперта, налицо дублирование функций Минкрыма и региональной власти, что размывает степень ответственности за результат.

«Это не надо воспринимать как конфликт личных интересов. Если раньше правительство главы Крыма Сергея Аксенова больше занималось оперативной работой, но теперь оно нуждается в усилении стратегического направления, поэтому с точки зрения динамики развития Крыма параллелизм полномочий недопустим», — сказал Форманчук.

 

При этом вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что решение о ликвидации Минкрыма стало результатом аппаратной борьбы.

«Я думаю, что реально это аппаратная, конечно, борьба. Есть сразу несколько центров влияния: есть полпредство президента, есть министерство, есть руководство Крыма, есть губернатор Севастополя. В Севастополе еще есть (Алексей) Чалый — председатель законодательного собрания, который находится в очень непростых отношениях с исполнительной властью региона, что, в общем, такое исключение для российских субъектов федерации», — сказал Макаркин.

По его словам, «наверное, министерство по делам Крыма в этой конкуренции проиграло». «Это означает, что, наверное, усилится роль полпредства в Крыму», — отметил политолог.

«Я думаю, процесс интеграции далеко не завершен, я думаю, что это такая официальная формулировка. Не создаются министерства на один год, такого не бывает, так может создаваться рабочая группа, временная комиссия, но министерства не создаются на один год», — сказал он РИА Новости.

Гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов считает, что решение о ликвидации Минкрыма лежит в политической плоскости.

«Эта реформа больше связана с политическими процессами, чем с завершением интеграции Крыма в состав России. Интеграция Крыма в состав России только началась, она, безусловно, не завершена. Завершается формирование федеральной программы, которая будет реализовываться в ближайшие годы… Здесь сильна политическая составляющая, она во всем чувствуется, этот вопрос явно лежит не только в управленческой или экономической плоскости, лежит, прежде всего, в политической плоскости, эта аппаратная реконфигурация», — сказал он РИА Новости.

По его словам, передача Минэкономразвития функций и задач Минкрыма может снизить эффективность работы, потому что она станет одним из направлений в политике ведомства. Эксперт считает, что, скорее всего, реализация федеральной целевой программы будет осуществляться через разные ведомства, а не только через Минэкономразвития.

«Есть риск, что это приведет к раздроблению и политики соответствующей, и денежных потоков… Здесь нужен вице-премьер, который будет отвечать за эти направления… Важно, чтобы новые службы — комиссия, департаменты в министерствах — действовали более эффективно, чем министерство, действовали согласованно. Мы знаем, что у нас очень большие проблемы с межведомственными согласованиями, когда многие вопросы подолгу находятся в тех или иных министерствах, есть масса разногласий, а это сильно затрудняет управленческий процесс», — добавил он.

По информации http://ria.ru/politics/20150715/1130487339.html#ixzz3fzTjbM1H